Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Субъекты и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" правом осуществления ОРД на территории РФ, наряду с оперативными подразделениями органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов Госнаркоконтроля, таможенных органов, службы внешней разведки, наделены и оперативные подразделения органов внутренних дел.

Оперативные подразделения ОВД состоят из штатных сотрудников (т. е. лиц, имеющих специальные звания милиции, внутренней службы), осуществляющих оперативно-розыскную работу гласно либо негласно в объеме, установленном для них соответствующими ведомственными нормативными актами МВД России.

Таким образом, в силу специфики выполняемых задач персонал оперативных подразделений ОВД подразделяется на штатных (кадровых) сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные функции преимущественно легально (гласно), не конспирируя свою принадлежность к ОВД, и оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам конспирируется (т.е. их работа осуществляется только негласно). Первые вправе сочетать проведение ОРМ с административно-правовыми, уголовно-процессуальными и другими правовыми действиями, вторые применяют только разведывательные методы по добыванию информации.

В зависимости от компетенции оперативные подразделения осуществляют различные оперативно-служебные задачи. Указанные обстоятельства позволяют условно разделить все оперативные аппараты ОВД на две группы: выполняющие ОРД в полном объеме и выполняющие ОРД в усеченном объеме.

В полном объеме оперативно-розыскную деятельность осуществляют следующие подразделения органов внутренних дел:

уголовного розыска;

по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями;

по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков;

обеспечения собственной безопасности;

по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте.

В неполном объеме, установленном ведомственными нормативными актами МВД России, выполняя по поручению (заданию) подразделений первой группы лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия, осуществляют ОРД следующие подразделения:

оперативного поиска;

оперативно-технических мероприятий;

Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в России;

милиции общественной безопасности (МОБ), ведущие борьбу с преступлениями в рамках своей компетенции.


Общая классификация субъектов оперативно-розыскной деятельности

Субъекты, участвующие в выполнении задач ОРД

штатные (кадровые) сотрудники оперативных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих ОРД лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД выполняющие оперативно-розыскные функции, преимущественно не конспирируясвою принадлежность к правоохранительным органам в силу выполняемых задач конспирирующие свою принадлежность к правоохранительным органам (осуществляющие свою деятельность только негласно) внештатные сотрудники, оказывающие содействие преимущественно без конспирации сотрудничества с ними (гласно) лица, оказывающие содействие только на конфиденциальной основе (негласно)

выполняющие оперативно-розыскные функции в неполном объеме

по контракту

без контракта

возмездно

выполняющие оперативно-розыскные функции в полном объеме

безвозмездно

Как видно, функциональные обязанности сотрудников оперативных служб ОВД разнообразны в зависимости от конкретных задач, выполняемых ими, но все они могут быть объединены одной главной особенностью - использованием в борьбе с преступностью оперативно-розыскных возможностей.

Так, основными задачами подразделений уголовного розыска (УР) являются следующие:

предупреждение и раскрытие преступлений против личности;

предупреждение и раскрытие имущественных преступлений;

предупреждение и раскрытие преступлений несовершеннолетних;

содействие подразделениям по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков;

осуществление розыскной работы.

Для подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями основными задачами являются:

борьба с преступлениями в агропромышленном комплексе;

преступлениями в промышленности и сельском хозяйстве;

преступлениями во внешнеэкономической деятельности;

преступлениями на потребительском рынке;

преступлениями в сфере приватизации и кредитно-финансовых отношений;

фальшивомонетничеством;

раскрытие налоговых преступлений.

Поскольку такие угрозы могут носить внутреннюю и внешнюю направленность, то и деятельность ССБ направлена на решение двух групп задач.

Первая группа:

выявление среди сотрудников ОВД коррумпированных лиц, а также лиц, замышляющих, подготавливающих или совершающих должностные и иные преступления;

недопущение наступления вредных для деятельности органов внутренних дел последствий правонарушений сотрудников.


Вторая группа:

установление преступных устремлений против органов внутренних дел;

обнаружение и нейтрализация деятельности лиц, замышляющих, подготавливающих или совершающих преступления против органов внутренних дел, их сотрудников и других лиц, защита которых отнесена к их компетенции;

выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения преступных элементов в систему органов внутренних дел или оказания негативного влияния на ее деятельность.

Задачи оперативных подразделений ОВД воспроизводятся и конкретизируются в обязанностях, которые возлагаются на них как на структурные части милиции в целом и на службы, выполняющие специальные оперативно-розыскные функции. По содержанию ст. 10 Закона РФ "О милиции" можно определить, что в обязанности оперативных подразделений милиции входит принятие целого ряда мер административно-правового, оперативно-розыскного и уголовно-процессуального характера. Обязанности оперативно-розыскных подразделений и их сотрудников конкретизированы в ст. 14 Закона об ОРД.

