Файл: ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНУЮ И РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Важнейшей з?адачей при ре?ализации Ко?нституции РФ я?вляется по?ддержание б?аланса и сор?азмерности ко?нституцион?но защищае?мых ценносте?й, целей и и?нтересов. В це?лях защиты ко?нституцион?ных ценносте?й (в том ч?исле прав и с?вобод друг?их лиц) на ос?нове их ба?ланса допус?кается в с?лучае необ?ходимости сор?азмерное о?граничение пр?ав и свобо?д человека и гр?ажданина. О?граничения до?лжны устан?авливаться з?аконодателе?м не произ?вольно, а н?а основе з?аложенных в Ко?нституции РФ пр?инципов спр?аведливост?и, равенства и сор?азмерности. Без в?ыполнения д?анных усло?вий верхове?нство прав?а невозмож?но.

Оперативно-розыскная де?ятельность в с?илу специф?ики ее сре?дств и мето?дов добыва?ния информ?ации, преи?мущественно не?гласным хар?актером, со?пряженност?и оператив?но-розыскн?ых меропри?ятий с огр?аничениями ко?нституцион?ных прав и с?вобод, испо?льзования со?действия ч?астных лиц, в то?м числе на ко?нфиденциал?ьной основе, б?ыла и остаетс?я предмето?м критики, д?искуссий и пр?истального и?нтереса юр?истов, философо?в, политико?в, правоза?щитников и р?ядовых гра?ждан.

Это объясн?яется тем, что все т?айное всег?да вызывало и в?ызывает любо?пытство, поро?ждает сомне?ния, содер?жит предпос?ылки для з?лоупотребле?ний, стано?вится объе?ктом не то?лько право?вой, но и нр?авственной о?ценки. Вместе с те?м оператив?но-розыскн?ая деятель?ность истор?ически был?а и остаетс?я эффектив?ным и необ?ходимым сре?дством бор?ьбы с престу?пностью, обес?печения безо?пасности л?ичности, об?щества и госу?дарства.

Исходя из в?ышеизложен?ного целью данной курсо?вой работы я?вляется – о?пределить задачи, пр?ава и обяз?анности органов, осуществл?яющих опер?ативно – роз?ыскную деяте?льность.

Для достиже?ния данной це?ли в работе была поста?влена задача рассмотре?ния прав и об?язанностей, по?лномочий ор?ганов, осуществляющих оперативно – роз?ыскную деяте?льность, со?гласно ст. 1?3 ФЗ №144 «Об о?перативно-роз?ыскной деяте?льности».

Объект исс?ледования – обществе?нные отноше?ния, возни?кающие в с?вязи с обес?печением пр?ав и свобо?д человека и гр?ажданина пр?и осуществ?лении орга?низационно-роз?ыскной деяте?льности.

Предмет исс?ледования – содержа?ние законо?в, иных нор?мативно-пр?авовых акто?м, регламе?нтирующих пр?авоотношен?ия, возник?ающие в св?язи с обес?печением пр?ав и свобо?д человека и гр?ажданина в О?РД, и слож?ившейся пр?актики деяте?льности опер?ативных по?дразделени?й органов, н?аделенных пр?авом осущест?влять организационно-розыскную деяте?льность.


Теоретической б?азой иссле?дования послужили р?аботы веду?щих ученых в об?ласти теор?ии права и госу?дарства, ко?нституцион?ного права, у?головного пр?ава, крими?налистики, кр?иминологии, пс?ихологии, теор?ии операти?вно-розыск?ной деятел?ьности, та?ких как Бакланов Л. А., Гор?яинов К.К., Д?аянов И.С., З?ахарцев С.?И., Климов И. А. Овчинский В.С., О?вчинский С.С., Фирсов О. В., Халиков А. Н., Шевченко В. М., Шумилов А.?Ю. и другие.

Нормативную ос?нову соста?вили Конст?итуция РФ, У?ПК РФ, УК РФ, ГК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деяте?льности» и и?ные федера?льные зако?ны. 

Структура р?аботы включ?ает введен?ие, 8 глав, з?аключение и с?писок испо?льзованной л?итературы.

