Файл: Налоговый учет по акцизу (Понятие акцизов и их исчисление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом сформированный в России механизм взимания акцизов не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что в ряде случаев приводит к искажению объекта акцизного налогообложения.[16]

Проблеме совершенствования действующего механизма акцизного налогообложения уделяется значительное внимание российских юристов и экономистов, однако, главным образом, в научной литературе проводится анализ нормативных документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза. Поэтому в настоящее время взимание акцизов является приоритетным направлением государственного регулирования производства и оборота продукции, а также соответствующим потенциалом для обеспечения фискальных потребностей государства.[17] .

Можно выделить и уже имеющиеся положительные результаты проводимой в этом направлении налоговой политики государства. Например, Министерство финансов России, которое занимается вопросами формирования налоговой политики в стране, подготовило и реализовало законопроект, отражающий основные направления реформирования акцизов на алкоголь, в числе которых следующие важные изменения:

1) изменения порядка исчисления и уплаты акциза, предусматривающие авансовую уплату акциза по подакцизным товарам при приобретении спирта;

2) дифференцирование размеров ставок акциза на этиловый спирт и предоставление освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.

3) повышение ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.[18]

Действующий механизм взимания акцизов порождает массу возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса. Причем, существование огромного «теневого» сектора можно назвать главной проблемой взимания акцизов, которая возникла еще вначале 1990 г. и по-прежнему остается актуальной. Это касается как крупных предприятий, скрывающих часть своего оборота, так и мелких подпольных цехов.[19]

Общество и государство не могут оставаться безразличными к этой важной и острой проблеме. В этой сфере сталкиваются разные интересы:

1) общества, заинтересованного в здоровом образе жизни;


2) бюджета, так как акцизы и другие налоги от производства и продажи алкогольной продукции являются его важнейшей составной частью;

3) предпринимателей, заинтересованных в максимизации своей прибыли.[20]

Поэтому одним из центральных направлений совершенствования акцизного обложения является развитие механизмов контроля производства и оборота нелегальной продукции, а основным приоритетом реформирования должен стать целенаправленный и контролируемый перевод этого бизнеса из теневого сектора экономики в легальный.

Проблема наличия нелегального оборота имеет три основных аспекта:

1) политический - борьба с теневым бизнесом должна вестись на государственном уровне;

2) экономический, так как теневой бизнес - это прямая экономическая диверсия, в результате которой миллиардные суммы проходят мимо бюджета государства.

3) социальный, несмотря на огромный выбор на рынке России спиртных напитков легальных производителей, низкая цена поддельной продукции привлекает потребителя.[21]

Поэтому можно определить основные цели реформирования системы налогообложения акцизами:

1) обеспечение безопасности здоровья населения;

2) способствование процессу пополнения бюджета, его прогнозирование, создание условий для введения легального бизнеса;

3) защита интересов отечественных производителей.[22]

При полной реализации поставленных целей, сильные стороны бизнеса, такие, как высокая норма доходности, достаточные внутренние объемы рынка сбыта, большой опыт работы и традиции производителей, будут способствовать развитию экономики России.

Перспективы указанного направления основаны на двух основных приоритетах:

1) социальном - защита потребителей от недоброкачественной продукции;

2) экономическом - максимально полное поступление доходов в бюджет.[23]

Для реализации указанных целей и перспектив необходимы следующие мероприятия:

1) выявление теневых рынков сбыта;

2) обнаружение подпольных цехов, производящих недоброкачественную продукцию;

3) введение новых акцизных марок, с целью предотвращения нелегального производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров;

4) совершенствование порядка маркировки подакцизных товаров акцизными марками;

5) ежедневный контроль над поступлением акцизов в бюджет;

6) проведение анализа по отдельным производителям, допустившим снижение поступлений по акцизам, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, выявление их причин;


7) составление и предоставление графиков перечисления акцизов для всех налогоплательщиков;

8) определение взаимовыгодных для государства и предприятий ставок акцизов;

9) борьба с ввозом контрабандной продукции;

10) создание системы мер поощрения производителей, которые исправно платят налоги.[24]

Поэтому система взымания акцизов в России нуждается в серьезной корректировке.