Одной из первоочередных обязанностей закон провозглашает необходимость принятия всех необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также оказания содействия обеспечению безопасности общества и государства. Эта обязанность следует из конституционного положения (ст. 2 Конституции РФ) о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (в т.ч. имущественных) - первейшая обязанность государства и его органов. Однако защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан. Поэтому, согласно ст. 23, 25, 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом (только в той мере, в какой это необходимо) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следующей обязанностью оперативно-розыскных подразделений является исполнение письменных поручений органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам. Причем поручения и указания отмеченных должностных лиц могут приниматься к исполнению в случае соответствия их следующим требованиям:


они должны быть даны в письменной форме;

должны исходить от лиц и органов, принявших уголовное дело к производству;

не должны определять тактику проведения мероприятий.

Ответственность за законность и обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий несут органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Передача результатов оперативно-розыскной деятельности правоохранительным органам другого государства должна осуществляться таким образом и в таком объеме, чтобы исключить разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

На основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в соответствии с принципом взаимности сотрудники правоохранительных органов других государств могут прибыть на территорию России для координации действий при проведении запрашиваемых оперативно-розыскных мероприятий. Однако их участие в таких мероприятиях исключается, поскольку на территории России оперативно-розыскную деятельность могут осуществлять только специально уполномоченные на это федеральным законом российские государственные органы.

Обязанностью субъектов ОРД является необходимость информирования другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь. Это требование обусловливается возможностью попадания в поле зрения подразделений и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сведений о противоправных деяниях, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб органов внутренних дел или других органов - субъектов оперативно-розыскной деятельности. Обмен информацией и взаимодействие необходимы еще и в связи с тем, что некоторые мероприятия (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) могут быть проведены лишь ограниченным кругом субъектов, указанных в законе.

Оперативно-розыскные подразделения обязаны также содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих им содействие, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей от преступных посягательств. Для реализации этого требования в органах внутренних дел созданы специальные подразделения по обеспечению собственной безопасности, на которые возложены обязанности по защите органов внутренних дел, их сотрудников, лиц, оказывающих содействие подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.


Поводом для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его близких или иных лиц являются, как правило, их заявление (рапорт) или непосредственное получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

В случае принятия решения о применении мер безопасности органом, ее обеспечивающим, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер, сроков их осуществления, а в необходимых случаях, и органов, привлекаемых для содействия обеспечению безопасности. Порядок проведения мер защиты, осуществления оперативно-розыскных мероприятий, взаимодействия с другими подразделениями определяется ведомственными нормативными актами.

Для эффективного исполнения перечисленных выше обязанностей подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, ст. 15 Закона об ОРД наделены соответствующими правами.

Изъятие указанных объектов может быть гласным либо негласным и осуществляется в целях:

а) обеспечения их сохранности до наступления момента использования в уголовном процессе (в доказывании по уголовным делам);

б) исследования;

в) исключения их использования при совершении преступлений (т. е. возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, а также угроз государственной, военной, экономической или экологической безопасности России).

Об изъятии предметов и материалов в ходе оперативно-розыскных мероприятий в рапорте (справке) о его проведении делается обязательная запись с описанием изъятого и указанием условий их изъятия, упаковки и хранения.

В случае изъятия указанных объектов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (например, на тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища), необходимо соблюдение двух условий: вынесение постановления руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия, получение разрешения судьи.

Право на прерывание предоставления услуг связи возникает у подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в случае передачи по контролируемым каналам связи информации, распространение которой представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Технические вопросы прекращения связи определяются ведомственными нормативными актами.

Необходимость установления отношений сотрудничества между оперативными подразделениями ОВД и частными лицами обусловлена тем, что собственные (личные) возможности оперативных работников в получении необходимой информации ограничены. Законодатель, разрешая наем частных лиц, имеющих возможность содействовать оперативным аппаратам в подготовке либо осуществлении ОРМ, определил, что он может производиться как при условии оплаты либо предоставления иных услуг за оказанное содействие (возмездное содействие), так и на основе других мотивов (лояльность, патриотизм, искреннее желание помочь в защите собственных жизни, здоровья, имущества, а также прав, свобод и интересов своих близких и др.), т. е. в этом случае отношения сотрудничества могут иметь безвозмездный характер. Но в обоих случаях конфидент получает право на секретность отношений, означающее, что сведения о его личности становятся государственной тайной и огласке не подлежат.