Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Субъекты и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    1. . Ведомственный (внутренний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью

В оперативно-розыскной деятельности особое значение имеет ведомственный контроль. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованности и эффективности оперативно-розыскной деятельности и позволяет устранить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руководителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.

Ведомственный контроль за ОРД осуществляется на основании ст. 22 Закона об ОРД. Основные задачи ведомственного контроля: обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих эту деятельность; обеспечение своевременного и качественного выполнения решений, принимаемых в ходе ОРД, и раскрытия преступлений; своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; выявление и внедрение положительного опыта; повышение дисциплины и ответственности оперативных сотрудников.

Этот вид контроля осуществляется на всех стадиях подготовки и проведения ОРМ и ОРД в целом, начиная с выяснения оснований и условий для проведения ОРМ и заканчивая использованием их результатов, а также начиная с решения задачи добывания информации и заканчивая предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, осуществлением розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, либо розыском без вести пропавших.

Ведомственный контроль в МВД России за ОРД организуют руководители:

1) министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе;

2) начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;

3) министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе;

4) начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транспорте и на режимных объектах; их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной полиции;

5) начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной полиции, иные должностные лица.

6) по поручению руководителя органа, осуществляющего ОРД, контроль за ОРД вправе осуществлять должностные лица, не входящие в штат оперативных подразделений, но реализующие в соответствии с занимаемой должностью контрольные функции. Это могут быть имеющие соответствующие допуски сотрудники аппарата министра, организационно-инспекторских подразделений, инспекций по личному составу, контрольно-ревизионных подразделений.


Закон возложил на руководителей органов внутренних дел контроль за законностью организации и тактики осуществления оперативно-розыскной работы, недопущением в ее процессе нарушения прав и свобод личности, причинения вреда государственным и общественным интересам.

Эти руководители несут персональную ответственность за правильность и эффективность использования сил, средств и иных оперативно-розыскных возможностей в принятии исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимостью нарушений установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, за неправомерным или несанкционированным использованием технических средств, обеспечением конспирации в оперативно-розыскной деятельности, соблюдением режима секретности в делопроизводстве, защищенностью системы оперативного учета от возможности утечки оперативной информации, а также за порядком ведения дел оперативного учета (комментарий к ст.10 Закона об ОРД), рациональным и эффективным расходованием финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность.

Законодательно не предусмотрено осуществление ведомственного контроля со стороны непосредственных руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел. Однако именно они повседневно контролируют организацию деятельности подчиненных или оперативных подразделений и тактику проведения ими ОРМ и реализации административно-правовых функций. Поэтому руководители этого уровня также несут персональную ответственность за состояние работы на порученном им направлении оперативно-розыскной деятельности. Объем их полномочий определяется соответствующими ведомственными нормативными актами по организации и тактике ОРД органов внутренних дел. Эти нормативные акты устанавливают перечень руководителей, имеющих право утверждать постановления на проведение оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от степени их сложности и характера. На практике постановление о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права личности, утверждает, как правило, начальник криминальной милиции (заместитель начальника органа внутренних дел по оперативной работе). Тем не менее, это не снимает ответственности с самого руководителя органа.

В порядке контроля руководители, наделенные правом его осуществления, изучают оперативные материалы, полученные в результате проведения ОРМ, отражающие основания и условия их проведения, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и принимают по ним решения.


Поскольку ведомственный контроль есть и функция управления, то указанные руководители дают указания о проведении работы по осуществлению оперативной проверки, контролируют сроки, порядок, полноту их ведения, проверяют обоснованность их прекращения, утверждают планы мероприятий, дают задания на проведение ОРМ другим оперативным подразделениям либо санкционируют их, составляют постановления и выступают с ходатайством о проведении ОРМ, санкционируют выдачу денежных средств на оперативные расходы, заслушивают участников ОРМ, заключают контракты с лицами, выразившими желание сотрудничать с оперативными подразделениями субъектов ОРД, анализируют оперативную информацию, дают указания на проведение мероприятий, рассматривают жалобы и заявления граждан.

