Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Наша жизнь и деятельность напрямую связаны с нашими эмоциями, чувствами, настроением. Они определяют наши мысли, мотивы действий и сами действия. Иногда они помогают нам, вселяя уверенность, заряжая энергией, иногда создают проблемы, лишая нас рассудительности и здравого смысла. Поэтому не удивительно, что проблема эмоций – одна из ключевых в психологии. С самого зарождения научной психологии этой проблеме уделялось пристальное внимание. Исследованием эмоциональных состояний занимались классики мировой психологии (В. Вундт, У. Джемс, А. Бандура, Р. Лазарус, П. Экман, К.Г. Юнг и др.) и отечественные психологи и физиологи (П.К. Анохин, Л.М. Веккер, Е.П. Ильин, П.В. Симонов, В.М. Смирнов, В.П. Трусов и др.). Однако, не смотря на богатую историю и, казалось бы, доскональную изученность, феномен эмоций по-прежнему привлекает внимание исследователей. Вопрос, поставленный еще в конце XIX века У. Джемсом, «Что такое эмоция?» до сих пор остается актуальным. В данной работе делается попытка теоретического осмысления этого вопроса.

Целью работы является исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования: эмоции человека.

Предмет исследования: эмоции человека как психологический феномен.

Задачи работы:

1) общий анализ феномена эмоций в психологии;

2) анализ методов диагностики и управления эмоциями;

3) анализ основных психологических теорий эмоций.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИЙ

1.1 Эмоции человека

Одной из наиболее известных и признанных классификаций эмоций человека является типология Кэрролла Изарда. В предложенной им теории «дифференциальных эмоций» выделяется десять фундаментальных (базовых) эмоций человека [9].

1. Интерес – позитивная эмоция, выполняющая исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии умений, навыков, интеллекта. Эта эмоция, по словам К. Изарда, обеспечивает селективную мотивацию процессов восприятия и внимания. Она стимулирует познавательную активность и упорядочивает ее. В повседневной деятельности нормального человека интерес является доминирующим эмоционально-мотивационным состоянием.


2. Радость – это «приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое … можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия» [9, с.111]. Переживание истинной радости не вызывается волевым усилием и поэтому не может быть целью жизни. Радость возникает спонтанно, когда человек добивается важного для себя результата, достигает поставленной цели.

3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на неожиданно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит актуальные эмоции, направляя внимание на вызвавший его стимул, и может быть причиной возникновения другой эмоции – интереса.

4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Обычно протекает в форме эмоционального стресса.

5. Гнев – отрицательное по знаку эмоциональное состояние, как правило, возникающее в ответ на внезапное появление серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Зачастую является причиной бурной, трудно контролируемой агрессивной реакции.

6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), взаимодействие с которыми (физический контакт, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением оппонента, который представляется субъекту как низменный, не соответствующий принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).


9. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности и т.п. не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Смущение. По К. Изарду, ядром любого переживания смущения является чувство неуверенности, которое возникает в ситуации социального взаимодействия [9]. Смущение, автор теории, определяет как хроническое чувство невозможности уверенно и комфортно взаимодействовать с людьми. При этом, как и любая другая эмоциональная реакция, реакция смущения выполняет адаптивную функцию. В частности, она предотвращает чрезмерное возбуждение вегетативной нервной системы чувствительных к социальным оценкам людей.

Соединения фундаментальных эмоций формируют всевозможные комплексные эмоциональные состояния, такие, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

1.2. Свойства и функции эмоций

По мнению Л.М. Веккера, свойства эмоций (в терминах автора – «эмпирические характеристики эмоций») могут быть подразделены на две подгруппы, первую из которых образуют «первичные характеристики», являющиеся «родовыми признаками психических процессов». Вторую – «производные характеристики», воплощающие «видовую специфичность структуры эмоциональных гештальтов» [4].

К первичным характеристикам эмоций относятся:

  1. временно-пространственная структура;
  2. модальность;
  3. интенсивность.

Подгруппа производных свойств включает в себя:

  1. двухкомпонентность;
  2. двузначность;
  3. обобщенность.

Пространственно-временная структура эмоций проявляется двояко. Во-первых, - в связи эмоциональных реакций человека с длительностью и ритмизованностью стимулов. Во-вторых, - эмоциональное состояние человека имеет связь с «двигательным гештальтом», который воплощается в моторике и ее восприятии. В частности, он может проявиться в танце, рисунке, почерке и т.п.

Кроме того эмоциональные реакции человека тесно связаны с модальными характеристиками стимулов. Экспериментально установлена роль звуков в формировании эмоций. На связи эмоциональных состояний с цветовыми характеристиками основаны некоторые хорошо известные проективные методики.


Л.М. Веккер также указывает на зависимость эмоционального состояния (т.е. интенсивности эмоции) от интенсивности стимула. Эта зависимость выражается в виде колоколообразной кривой, точка оптимума которой соответствует умеренной интенсивности стимуляции.