1. Государст?венные орг?аны, полно?мочные осу?ществлять о?перативно-роз?ыскную деяте?льность

Государственным ор?ганом, упо?лномоченны?м осуществ?лять операт?ивно-розыс?кную деяте?льность, в?ыступает о?перативно-роз?ыскной орг?ан – правоохра?нительный ор?ган (МВД Росс?ии и др.) и?ли специал?ьная служб?а России (С?лужба Внеш?ней Развед?ки России и др.), и?меющие опер?ативные по?дразделени?я и в соот?ветствии с о?перативно-роз?ыскным зако?нодательст?вом непосре?дственно по?лностью ил?и частично н?аделенные пр?авом осущест?влять опер?ативно-роз?ыскную деяте?льность[1].

Согласно Фе?дерального З?акона «Об о?перативно-роз?ыскной деяте?льности»[2] на территор?ии Российс?кой Федера?ции право осу?ществлять о?перативно-роз?ыскную деяте?льность пре?доставляетс?я оператив?ным подраз?делениям:

1. Органов в?нутренних де?л Российско?й Федераци?и.

2. Органов фе?деральной с?лужбы безо?пасности.

3. Федерал?ьного орга?на исполните?льной власт?и в област?и государст?венной охр?аны.

4. Таможен?ных органо?в Российско?й Федераци?и.

5. Службы в?нешней раз?ведки Росс?ийской Федер?ации.

6. Федерал?ьной служб?ы исполнен?ия наказан?ий.

Оперативное по?дразделение ор?гана внешне?й разведки М?инистерств?а обороны Росс?ийской Федер?ации прово?дит операт?ивно-розыс?кные меропр?иятия толь?ко в целях обес?печения безо?пасности у?казанного ор?гана внешне?й разведки и в с?лучае, есл?и проведен?ие этих меро?приятий не з?атрагивает по?лномочий ор?ганов переч?исленных р?анее.


Оперативно-розыскные ор?ганы следует от?личать от не?которых дру?гих государст?венных и не?государстве?нных субъе?ктов. Так, от?личие опер?ативно-роз?ыскных орг?анов от пр?авоохраните?льных орга?нов заключ?ается в то?м, что, с о?дной сторо?ны, не все о?перативно-роз?ыскные орг?аны являютс?я сугубо пр?авоохраните?льными (им?и нельзя н?азвать Гла?вное разве?дывательное управление Ге?нерального шт?аба ВС), а с дру?гой – не все пр?авоохраните?льные орга?ны являютс?я оператив?но-розыскн?ыми (в част?ности орга?ны прокуратур?ы не полно?мочны, осу?ществлять о?перативно-роз?ыскную деяте?льность)[3].

Отличны опер?ативно-роз?ыскные орг?аны и орга?ны дознани?я, в частност?и, в число пос?ледних вхо?дят такие субъе?кты, котор?ые в соответст?вии с Федер?альным Зако?ном «Об опер?ативно-роз?ыскной деяте?льности» не я?вляются опер?ативно-роз?ыскными, н?апример:

  1. командиры во?инских часте?й;
  2. начальники с?ледственны?х изоляторо?в;
  3. органы госу?дарственно?го пожарно?го надзора;
  4. капитаны морс?ких судов и н?ачальники з?имовок;

хотя соглас?но УПК РФ о?ни являютс?я органами доз?нания.

Под полномоч?иями органо?в, осущест?вляющих ОР?Д, понимаетс?я совокупност?ь их прав и об?язанностей, в?ытекающих из з?адач и фун?кций этих ор?ганов, котор?ые определе?ны соответст?вующими отр?аслевыми з?аконами и по?дзаконными нор?мативными пр?авовыми акт?ами.

В частност?и, для опре?деления и р?азграничен?ия полномоч?ий органов – субъектов О?РД следует руководствоваться: Федеральным законом "О полици?и"; Федеральным з?аконом "О Фе?деральной с?лужбе безо?пасности"; Фе?деральным з?аконом "О госу?дарственно?й охране"; Фе?деральным з?аконом "О с?лужбе в та?моженных ор?ганах Росс?ийской Федер?ации"; Федер?альным зако?ном "О вне?шней разве?дке"; Зако?ном Российс?кой Федера?ции "Об учреждениях и ор?ганах, испо?лняющих уго?ловные нак?азания в в?иде лишени?я свободы"; Фе?деральным з?аконом "О бор?ьбе с террор?измом"; Та?моженным ко?дексом Росс?ийской Федер?ации; Уголо?вно-процессу?альным кодексом Росс?ийской Федер?ации и другими з?аконодател?ьными акта?ми.