Характерным признаком ведомственного контроля является властный индивидуально-правовой акт обязательного значения, содержащий оценку действий сотрудников и определяющий мероприятия, которые необходимо провести (например, по результатам проверки наказать в дисциплинарном порядке нарушившего закон сотрудника, укрепить регистрационную дисциплину, провести конкретное ОРМ и т.д.).

Основными целями ведомственного контроля являются:

- установление обоснованности и законности организации и тактике оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательными и ведомственными нормативными актами;

- своевременное выявление недостатков в области организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, а также принятие необходимых мер по выполнению тех или иных оперативно-розыскных функций;

- привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения установленных законом и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных процедур.

Руководители и исполнители, принявшие необоснованные решения и допустившие неправомерное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, несут персональную ответственность. Так, согласно ст.40 Закона РФ «О милиции» за противоправные действия или бездействие сотрудники милиции могут привлекаться к различным видам ответственности: дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной на основании и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Контроль осуществляется следующими способами: личное участие в организации (проведении) ОРМ; санкционирование заведения (прекращения) ДОУ, их сроков или разрешение проведения конкретных ОРМ; санкционирование заключения контракта с гражданами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД; изучение материалов, полученных в результате выполнения ОРМ, иных документов, имеющих отношение к ОРД и принятие по ним решений; дача указания о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки; участие в планировании ОРМ; заслушивание исполнителей; назначение проведения служебных проверок; рассмотрение жалоб и заявлений граждан.


Ведомственный контроль реализуется внутри органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность непосредственно его руководителями и должностными лицами в соответствии ст.22 ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами.

К числу руководителей, осуществляющих контроль за оперативно-розыскной деятельностью в системе государственных органов, относятся:

- первые руководители государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность и их заместители по оперативной работе;

- начальники департаментов и управлений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;

- начальники структурных подразделений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в субъектах федерации;

- начальники низовых структурных подразделений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- иные должностные лица, имеющие соответствующий допуск и осуществляющие инспекторские функции.

Основными целями ведомственного контроля являются:

- своевременное предупреждение нарушений закона и вскрытие недостатков в процессе осуществления ОРД;

- определение соответствия этой деятельности требованиям законодательства Российской Федерации и ведомственным нормативным актам;

- обеспечение конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе;

- обеспечение единства решений и исполнения.

Формы осуществления ведомственного контроля могут заключаться в ознакомлении руководителя с делами оперативного учета, работой подразделения и его конкретных сотрудников, постоянное изучение оперативно-значимой информации и общественного мнения, заслушивание конкретных работников в ходе оперативных совещаний и др.

Субъектами ведомственного контроля за отдельными аспектами ОРД являются службы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выполняющие штабную функцию, если они имеют соответствующий допуск к сведениям оперативно-розыскного характера, составляющим служебную или государственную тайну.

Вышеперечисленные субъекты ведомственного контроля выбирают соответствующие его формы, которые выработаны оперативно-розыскной практикой и могут быть различными с учетом соответствующих целей, задач, объема полномочий и количества проверяющих, объектов контрольных проверок.


Последующий контроль является наиболее распространенным в деятельности оперативных подразделений и проводится после исполнения принятых решений.

Особым направлением контроля является проверка соблюдения правил поддержания режима секретности, установленного ведомственными нормативно правовыми актами.

Заключение

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется субъектами ОРД, которыми являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и проведение ОРМ либо участие в них, последствие и неисполнение которых влечет за собой юридическую ответственность.

Субъекты ОРД находятся под защитой государства. Защита это предусмотренная оперативно-розыскным законодательством и некоторыми иными нормативными правовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечить безопасность и эффективность деятельности оперативников и иных участников ОРД по решению поставленных задач, а также законность решений и ОРМ в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а в случае совершения правонарушения – возмещения вреда.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта (участника) ОРО обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России.

В целях обеспечения безопасности ряда субъектов ОРД и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом федеральным законом о государственной защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.[20]

Государственным органом полномочным осуществлять ОРД выступает оперативно-розыскной орган — функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенного правоохранительного органа или специальной службы России система его оперативных подразделений и должностных лиц, предназначенная непосредственно полностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать.

Библиография