2.2 Направления совершенствования акцизного налогообложения

Ежегодная индексация ставок акцизов связана с налоговой и социальной политикой государства и увеличением среднего уровня цен на потребительские товары исходя из ожидаемого уровня инфляции.[25]

Действующая система постоянного роста ставок акцизов, следовательно, и роста цен, создает благоприятные экономические и социальные условия для подпольных производителей контрафактной продукции, стоимость которой во много раз дешевле. Ясно, что государство стремится за счет повышения ставок акцизов решить важные социальные задачи.

В результате такой налоговой политики, направленной на выполнение преимущественно фискальной функции, государство рискует не дополучить средства в бюджет из-за расширения теневого рынка.[26]

Возможное сокращение доходов бюджета в результате снижения ставки акциза может быть компенсировано за счет повышения уровня собираемости акцизных платежей. При снижении акцизов нелегальные производители потеряют свое единственное конкурентное преимущество - низкую цену - и легальные производители их легко вытеснят с рынка.[27]

Основные направления совершенствования акцизного налогообложения представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Направления совершенствования акцизного налогообложения.[28]

Индексация ставок

Направления совершенствования акцизного налогообложения

Совершенствование администрирования

Уточнение действующего порядка исчисления

Внесение соответствующих изменений в законодательство

Первым и основным направлением совершенствования акцизного налогообложения является индексация ставок. В части налогообложения акцизами будет осуществляться индексация ставок акцизов со складывающейся экономической ситуацией в стране. При этом предусматривается сохранение размеров ставок акцизов.


При установлении ставок акцизов на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 год в целях формирования доходной базы бюджетов разных уровней ставки акцизов на дизельное топливо всех классов предлагается сохранить на уровне действующего законодательства.

На 2016 год предусматривается установить ставки акцизов на дизельное топливо на уровне ставок 2015 года, за исключением дизельного топлива 5-го класса. В результате уровень ставок акцизов на дизельное топливо 4-го класса составит в 2015 и 2016 годах - 5 970 рублей за 1 тонну, что на 110% больше чем в предыдущих годах.[29]

Вторым направлением совершенствования акцизного налогообложения является уточнение действующего порядка исчисления акцизов.

Третьим направлением является улучшение администрирования акцизов в частности налоговыми органами.

Четвертое направление оптимизации акцизного налогообложения – это внесение изменений в законодательство о налогах и сборах[30].

Реализация данных выводов и предложений будет способствовать формированию экономически обоснованного механизма взимания акциза, повышению значимости фискальной и регулирующей функций акцизов, более равномерному распределению акцизных поступлений между федеральным и региональными бюджетами, сокращению расходов на налоговое администрирование.[31]

Таким образом, подведем итог выше сказанному. Акцизы выступают одной из наиболее важных статей в налоговых доходах. Предложенные меры совершенствования акцизного налогообложения позволят увеличить и более эффективно распределить и использовать бюджетные средства.

3. Практика отражения акцизов в налоговом учете

3.1 Основные направления налоговой политики акцизов

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.[32]


Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.[33]

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем году, а также в ближайшие два года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.[34]

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов.[35]

В то же время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Евразийского экономического союза о гармонизации ставок акцизов. В отношении вин и шампанских с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения установить в два раза более низкие ставки акцизов по сравнению с аналогичными винами без этих характеристик.[36]

В целях усиления контроля за уплатой акцизов предлагается исключить предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации норму о применении налогового вычета по акцизам в случае возврата покупателем налогоплательщику-производителю подакцизных товаров.[37]

В планируемом периоде предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие:

- установление акциза на средние дистилляты при одновременном введении порядка, при котором средние дистилляты, используемые в качестве судового топлива, будут списываться судовладельцами на затраты без акциза;