Компетенция ор?ганов – субъектов О?РД определ?яется исхо?дя из подс?ледственност?и преступле?ний, опреде?ленной ст. 151 У?ПК РФ[4].

Компетенция ор?ганов – субъектов О?РД огранич?ивается и нор?мами Федер?ального За?кона «Об о?перативно – роз?ыскной деяте?льности». В ч?астности, о?перативно-роз?ыскные меро?приятия, с?вязанные с ко?нтролем почто?вых отправ?лений, теле?графных и и?ных сообще?ний, прослу?шиванием те?лефонных пере?говоров с по?дключением к ст?анционной а?ппаратуре пре?дприятий, учре?ждений и ор?ганизаций нез?ависимо от фор?м собствен?ности, физ?ических и юр?идических л?иц, предост?авляющих ус?луги и сре?дства связ?и,


со снятием и?нформации с те?хнических к?аналов связ?и, проводятс?я с использо?ванием опер?ативно-тех?нических с?ил и средст?в органов фе?деральной с?лужбы безо?пасности, ор?ганов внутре?нних дел в пор?ядке, опре?деляемом ме?жведомстве?нными норм?ативными а?ктами или со?глашениями ме?жду органа?ми, осущест?вляющими о?перативно-роз?ыскную деяте?льность.

Вывод:

На территор?ии Российс?кой Федера?ции право осу?ществлять о?перативно-роз?ыскную деяте?льность пре?доставляетс?я оператив?ным подраз?делениям:

1. Органов в?нутренних де?л Российско?й Федераци?и.

2. Органов фе?деральной с?лужбы безо?пасности.

3.Федерального ор?гана испол?нительной в?ласти в об?ласти госу?дарственно?й охраны.

4. Таможенн?ых органов Росс?ийской Федер?ации.

5. Службы в?нешней раз?ведки Росс?ийской Федер?ации.

6. Федераль?ной службы ис?полнения н?аказаний.

2. Полномоч?ия органов в?нутренних де?л Российско?й Федераци?и при осущест?влении опер?ативно – роз?ыскной деяте?льности

Под операт?ивными подр?азделениям?и понимаютс?я структур?ные подраз?деления госу?дарственны?х органов, которые не?посредстве?нно выполн?яют операт?ивно-розыс?кные меропр?иятия в соот?ветствии с ве?домственны?м распреде?лением фун?кций и в пре?делах уста?новленных по?лномочий.

В частност?и, в МВД Росс?ии правом про?ведения ОР?М наделены о?перативные по?дразделени?я криминал?ьной полиции, в котору?ю входят по?дразделени?я: уголовно?го розыска; по бор?ьбе с эконо?мическими престу?плениями; по бор?ьбе с орга?низованной престу?пностью; о?перативно-?поисковые; с?пециальных те?хнических меро?приятий; собст?венной безо?пасности; о?перативно-роз?ыскной инфор?мации. В кр?иминальную полицию также в?ходят Нацио?нальное це?нтральное б?юро Интерпо?ла и его терр?иториальные по?дразделени?я[5].

Компетенция ор?ганов внутре?нних дел в сфере О?РД ограниче?на решение?м задач по:

  1. обеспечению безо?пасности л?ичности,
  2. охраны общест?венного пор?ядка и общест?венной безо?пасности;
  3. выявлению, пре?дупреждени?ю, пресече?нию и раскр?ытию престу?плений.

Полиция в соот?ветствии с пост?авленными пере?д ней задач?ами обязан?а:

-выявлять и р?аскрывать престу?пления;

-разыскивать л?иц, соверш?ивших престу?пления, скр?ывающихся от ор?ганов дозн?ания, следст?вия и суда, у?клоняющихс?я от испол?нения уголо?вного наказ?ания, без вест?и пропавши?х и иных в случ?аях, предус?мотренных з?аконодател?ьством, а т?акже разыс?кивать пох?ищенное иму?щество;

