Файл: Проблема личности в социальной психологии (Личность, ее структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что система ценностей оказывает существенное воздействие как на развитие индивида как личности, так и всего социума в общем, при этом речь идет о выполнении интегративной функции.

Ориентируясь на те или иные ценности, каждый человек формирует свой жизненный путь, вырабатывает направления саморазвития, осознает и обосновывает свою линию поведения и выполняемые поступки.

Помимо этого, отмечается что система ценностей наполняет смыслом поставленные цели, поясняя почему он ведет себя определенным образом.

Целью исследования является изучение особенностей формирования личности, роли системы ценностей в этом процессе и влиянии мотивационных процессов на поведение личности.

Для реализации поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

– раскрыть содержание личности;

– определить сущность системы ценностей, ее воздействия на развитие личностного роста;

– рассмотреть особенности мотивационных процессов, способствующих выбору того или иного поведения при реализации системы ценностей в процессе развития личности.

Объект исследования: система ценностей, ее влияние на развитие личности и взаимодействие с мотивационными процессами индивида.

Предмет исследования: личность и процесс ее развития.

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов познания. Основным методом, используемым при написании данной работы, является описательный метод. При изучении объекта исследования использованы методы диалектического познания, а также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, описание.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1 ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА

1.1 Личность, ее структура. Активность и направленность личности


Существуют различные определения понятия «личность».

1-я группа: общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».

2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют личность, как качество субъекта.

3-ий подход: конкретные концептуальные авторские определения в рамках одной науки, но разные по-своему содержанию.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [1, c. 65].

Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, чел может проявить себя и сформироваться как личность [2, c. 56].

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.

Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя определенных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями [6, c. 79].


Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

  • развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
  • активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
  • наличием Я - образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
  • направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
  • способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
  • характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность [7, c. 325].

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова: черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки [11, c. 86].


Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

В зарубежной психологии существует много различных теорий личности в рамках разных школ. Обобщая концепции выделяют: личность имеет свою структуру; важное значение имеет индивидуальное различие между людьми; личность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, включающих в себя генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и внешнюю среду; личность влияет на поведение, благодаря ее содержанию человек обладает постоянством долгое время и при разных условиях.

Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.

Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.

Источником активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками: любая потребность имеет свой предмет; всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется; потребность обладает способностью воспроизводиться.

Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия [5, c. 93].

Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному: как динамическая тенденция (Л.С. Рубинштейн); как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев); как доминирующее отношение (В.Л. Мясищев); как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).


Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.

Потребностно - мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека [2, c. 163].

1.2 Роль системы ценностей для формирования личности

Переходя к изложению основной части статьи отметим, что несмотря на то, что понятие «ценность» уже достаточно давно выступает предметом исследования разных наук − психологии, социологии, политологии, философии, культурологии − сегодня единого подхода к данному понятию не выработано.

Поэтому, как и ранее, актуально звучат слова Н. О. Лосского: «Одни выводят ценностный аспект мира из индивидуально-психических переживаний, другие − из непсихических факторов; одни считают ценности субъективными, другие настаивают на существовании также и абсолютных ценностей; одни говорят, что ценность есть отношение, другие − что ценность есть качество; одни считают ценности идеальными, другие – реальными, третьи − не идеальными, но и не реальными».

В работах Э. Дюркгейма ценности рассматриваются как элемент функционирующей социальной системы. Он предпринял попытку сравнить содержание доминирующих ценностных представлений с типом социальной системы в целом. По Э. Дюркгейму, ценности − это идеалы, «коллективные представления», которые являются главными «двигателями» поведения человека и за которыми стоят реальные и действующие коллективные силы. На великих ценностных идеалах формируются и основываются цивилизации [2, с. 298−300]. Автором «коллективных представлений», ценностей-идеалов, с точки зрения Э. Дюркгейма, является само общество, которое воплощает в них способ структурной организации совместной деятельности людей. Ценности являются фактором устойчивого и нормального функционирования социального организма [3, с. 592−593]. Т. Парсонс рассматривает ценности как высшие принципы, на основе которых поддерживается согласие как в малых социальных группах, так и в обществе в целом. Ценности, которые характеризуются как «неэмпирические объекты», вызывающие благоговейное отношение, почтение, уважение − в этой связи берутся, главным образом, ценности морально-религиозного порядка − придают соответствующие качества моральным нормам, которые к ним апеллируют, придавая им общеобязательную значимость.