Файл: Проблема личности в социальной психологии (Личность, ее структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Природа человека такова, что чем выше будет его заинтересованность в результатах вложенных усилий, тем эффективнее будет и его деятельность. При этом стимул может иметь как материальную форму, так и нематериальную, и зачастую нематериальные факторы мотивации оказывают не менее сильное воздействие, чем материальные. Основной целью мотивации человека является формирование пакета действенных побудительных мотивов, учитывающих специфику деятельности и характер используемых людских ресурсов, включая общественное воздействие, коллективные и индивидуальные поощрительные меры [1, c. 43].

Главной задачей системы мотивации человека, является максимально качественное выполнение трудовой функции в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, а также с принятыми решениями. В идеале мотивация деятельности должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого человека, тех стимулов к созидательному труду, которые составляют ядро его личности. Это позволит выстроить такую систему воздействия, которая будет корректировать его поведение в нужном направлении, в соответствии с поставленными задачами.

Правильно выбранная система мотивации сможет компенсировать недостаток квалификации и профессиональных знаний, даже недостатки развития. В то же время отсутствие мотивации, желания как можно более эффективно выполнить свою трудовую функцию не позволит добиться нужных результатов даже при наличии необходимого опыта.

Стремление человека выполнить свои обязанности максимально эффективно означает высокую степень лояльности условиям своей деятельности.

Этого можно добиться, когда каждый человек будет уверен, что его понимают и учитывают его потребности. Любому человеку важно осознавать, что его интересы и пожелания учитывались окружающими. Поэтому система мотивации будет эффективна, если выполняются два условия:

имеется достоверная информация о потребностях и ценностях;

условия деятельности позволяют удовлетворить личные потребности и достичь своих целей каждому человеку.

Важно выполнение этих двух условий, поскольку система мотивации, построенная на ошибочном представлении об истинных потребностях личности, эффективной не будет, так же как и при отсутствии адаптации условий труда к известным потребностям окружающих [4, c. 82].


2.2 Основные группы мотивов развития личности

Потребности, обусловленные трудовой деятельностью, определяются как побудительный мотив для активного труда, создающийся объективной и осознанной необходимостью по отношению к предметам и ощущениям, нужным для комфортного существования данного человека. Доминирующие потребности людей в обязательном порядке учитываются, когда создается действенная мотивация. Социологи используют различные системы потребностей. По популярной классификации Маслоу их можно подразделить на пять групп.

К первой относятся те, которые обусловлены физиологией: потребности в пище, одежде, собственном убежище – необходимые для выживания и поддержания жизнедеятельности организма.

Личностям, для которых особенно важны такие потребности, не особенно интересно содержание труда, для них сильнейшими мотивационными факторами являются уровень оплаты, условия труда, комфортабельность рабочего места [5, c. 78].

Ко второй группе потребностей относятся те, которые обеспечивают безопасность, стабильность, отсутствие рисков, дискомфорта, болезней. Личности, для которых доминирующим является обеспечение таких потребностей, будут лояльны тем условиям своей деятельности, в рамках которых гарантируются стабильная работа и заработок, пенсионное обеспечение и социальные льготы; используется жесткая система регламентов и инструкций, обеспечивающих ясные и справедливые правила трудовой деятельности.

Третья группа потребностей, являющихся мотивирующими для еще одной категории индивидуумов, – потребности в принадлежности и причастности.

Людям, принадлежащим к этой группе, необходимо ощущение единения с командой, они стремятся к совместной деятельности, быть членами группировок и организаций. Сильнейшим мотивирующим фактором для них является возможность общения с окружающими.

К четвертой группе отнесены потребности в лидерстве и самоутверждении. Те, в ком доминируют такие потребности, хотят быть чуточку впереди и лучше всех, чтобы окружающие признавали их авторитет и заслуги, демонстрировали уважение к ним.

Мотивацией для этой категории людей будет принятие на себя ответственных поступков, позволяющих развивать собственную самооценку.

Пятая группа мотивирующих потребностей – потребность в самовыражении, заключающаяся в стремлении человека максимально использовать не только имеющиеся знания, но и задействовать свой потенциал.


В эту группу входит и потребность в творческом труде, независимости суждений, открытом общении.

Стимулирующее воздействие на работников, стремящихся к самовыражению, окажут творческие задачи, требующие нестандартных решений и изобретательности; отсутствие строгих правил и постоянного контроля [8, c. 99].

Данное направление видов положений, рассматривающих мотивационные процессы отличаются от процессуальных тем, что анализируют сущность и побудительные мотива личности, то есть то, что движет людьми.

Посредством данных видов концепций происходит расслоение всех нужд и запросов личности на приоритетные и второстепенные. Каждый индивид всегда действует ради достижения своих целевых запросов и тянется к тому, чтобы как можно скорее их достичь.

Основной, базовой, концепцией, при помощи которой классифицируется система нужд и запросов называют пирамиду А. Маслоу.

Автор концепции полагает, что каждый из нас совершает любые поступки, на которые влияет множество нужд, запросов, от базовых до случайных, текущих, при этом их можно разместить по степени важности. Зная досконально каждый рычаг влияния на поведение человека, можно определить приоритет в запросах и тем самым предвидеть его поведение [7, c. 352].

