Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экспериментально установлено, что эмоции человека и его настроение оказывают непосредственное влияние на работу памяти и процесс обучения. Человек лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению. В одном из экспериментов Р. Аткинсона было установлено, что испытуемые лучше воспроизводили позитивные события, когда находились в положительном настроении; и наоборот, негативные события воспроизводились лучше при плохом настроении. Сходные результаты были получены в экспериментах Г. Бауэр, в которых он со своими сотрудникми предлагал испытуемым изучить определенный эмоционально окрашенный материал. Оказалось, что в грустном настроении люди лучше усваивают «грустный материал», в радостном – радостный, в сердитом – злобный, и что эта закономерность справедлива по отношению к любой из эмоций [1].

Эмоции влияют и на процесс принятия решений. Так, в хорошем настроении риск кажется относительно меньшим, и относительно большим, когда настроение плохое [1].

ГЛАВА 2. Методы изучения эмоций

2.1 Физиологические методы диагностики эмоций

Возникновение эмоций связано с изменением физиологических характеристик. Поэтому психологи, диагностирующие эмоциональные реакции, опираются на «объективные» - физиологические - методы.

Среди вегетативных показателей чаще всего измеряются частота сердечных сокращений (ЧСС), кожно-гальванические реакции (КГР), артериальное давление (АД) и, иногда - газообмен и энерготраты [10]. Используются также электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица (измерение лицевой экспрессии).

Из психомоторных показателей наиболее точными индикаторами эмоционального возбуждения считаются тремор, реакция на движущийся объект (РДО), кинематометрия (воспроизведение заданных амплитуд движений), рефлексометрия (измерение времени простой и сложной сенсомоторной реакции), отмеривание временных отрезков.

Делаются попытки с помощью физиологических методов диагностировать модальность эмоций. Однако многие исследователи полагают, что качество эмоциональных переживаний не всегда определяется интенсивностью и реактивностью физиологических показателей.


Исследования показывают, что реакции разных людей на одно и то же эмоциональное состояние сугубо индивидуальны. К примеру, согласно результатам наблюдения за людьми, прятавшимися в бомбоубежищах, при взрыве бомбы одни люди бледнели, а другие краснели. У первых преобладала реакция симпатического отдела вегетативной нервной системы, а у вторых - парасимпатического. По данным Н.Д. Скрябина, в ситуации опасности у трусливых людей частота сердечных сокращений может как повышаться, так и понижаться [10]. По данным этого же автора, КГР может повышаться как при отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаниях.

По мнению Ю.С. Бабахана, изменение уровня адреналина, частоты дыхания, кожной проводимости и т.д. в лучшем случае способно выявить интенсивность эмоциональных переживаний, но не их качество [10].

Исследования Р. Лазаруса также свидетельствуют об индивидуальном характере изменения пульса и артериального давления у разных испытуемых при одной и той же стрессовой ситуаций. Он подчеркивает, что диагностика эмоциональных состояний должна опираться на знание индивидуального реактивного стереотипа [12].

Тем не менее, несмотря на свои недостатки, физиологические методы считаются наиболее пригодными способами исследования эмоций.

2.2. Психологические методы диагностики эмоций

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии. Первые попытки создания методики для определения способности «читать» эмоции по экспрессии лица были предприняты Э. Борингом и Э. Титченером. Они создали взаимозаменяемые схематические изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым. Оказалось, что процент правильных ответов при распознавании разных эмоций был невысок - от 26 до 57 % [10].

Позже (в 1970-е годы) сотрудники Калифорнийского университета П. Экман и У. Фризен разработан метод, получивший широкое распространение в психологии. Его сокращенное название - FAST (Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет набор «эталонов лицевой экспрессии» для каждой из шести эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей-лба, глаз-век и нижней части лица. Задача испытуемого заключается в поиске сходства эмоции с одним из фотоэталонов [21].


Методика CARAT, разработанная Р. Баком с колл., строится на предъявлении слайдов, представляющих реакции людей, рассматривающих различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, какую сцену наблюдает человек.

Тест PONS («профиль невербальной чувствительности») включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т. д.). Испытуемый должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения человека. Испытуемый должен определить меру привязанности между людьми, зафиксировать проявление ревности и т. д. Недостатком теста является высокая неопределенность критериев оценки.

Исследования показали, что представленное невербальное поведение воспринимается точнее, чем естественное, спонтанное. Экспрессия лица, изображенная актером, распознается точнее, чем изображенная непрофессионалом. Динамические изображения невербального поведения (кино-видеосъемки) интерпретируются успешнее, чем статические (фото, схема). Точность понимания по целостной экспрессии лица значительно выше, чем по отдельным его фрагментам.

Отечественными психологами также разрабатывались такого рода методики. В частности, В.А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний» [11]. Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета, широко применяемого психологами в области социальной перцепции. От участника исследования, требуется описание различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки 6 эмоциональных состояний: радости, гнева, отвращения, страха, удивления, страдания. Следует назвать экспрессивные признаки, на которые он ориентируется при опознании эмоциональных состояний другого человека.

