Файл: Проблема личности в социальной психологии (Личность, ее структура).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
- ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
- ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
- ценностей-способов деятельности и поведения.
Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.
К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):
- активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
- комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
- индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
- несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
- противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.
Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.
Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дятлов В. А, Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Психология мотивации. - М.: ПРИОР, 2016. – 604 с.
2. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. − М.: Политиздат, 2014. − 223 с.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, - 2014. – 476 с.
4. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – Санкт-Петербург, ТОО ТК Петрополис, 2015. – 205 с.
5. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие / Е. А. Климов. − М.: Изд-во МГУ, 2015. − 224 с.
6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство психологии: Учебник для вузов по специальности «Психология». - М: НОРМА - ИНФРА, 2015. – 563 с.
7. Липатов В. С. Мотивы личности. - М.: Люкс, 2015. – 557 с.
8. Лосский Н. О. Ценности и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. − М.: Республика, 2014. – 383 с.
9. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс: Пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева. − М.: Аспект - Пресс, 2016. − 270 с.
10. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. Д. Сорокин // Общ. ред. А. Ю. Согоманова. – М.: Политиздат, 2014. – 543 с.
11. Томас У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль. Тексты. – М.: Изд-во Московского университета, 2014. – С. 335–357.
12. Юлдашев Л. Г. Истории ценностей в социологии: Вчера и сегодня / Л. Г. Юлдашев // Социологические исследования. – 2015. - №8. – С. 148 – 152.