Файл: ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНУЮ И РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осуществлять о?перативно-роз?ыскную деяте?льность в соот?ветствии с фе?деральным з?аконом.

Опыт ОВД мо?жет быть пере?нят другим?и органами ис?полнительно?й власти, н?аделенными З?аконом пра?вом на осу?ществление о?перативно-роз?ыскной деяте?льности, пр?и организа?ции своих фу?нкциональн?ых задач и це?лей с учето?м собствен?ной специф?ики.

Кроме того, оперативные подразделения многих из них изначально нуждаются в организации и налаживании тесного взаимодействия, прежде всего, с оперативными подразделениями ОВД.

Вывод: Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

3. Полномочия органов ФСБ при осуществлении оперативно – розыскной деятельности

Органы федеральной службы безопасности, так же, как и ОВД, исторически были, есть и будут связаны с необходимостью наделения их правом на проведение оперативно-розыскной деятельности.

Органы федеральной службы безопасности осуществляют ОРД для целей борьбы с преступностью, борьбы с терроризмом, контрразведывательных и разведывательных целей, обеспечения пограничной деятельности, обеспечения информационной безопасности. 

Органы федеральной службы безопасности обязаны[7]:

  1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
  2. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
  3. осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;
  4. выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
  5. выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;
  6. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
  7. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  8. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
  9. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  10. организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и в пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации;
  11. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну; проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
  12. осуществлять меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации;
  13. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
  14. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно- политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
  15. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
  16. выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях.

В этих целях они вправе проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий:

-устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

-использовать специальные методы и средства при осуществлении

контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;

-осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

-осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

-использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

К исключительной компетенции оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности отнесено проведение оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается[8].

Вывод: Органы федеральной службы безопасности осуществляют ОРД для целей борьбы с преступностью, борьбы с терроризмом, контрразведывательных и разведывательных целей, обеспечения пограничной деятельности, обеспечения информационной безопасности.

4. Полномочия органов государственной охраны при осуществлении оперативно – розыскной деятельности

Подразделения органов государственной охраны в полной мере являются субъектами оперативно-розыскной деятельности и субъектами обеспечения идентификационно-удостоверительной безопасности населения страны. Именно им в большей мере, чем другим органам, наделенным правом проведения оперативно-розыскной деятельности, важно, чтобы основные документы, удостоверяющие личность, были многоатрибутивными по личностным источникам, поэтому не случайно сотрудники органов государственной охраны одними из первых в стране ввели в собственные документы, удостоверяющие личность, цветные изображения их владельцев.


На федеральные органы государственной охраны возлагается решение задач по:

  1. прогнозированию и выявлению угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществлению комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
  2. обеспечению безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
  3. обеспечению в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;
  4. участию в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  5. защите охраняемых объектов; выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Федеральные органы государственной охраны обязаны:

  1. выявлять, предупреждать и пресекать противоправные посягательства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
  2. организовывать и проводить охранные, режимные, технические и иные мероприятия по обеспечению безопасности объектов государственной охраны;
  3. поддерживать общественный порядок, необходимый для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания;
  4. устранять обстоятельства, препятствующие осуществлению государственной охраны; организовывать и проводить на охраняемых объектах, а также в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны оперативно - технический, санитарно-гигиенический, экологический, радиационный и противоэпидемический контроль;
  5. осуществлять информационно-аналитическое обеспечение своей деятельности;
  6. обеспечивать собственную безопасность;
  7. осуществлять во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности меры по противодействию утечке информации по техническим каналам;
  8. осуществлять внешние сношения со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств.

При осуществлении оперативно – розыскных мероприятий органы государственной охраны вправе:

  1. осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности;
  2. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  3. производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;
  4. использовать в служебных целях средства связи, включая и специальные, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, а в неотложных случаях и гражданам;
  5. принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств;
  6. получать безвозмездно необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также от общественных объединений;
  7. использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников федеральных органов государственной охраны, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспортных средств;
  8. обмениваться со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств в пределах своих полномочий оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами, а также договариваться об условиях и о порядке обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы территории Российской Федерации.

Вывод: На федеральные органы государственной охраны возлагается

решение задач по прогнозированию и выявлению угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществлению комплекса мер по предотвращению этой угрозы.

5. Полномочия таможенных органов при осуществлении

оперативно – розыскной деятельности

Органы таможенной службы так же, как и вышеназванные ведомства и учреждения, исторически наделены оперативно-розыскной функцией. От эффективной оперативно-розыскной работы таможенной службы во многом зависит экономическая безопасность государства[9].

Таможенные органы Российской Федерации как органы правоохранительные наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенному делу.

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, конспирации и сочетании гласных и негласных начал[10].

Практика осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие направления ее развития:

  1. оперативно-розыскная деятельность в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
  2. оперативно-розыскная деятельность в целях обеспечения безопасности таможенных органов, их должностных лиц и членов их семей.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудникам таможенных органов запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации.

Содержание оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют оперативно-розыскные мероприятия: действия оперативно-розыскных отделов (их должностных лиц) по сбору информации, имеющей значение для решения задач, определенных для них законом.


Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

  1. наличие возбужденного уголовного дела;
  2. информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  3. поручение следователя, указание прокурора или определение суда;
  4. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.

В соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД таможенные органы имеют право:

  1. проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
  2. сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;
  3. использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;
  4. использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;
  5. создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.

К проводимым таможенными органами оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

В значительной мере организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также возможностей оперативно-розыскного подразделения. Помимо прав, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями в силу закона являются:

  1. соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;
  2. исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  3. выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);
  4. соблюдение правил конспирации.