В целях диагностики эталонов экспрессивного поведения В.А. Лабунской был разработан еще один метод - метод «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний» [11]. В основе этого метода лежит прием свободного графического ассоциирования - пиктограмма. Выбор этого метода определялся тем, что пиктограмма близка по своим внешним характеристикам изображениям экспрессии состояний (пиктограмма - это тоже изображение экспрессии), предъявляемым для опознания, а также тем, что «пиктограмма» формируется и актуализируется спонтанно.


Использование опросников. Несмотря на большой интерес психологов к теме исследованию эмоций, до сих пор создано не много надежных и валидных опросников, позволяющий измерить эмоциональную сферу личности напрямую (в качестве примера можно привести несколько опросников, разработанных Е.П. Ильиным, опросники изучения эмоциональности А.Е. Ольшанниковой, методику когнитивной самооценки базальных эмоций Т. Дембо).

Как правило, психологические тесты-опросники позволяют измерить лишь отдельные аспекты эмоций, или диагносцируют эмоции косвенно. Например, эмоциональная сфера личности может быть косвенно исследована с помощью всевозможных личностных опросников (Г. Айзенка, Р. Кеттелла, MMPI, NEO-PI и др.). На основании результатов, полученных с помощью тестов, исследующих стресс и его преодоление, защитные стратегии поведения, настроение и т.п. также можно судить об эмоциональной жизни респондента.

Кроме того, следует упомянуть и проективные методы исследования личности (тест М. Люшера, ЦТО Эткинда, тест Г. Роршаха, рисуночные методики).

2.2 Способы управления эмоциями

Эмоции не всегда желательны, так как они могут дезорганизовать деятельность, может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение способствуют осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению. Поэтому желательно научиться управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление.

Существует не так много классификаций способов регуляции эмоций. Так, К. Изард выделяет три способа регуляции эмоционального состояния: а) взаимодействие эмоций – сознательная активация другой эмоции, противоположной переживаемой, с целью подавления, снижения интенсивности последней; б) когнитивная регуляция – использование внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или контроля над ней; в) моторная регуляция – физическая активность, снижающая интенсивность эмоционального переживания [9].

Л.И. Анцыферова подразделяет способы регуляции эмоций на: а) преобразующие (когнитивная подготовка к решению проблемы, предполагающая, что практические действия могут быть заменены вербальными); б) приспособительные (позитивное истолкование тяжелых переживаний); в) вспомогательные (уход из трудной ситуации) [3].


Р.М. Грановская и И.М. Никольская рассматривают поведенческие стратегии, эмоциональную проработку подавленного и изменение субъективной оценки ситуации, причем все три выполняют функции защиты от травмирующей информации [8].

Д.В. Люсин, выделяет три типа управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций (приглушение чрезмерно сильных эмоций), контроль внешнего выражения эмоций и произвольный вызов эмоций [14].

Некоторые авторы просто перечисляют и описывают способы саморегуляции эмоциональных состояний, не разделяя их на классы. Например, Е.И. Головаха и Н.В. Панина предлагают такие способы управления эмоциями с целью достижения эмоционального равновесия: а) распределение как расширение круга эмоциогенных ситуаций для снижения интенсивности переживаний; б) сосредоточение как концентрация эмоции на одном значимом виде деятельности и исключение лишних эмоциогенных ситуаций; в) переключение как перенос эмоционального переживания с эмоциогенной ситуации на нейтральную, например разрядка гнева в иллюзорной ситуации [7].

Развернутую классификацию способов управления эмоций предлагает Ю.В. Саенко [18].

1) Эмоциональное отреагирование является, по мнению автора, оптимальным способом саморегуляции, т.к. эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на разрешение проблемы, или в косвенных формах активности (общении и др.), после которых субъект переходит к решению проблемы. Разрядка эмоции происходит в результате физической или вербальной активности. Эмоциональное отреагирование ослабляет интенсивность негативных эмоций и может пртекать в одной из двух форм:

а) прямая разрядка эмоционального переживания, происходящая во время решения проблемы (возникновение проблемы, из-за которой не удовлетворяется потребность приводит к возникновению эмоции, вслед за этим осуществляется немедленное решение проблемы (достижение цели и удовлетворение потребности), что вызывает эмоциональное отреагирование в ходе выполнения деятельности и катарсис (разрядка, редукция мучительных и неприятных эмоций, их трансформация в противоположные);

б) эмоциональное отреагирование осуществляется косвенным путем, после чего решается проблема (возникновение проблемы, из-за которой не удовлетворяется потребность приводит к возникновению эмоции, затем следует эмоциональное отреагирование, мышление освобождается от аффективного давления, что облегчает нахождение решения задачи, затем решение реализуется и разрешаются проблемы, что, наконец, приводит к достижению цели и удовлетворению потребности).