Файл: ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНУЮ И РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соблюдение правил конспирации является важнейшим и неукоснительным условием для обеспечения результативности оперативно-розыскной деятельности, поскольку, во-первых, тайным способам совершения преступления должна противопоставляется тайная методика противодействия, а во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц.

Кроме того, конспиративность создает также и условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к оперативно-розыскной деятельности.

В конспиративности кроется и принципиальное отличие в деятельности сотрудников оперативно-розыскных отделов таможен и деятельности дознавателей. Дознаватели действуют открыто, официально, от имени государства, а сотрудники оперативных подразделений, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность. Поэтому и характер отношений между ними является неофициальным.

Кроме того, информация, добытая оперативным путем, не всегда получает процессуальное оформление, хотя оперативный сотрудник должен стремиться, как можно быстрее, трансформировать оперативные данные в процессуальные доказательства.

Осуществлять успешную деятельность по защите экономической безопасности в таможенном деле без высокоорганизованной оперативно-розыскной деятельности невозможно, так же, как невозможно лишить таможенные органы права проведения дознания по контрабанде и другим составам преступлений, присущим правовому полю деятельности данного ведомства.

В свою очередь, оперативно-розыскная деятельность и дознание не могут быть полноценными в решении поставленных задач без наличия в таможенных органах соответствующей научно-исследовательской и технической базы, прежде всего экспертно-криминалистического назначения (в частности, для производства технического исследования документов, например, на предмет подлинности печатей и штампов, почерковедческой экспертизы, исследования пломб и т.п.), и функциональных лабораторий по применению методов и средств специального назначения.

Вывод: Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.


6. Полномочия органов внешней разведки при осуществлении оперативно – розыскной деятельности

Статья 13 наделяет правом осуществления оперативно-розыскной деятельности службу внешней разведки РФ. Анализ работы внешней разведки страны из доступных открытых публикаций свидетельствует о том, что в ее работе могут найти применение такие инициативные достижения отечественного розыскного, оперативно-розыскного и специального опыта, как одорологическое сопровождение фигуранта, обеспечение воссоздания и диагностики его поведения с помощью изучения его психологического портрета на предмет временного изменения внешности с целью ухода от сопровождения (преследования) или наблюдения, а также определения других его потенциальных возможностей.

Для достижения целей разведывательной деятельности на органы внешней разведки Российской Федерации возлагаются:

  1. осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  2. взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
  3. организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
  4. обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
  5. обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
  6. взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом "О внешней разведке";
  7. обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз и др.

Основная особенность разведывательной деятельности – это то, что в


основном она осуществляется за пределами Российской Федерации. Однако в современном мире в связи с появлением транснациональных организованных преступных сообществ арена проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительной направленности также выносится за пределы границ отдельно взятого государства.

Вывод: Внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения

безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных методов и средств. Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки РФ может приобретать, разрабатывать, создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.

7. Полномочия органов уголовно -исполнительной системы РФ при осуществлении оперативно – розыскной деятельности

Наделение органов исполнения наказания Министерства юстиции РФ оперативно-розыскной функцией – это осуществление общей задачи улучшения борьбы с рецидивной преступностью, когда среди контингента подследственных, подсудимых и осужденных могут находиться лица, совершившие преступления, но не понесшие за это наказания, или готовящие новые преступления.

Согласно Закону Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"[11], а также в соответствии со ст. 84 УИК РФ[12] ("Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях") в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются:

  1. обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
  2. выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
  3. розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
  4. содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.


Из содержания ст. 84 УИК РФ следует, что ОРМ оперативными подразделениями уголовно - исполнительной системы (УИС) проводятся в колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебных исправительных учреждениях, исправительных колониях общего, строгого или особого режима, тюрьмах, а также в следственных изоляторах в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в СИЗО или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Исходя из того что круг объектов, в отношении которых в следственных изоляторах оперативные подразделения УИС вправе проводить ОРМ, ограничивается только лицами, оставленными в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, законодатель закрепил право на проведение ОРМ в СИЗО УИС оперативных подразделений всех без исключения органов – субъектов ОРД, однако лишь совместно с работниками уголовно - исполнительной системы.

Вместе с тем проведение ОРМ оперативными подразделениями УИС не ограничивается только территорией учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Это вытекает из других полномочий органов и учреждений УИС, в частности по обеспечению ими собственной безопасности, осуществлению розыскной работы в отношении лиц, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы, проведению ОРМ для сбора данных, необходимых для принятия решения о допуске сотрудников УИС к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления, и др.

Вывод: Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.

8. Понятие и формы взаимодействия оперативно-розыскных подразделений

В современных условиях борьба с преступностью во многом зависит от непрерывного взаимодействия различных оперативных подразделений в целях эффективного выполнения оперативно-розыскных задач.

Под взаимодействием оперативных подразделений понимается осуществляемая на основе действующего законодательства совместная, согласованная по цели, месту и времени деятельность оперативных подразделений в интересах успешного выполнения общих для всех задач по предупреждению, раскрытию преступлений и розыску преступников.

Под формой взаимодействия понимается внешнее выражение согласованности действий оперативных подразделений различных органов, осуществляющих ОРД, в целях выполнения стоящих перед ними задач[13].


К общим организационным формам взаимодействия относятся:

-совместный анализ оперативно-розыскной ситуации и принятие управленческого решения о взаимодействии:

-взаимный обмен оперативно-розыскной информацией:

-совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, направленных на принятие совместных решений и выработку согласованных действий по решению задач ОРД:

-проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-профилактических комплексных операций («Путина», «Заслон», «Янтарь», «Золото», «Мак» и др.):

-проведение совместных совещаний, осуществление контроля и подведение итогов по результатам взаимодействия:

-издание совместных обзоров, методических рекомендаций и межведомственных подзаконных актов по вопросам взаимодействия.

Общие формы взаимодействия конкретизируются применительно к конкретному органу, осуществляющему ОРД.

Взаимодействие ОВД с ФСБ включает: 1) разработку совместных планов мероприятий по обеспечению государственной безопасности и общественного порядка, предусматривающих четкий порядок обмена информацией; 2) информирование органов ФСБ о лицах, подготавливающих государственные преступления и фактах утечки сведений, составляющих государственную тайну: 3) проведение мероприятий по отдельным делам оперативного учета; 4) использование специальных оперативно-технических средств ФСБ в целях предотвращения и раскрытия преступлений; 5) исполнение запросов в отношении лиц, представляющих интерес для органов ФСБ РФ, и др.

Взаимодействие различных оперативно-розыскных органов с оперативными подразделениями ФСИН включает: 1) выполнение заданий различных оперативно-розыскных органов; 2) оказание помощи различным оперативным подразделениям в приобретении конфиденциальных сотрудников из числа освобожденных лиц; 3) передачу информации о лицах, намеренных продолжать преступную деятельность после освобождения из мест лишения свободы; 4) проведение согласованных ОРМ, обмен информацией по делам оперативного учета.

Взаимодействие различных оперативных подразделений с таможенными органами включает в себя: 1) совместное участие с другими оперативными органами при проведении мероприятий по пресечению незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных, находящихся под угрозой исчезновения; 2) оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международных гражданских авиаций; 3) содействие органам, осуществляющим ОРД, в проведении ОРМ – контролируемая поставка, осуществляемая за пределы Российской Федерации; 4) исполнение запросов таможенных органов государств – членов Таможенного союза и др.