Двухкомпонентность эмоций выражается в двойной детерминации эмоций. С одной стороны, они связаны с потребностями субъекта, которые определяют характер его отношения к предмету эмоций. С другой – формами и уровнями психического отражения объекта эмоции. К первой группе фактов относятся все феномены, выражающие зависимость соответствующей эмоции от потребности, с удовлетворением или неудовлетворением которой данная эмоция связана, и от интенсивности этой потребности. Ко второй группе принадлежат все психологические феномены, выражающие зависимость соответствующей эмоции ее когнитивного компонента.

Двузначность обусловлена самим фактом противоположного характера переживания положительных и отрицательных эмоций. Знак эмоции имеет объективную связь с удовлетворенностью тех потребностей, которые отражают отношение субъекта эмоции к ее объекту. Положительная эмоция представляет собой состояние, которое субъект стремится максимизировать, а отрицательная эмоция – состояние, которое он старается минимизировать.

Обобщенность эмоциональных процессов. Поскольку эмоция является, по Л.М. Веккеру, отражением отношения субъекта к объекту, а субъект может одинаково относиться к различным, но сходным объектам, разные, на первый взгляд, объекты могут вызывать одинаковые эмоциональные реакции. В этом и заключается суть эмоционального обобщения [4].

Вопрос о функциях того или иного феномена является одним из основных в любой науке, т.к. не ответив на него невозможно понять суть феномена. В отечественной и зарубежной психологии этот вопрос достаточно подробно изучен. Однако согласия относительно критериев для определения функций эмоциональных процессов до сих пор нет. Поэтому каждый исследователь приводит свой перечень функций.

Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся в психологической литературе функции эмоций.

1. Сигнальная функция. «Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего» [6, с.13]. Поскольку эмоция отражает отношение субъекта к тем или иным объектам окружающей действительности, она сигнализирует о благоприятном или неблагоприятном для него развитии событий. В случае появления неблагоприятных или опасных для субъекта средовых стимулов, эмоция начинает выполнять мобилизующую функцию, подготавливая организм к «ответу» («борьбе» или «бегству»).


2. Коммуникативная функция. Строго говоря, функцию коммуникации выполняет не сама эмоция (переживание), а ее внешние проявления, выражающиеся в мимике, пантомимике, невербальных голосовых сигналах. Выражение лица, поза, голос партнера по общению часто говорят нам о нем больше, чем его слова. Непроизвольные движения плохо контролируются и поэтому являются более надежным источником информации о переживаемых в данный момент субъектом эмоциях и чувствах.

Условные формы проявления эмоций и чувств от культуры к культуре изменяются, однако «язык телодвижений», сопровождающих базовые эмоции и чувства, универсален. Именно поэтому люди разных культур в состоянии понять эмоциональные переживания друг друга.

3. Мотивирующая (побудительная, стимулирующая) функция. Эмоции и чувства определяют направление поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед субъектом цель. По мнению С.Л. Рубинштейна «эмоция в себе самой заключает желание, влечение, стремление, направленное к предмету или от него» [17, c.141].

4. Подкрепляющая функция. Эмоция, будучи тесно связанной с мерой удовлетворения актуальной потребности, выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности [2]. Деятельность или ее результат, вызвавшие положительную или отрицательную эмоциональную реакцию, запечатлеваются в памяти, прививая любовь или неприязнь к этой деятельности в дальнейшем.

Помимо названных, эмоции могут выполнять дифференцирующую и синтезирующую функцию [16], гиперкомпенсаторную, интегральную и функцию формирования сознания [20], оздоровительную [10] и др.

1.3. Эмоции и когнитивные процессы

Вопрос о влиянии когниций на эмоции будет рассмотрен чуть позже (см. пп 1.7.4. и 1.7.5.). Сейчас вкратце остановимся на вопросе о влиянии эмоций на познавательные процессы.

К. Изард считает, что сознание всегда характеризуется определенной степенью эмоциональности. Поэтому восприятию предметов, явлений или людей обязательно предшествует эмоция или комплекс эмоций [9]. Эмоции непосредственно влияют на процесс восприятия. Они фильтруют и модифицируют информацию, поступающую в сознание от рецепторов. Поскольку эмоция взаимодействует с сознанием уже на этапе приема сенсорной информации, ощущение не регистрируется в сознании «в чистом виде». Радуясь, мы видим мир в «розовом свете», он кажется нам прекрасным, исполненным гармонии. Предаваясь печали, мы скажем, что все вокруг серое и угрюмое. Разгневанный человек во всем видит препятствие и помеху. Человек, к которому мы испытываем презрение, кажется нам низким и в каком-то смысле ущербным. Эмоция, таким образом, может трансформировать зрительные, слуховые, соматические и даже вкусовые и обонятельные ощущения.