-выдавать р?азрешения н?а хранение и?ли хранение и но?шение граж?данского и с?лужебного ору?жия, транс?портирован?ие, ввоз н?а территор?ию Российс?кой Федера?ции и вывоз из Росс?ийской Федерации у?казанного ору?жия и патро?нов к нему, а т?акже разре?шение на хр?анение и ис?пользование от?дельных ти?пов и моде?лей боевого руч?ного стрел?кового ору?жия, получе?нного во вре?менное пол?ьзование в ор?ганах внутре?нних дел, р?азрешения н?а хранение и пере?возку авто?мобильным тр?анспортом взр?ывчатых матер?иалов пром?ышленного пр?именения;

-контролировать соб?людение уст?ановленных фе?деральным з?аконом пра?вил оборот?а служебно?го и гражд?анского ору?жия;

-применять мер?ы безопасност?и, предусмотре?нные федер?альным зако?ном, в отно?шении суде?й, народны?х заседате?лей, прися?жных засед?ателей, про?куроров, с?ледователе?й, судебны?х исполнителей, до?лжностных л?иц контрол?ирующих ор?ганов и ор?ганов внутре?нних дел, а т?акже их бл?изких; при?менять пре?дусмотренн?ые федерал?ьным законо?м меры по о?хране потер?певших, св?идетелей и дру?гих лиц, со?действующи?х уголовно?му судопро?изводству, и?х близких, ж?изнь, здоровье и?ли имущест?во которых н?аходятся в о?пасности.

При осущест?влении опер?ативно – роз?ыскной деяте?льности ор?ганы МВД и?меют следу?ющие права[6]:

  1. проверять до?кументы, у?достоверяю?щие личност?ь, у гражд?ан, если и?меются дост?аточные ос?нования по?дозревать и?х в соверше?нии преступления и?ли полагат?ь, что они н?аходятся в роз?ыске, либо и?меется пово?д к возбуж?дению в от?ношении их де?ла об адми?нистративно?м правонару?шении; осу?ществлять в пор?ядке, уста?новленном в соот?ветствии с з?аконодател?ьством об а?дминистрат?ивных право?нарушениях, л?ичный досмотр гр?аждан, дос?мотр наход?ящихся при н?их вещей пр?и наличии дост?аточных да?нных полаг?ать, что гр?аждане име?ют при себе ору?жие, боепр?ипасы, взр?ывчатые ве?щества, взр?ывные устро?йства, нар?котические сре?дства или пс?ихотропные ве?щества;
  2. проверять у ф?изических и юр?идических л?иц разреше?ния (лиценз?ии) на совер?шение опре?деленных де?йствий или з?анятие опре?деленной де?ятельность?ю, контрол?ь за котор?ыми возложе?н на полицию в соответст?вии с зако?нодательст?вом Российс?кой Федера?ции;
  3. получать от гр?аждан и до?лжностных л?иц необход?имые объяс?нения, све?дения, спр?авки, доку?менты и ко?пии с них;
  4. осуществлять пре?дусмотренн?ые законод?ательством учет?ы физическ?их и юридичес?ких лиц, пре?дметов и ф?актов и ис?пользовать д?анные этих учето?в; использо?вать для до?кументиров?ания своей де?ятельности и?нформацион?ные систем?ы, видео- и ау?диотехнику, к?ино- и фото?аппаратуру, а т?акже другие те?хнические и с?пециальные сре?дства, не пр?ичиняющие вре?да жизни, з?доровью че?ловека и о?кружающей сре?де;
  5. производить ре?гистрацию, фото?графирован?ие, звукоз?апись, кино и в?идеосъемку, д?актилоскоп?ирование л?иц, подозре?ваемых и об?виняемых в со?вершении престу?плений, по?двергнутых а?дминистрат?ивному аресту, а т?акже лиц, в от?ношении котор?ых имеется по?вод к возбу?ждению дел?а об админ?истративно?м правонару?шении, при не?возможност?и установле?ния их лич?ности и ин?ых лиц, в от?ношении котор?ых в соответст?вии с федер?альным зако?ном предус?мотрена об?язательная д?актилоскоп?ическая ре?гистрация;
  6. проводить в уст?ановленном з?аконом пор?ядке освидете?льствование л?иц, подозре?ваемых в со?вершении престу?пления либо в от?ношении котор?ых имеется по?вод к возбу?ждению дел?а об админ?истративно?м правонару?шении, для о?пределения н?аличия в ор?ганизме ал?коголя или н?аркотическ?их средств л?ибо направ?лять или дост?авлять дан?ных лиц в ме?дицинское учре?ждение, ес?ли результ?ат освидете?льствовани?я необходи?м для подт?верждения и?ли опровер?жения факт?а правонару?шения или объе?ктивного р?ассмотрени?я дела о пр?авонарушен?ии;
  7. участвовать в пре?делах свое?й компетен?ции в прове?дении пред?полетного дос?мотра, а т?акже после?полетного дос?мотра в случ?ае его про?ведения в соот?ветствии с н?астоящим З?аконом пасс?ажиров, ба?гажа, в то?м числе ве?щей, наход?ящихся при п?ассажирах, ч?ленов экип?ажей, лиц из ч?исла авиац?ионного персо?нала гражд?анской ави?ации, борто?вых запасо?в воздушно?го судна, грузо?в и почты;
  8. временно о?граничиват?ь или запре?щать движе?ние транспорт?а и пешехо?дов на ули?цах и доро?гах, а так?же не допус?кать гражд?ан на отде?льные участ?ки местност?и и объект?ы, обязыват?ь их остат?ься там ил?и покинуть эт?и участки и объе?кты в целя?х защиты з?доровья, ж?изни и иму?щества гра?ждан, прове?дения следст?венных и роз?ыскных дейст?вий;
  9. запрещать э?ксплуатаци?ю транспорт?ных средст?в при налич?ии у них те?хнических не?исправносте?й, создающ?их угрозу безо?пасности доро?жного движе?ния, а так?же транспорт?ных средст?в, владель?цами котор?ых не испо?лнена уста?новленная фе?деральным з?аконом обяз?анность по стр?ахованию гр?ажданской от?ветственност?и, останав?ливать тра?нспортные сре?дства и про?верять доку?менты на пр?аво пользо?вания и упр?авления им?и, страхово?й полис об?язательного стр?ахования гр?ажданской от?ветственност?и владельце?в транспорт?ного средст?ва, а также до?кументы на тр?анспортные сре?дства и пере?возимые груз?ы; осущест?влять с уч?астием вод?ителей или гр?аждан, сопро?вождающих груз?ы, осмотр тр?анспортных сре?дств и грузо?в; произво?дить досмотр тр?анспортных сре?дств при по?дозрении, что о?ни использу?ются в прот?ивоправных це?лях; отстр?анять от у?правления тр?анспортным?и средства?ми лиц, в от?ношении котор?ых имеются достаточные ос?нования по?лагать, что о?ни находятс?я в состоя?нии опьяне?ния, а рав?но не имею?щих докуме?нтов на пр?аво управле?ния или по?льзования тр?анспортным сре?дством; за?держивать тр?анспортные сре?дства, нахо?дящиеся в роз?ыске; огра?ничивать и?ли запрещат?ь проведен?ие ремонтно-стро?ительных и дру?гих работ н?а улицах и доро?гах, если не соб?людаются требо?вания по обес?печению об?щественной безо?пасности;
  10. изымать у гр?аждан и до?лжностных л?иц документ?ы, имеющие пр?изнаки под?делки, а т?акже вещи, пре?дметы и ве?щества, изъ?ятые из гр?ажданского оборот?а, находящ?иеся у гра?ждан без с?пециального р?азрешения, хр?анить бесхоз?яйное имущест?во и в уст?ановленном пор?ядке решат?ь вопрос об и?х дальнейше?й принадле?жности;
  11. пользоваться бес?препятстве?нно в служеб?ных целях сре?дствами св?язи, прина?длежащими ор?ганизациям, об?щественным объе?динениям и гр?ажданам;
  12. получать без?возмездно от ор?ганизаций и гр?аждан инфор?мацию, за ис?ключением с?лучаев, ко?гда законо?м установле?н специаль?ный порядо?к получени?я соответст?вующей инфор?мации;
  13. использовать без?возмездно воз?можности сре?дств массо?вой информ?ации для уст?ановления обсто?ятельств престу?плений, а т?акже лиц, и?х совершив?ших, для роз?ыска лиц, с?крывшихся от доз?нания, сле?дствия и су?да, и лиц, без вест?и пропавши?х;
  14. в соответст?вии с зако?нодательст?вом Российс?кой Федера?ции получат?ь сведения, сост?авляющие н?алоговую т?айну;