Согласно исследованию Маслоу, все виды запросов, нужд, потребностей индивида можно соотнести по таким группам (рисунок 2.1):

Рисунок 2.1. – Пирамида запросов, нужд, потребностей по А. Маслоу

Нижние четыре яруса характеризуют собой базовый уровень, поскольку их насыщение не безгранично, самый высший уровень бескрайний, так как являет собой наивысшую ступень мотивации. Абрахам Маслоу полагает, что все указанные на рисунке 2.1 потребности между собой взаимодействуют. Исходя из схемы 2.1 видно, что физиологические потребности и потребности в безопасности базисные, первичные, а остальные три более высокого порядка – производные или вторичные [3, c. 112].

В мировой и отечественной психологической науке наиболее распространены такие инструменты воздействия, как принудительные меры и поощрительные способы.

Человеческое общество, начиная с истоков своего появления и по сей день применяет широко весь спектр инструментов принудительного характера, как правило, они склоняются больше всего к конкретным предписаниям, ограничивающим или запрещающим что – либо делать.

В число поощрительных мероприятий включают какие-либо приятные сюрпризы, долгожданные подарки, особенное значение имеет комплекс морального поощрения, то есть воздействующих непосредственно на самомнение и самооценку отдельного индивида.


Замыкает пирамиду потребностей стремление к самоутверждению, которой достойны только выдающиеся индивиды, личности, имеющие высокую ступень самоорганизации и стремящиеся к собственному развитию постоянно. В качестве самоутверждения понимается совокупность рычагов воздействия на сознание и поведение индивида ради достижения целей, нейтрализуя способы внешней мотивации, в их качестве можно назвать рационализаторские идеи, ноу-хау, достижения в спорте, победы в освоении знаний. Как считают многие исследователи психологии, данная потребность наиболее существенная, владеющая каждый индивидом всю жизнь, однако ее удовлетворить могут единицы [12, c. 354].

Ориентируясь на соотношение инструментов поощрительного и принудительного характера в психологии были разработаны такие основные концепции – Х и У, в состав которых положены особенности использования мотивов, принуждающих личность к определенным видам поведения.

Теория Х разработана Ф. Тейлором, она спустя определенное время была усовершенствована Д. МакГрегором, составившим также теорию У. Сравнительно недавно современный исследователь в области психологии В. Оучи сформулировал также положения теории Z. Эти три вышеупомянутые теории состоят из набора тех или иных стимулов, пронизывающих абсолютно всю пирамиду потребностей, воздействуя на которые способами принудительного или мотивирующего характера можно вынуждать человека совершать необходимые действия для реализации целей [7, c. 43].

Концепция Х включает в себя такие утверждения:

- личность находится постоянно под влиянием рефлексов и инстинктов;

- все люди избегают трудовой деятельности, не склонны к саморазвитию, это заставляет применять в основном меры принудительного характера;

- все люди не хотят принимать на себя обязательства, они не честолюбивы, ими движет только себялюбие, абсолютно все индивиды стремятся попасть под покровительство.

Можно заметить, что здесь, в данной теории наблюдается сочетание психологий менталитетов европейца и азиата, при этом у последнего явно выражены элементы зависимого, рабства, что вынуждает больше применять принудительные меры. В качестве критики можно указать, что подобные люди (в соответствии с постулатами теории) могут проживать на любой территории, отличия заключаются только в их пропорции к общей численности населения.

Апологетом данной теории принято считать теорию У, она являет собой более демократичный подход к каждой личности и базируется на таких постулатах:


- абсолютно все люди стремятся к общению и ведут активный образ жизни, все индивиды – творцы и создатели;

- все индивиды не могут не работать, они движимы жаждой работы, она позволяет им самоутвердиться;

- скука и лень враждебны личности, каждый человек понимает работу как возможность обеспечения себя и близких всем нужным для проживания;

- применение тотального наблюдения и принуждения только мешают личности в процессе реализации поставленных целей;

- на степень обязательств, возложенных на индивида, оказывает влияние размер и характер вознаграждения, при этом основным является критерий влияния на способ самовыражения;

- абсолютно все индивиды стремятся к собственному развитию и ищут способа принять на себя обязательства для личностного прогресса;

- каждый индивид является в душе рационализатором, изобретателем, однако в результате постоянного стремительного научно – технического прогресса человек всегда отстает от общего хода развития и не может полностью задействовать собственные возможности [8, c. 179].

Эта концепция наиболее свойственна ответственным личностям, несущим прогресс обществу, оказывающим положительное влияние на окружающих, при этом воздействие на их поведение основано на следующем алгоритме: саморазвитие и саморазвитие, инструменты морального, затем – материального стимулирования и, в конце концов, меры принудительного характера.

Рассмотрим базисные постулаты гипотезы Z:

- в системе мотивации человека переплетены как инстинкты, так и социальные потребности;

- люди социальные существа и отдают предпочтение командной работе;

- в обществе существует необходимость в наличии ответственности за трудовую деятельность;

- наиболее влиятелен небыстрый карьерный рост с передвижением каждой личности пошагово, до определенного возраста.

Целесообразность внедрения данной гипотезы зависит от структуры персонала и наличия существенной доли в нем именно таких личностей, при этом набор стимулов для реализации данной теории находится в таком порядке: материальное и моральное поощрение, самоутверждение, принуждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из: