Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В любом из приведенных случаев проблема, вызвавшая эмоцию, решается и потребность удовлетворяется. Это основная особенность эмоционального отреагирования, отличающая его от двух других способов регуляции эмоций.

2) Эмоциональная трансформация. Эмоциональное состояние меняется за счет конструктивного переструктурирования. Это менее эффективный способ. Нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется к эмоциогенному объекту, но сама проблема не решается, потребность остается неудовлетворенной, разрядки эмоционального напряжения не происходит. Потребность удовлетворяется лишь иллюзорно, в действительности оставаясь фрустрированной. Эмоциональная трансформация осуществляется в случаях, когда решение проблемы не зависит от субъекта.

3) Эмоциональное подавление. Эмоциональный тон меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций. Это также неоптимальный способ, т.к. эмоция не отреагируется, а вытесняется в бессознательное. Как следствие вытеснения подавленные эмоции аккумулируются, что грозит деструктивными формами разрядки, направленными либо на себя (психосоматические заболевания, аддикции), либо на других людей (агрессивные аффекты). Энергия, мобилизованная первичной эмоцией, отчасти может найти выход в косвенной деятельности - физической активности (спорте, физическом труде и т.п.). При этом сама эмоция, порожденная проблемой, не осознается и проблема объективно остается нерешенной, а потребность – неудовлетворенной. Происходит уход от собственных эмоций. Эмоциональное подавление чаще используется тогда, когда субъект способен решить проблему, но отказывается от этого, чем в случаях, когда проблема объективно неразрешима.

Таким образом, при эмоциональном отреагировании потребности субъекта в конечном итоге удовлетворяются, при эмоциональной трансформации субъект отказывается от неудовлетворенных потребностей и выбирает новые потребности, при эмоциональном подавлении потребности остаются неудовлетворенными.

ГЛАВА 3. Теории эмоций

3.1. Трехкомпонентная теория эмоций В.Вундта

Вильгельм Вундт одним из первых обратил внимание на то, что подразделение эмоций только по степени приятности – неприятности недостаточно для дифференциации эмоциональных состояний. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции. Действительно, «наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием) существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление) и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания); точно так же существует напряженная грусть, исполненная тревоги, возбужденная грусть, близкая к отчаянию, и тихая грусть – меланхолия, в которой чувствуется разрядка и успокоенность» [17, с.140-141].


Таким образом, всю систему чувств, считает В. Вундт, можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга [5].

Рисунок 1. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту)

В системе координат (см. рис. 1), задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам охарактеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния.

Каждую из пар он попытался соотнести с соответствующим состоянием пульса и дыхания, с физиологическими висцеральными процессами.

3.2. Теория эмоций Джемса - Ланге

У. Джемс и независимо от него К.Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, изменениями в произвольной двигательной сфере и в сфере непроизвольных актов [17]. Ощущения, связанные с этими изменениями, и вызывают эмоциональные переживания. «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Таким образом, периферические физические изменения, которые мы обычно рассматриваем как следствие эмоций, могут быть и их причиной.

По У. Джемсу, разные физические состояния соотносятся с разными эмоциональными состояниями – любопытством, восторгом, страхом, гневом и волнением. Эти «телесные изменения» были названы «органическими проявлениями эмоций», которые являются первопричинами эмоций. Отражаясь в мозге человека через систему обратных связей, они вызывают соответствующее эмоциональное переживание. Сначала под воздействием средовых стимулов происходят характерные для эмоций физиологические изменения, а затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Например, эмоция страха возникает по такой схеме: внешнее раздражение вызывает «телесную реакцию» и соответствующую ей эмоцию - например, вздрагивание «от испуга», «тревожное» сердцебиение и т.п.

Таким образом, К.Г. Ланге (1890), У. Джемс (1892) выдвинули гипотезу, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, являющееся причиной аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в тонусе мышц. В разных ситуациях организм испытывает разные ощущения, из которых и слагается субъективно разные эмоциональные переживания. Если бы телесные проявления не следовали сразу за восприятием, то, по авторов теории, не было бы и эмоций. По У. Джемсу, если представить себе какую-либо эмоцию и мысленно вычесть из нее одно за другим все телесные ощущения, связанные с ней, то от нее, в конечном счете, ничего не останется. Так, если из эмоции страха устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. То есть человеческая эмоция, лишенная всякой телесной основы, есть ни что иное, как пустой звук.


Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий [5]. Известно, что вино «веселит сердце человека», вином можно «залить тоску», благодаря вину исчезает страх – «пьяному море по колено». Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам не зная чего, или счастлив без причины. Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и звуками.

3.3. Психоаналитические теории эмоций

С точки зрения сторонников классического психоанализа, воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии. В том случае, когда инстинктивные требования конфликтны, эта энергия не может найти себе «легального приложения». Поэтому она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности. Разные виды такой активности – «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание» – могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга. Открытое проявление инстинктивного влечения «блокируется» культурой, и потому человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности. Психическая жизнь человека, таким образом, становится насыщенной не только «чистыми» эмоциями, такими как гнев, страх и т.п., но и широким спектром других эмоций, от самых интенсивных до умеренных, конвенциональных, интеллектуально-рафинированных [9].

В психоаналитической литературе рассматриваются три аспекта аффекта – энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или чувство эмоции).

Следует отметить, что в психоанализе рассматриваются, главным образом, негативные аффекты, возникающие в результате конфликтных влечений, поэтому большое внимание теория уделяет «работе Эго» с ними – работе защитных механизмов Эго.

В тех случаях, когда Эго не справляется с возникшим внутриличностным конфликтом, аффект преобразуется тремя способами (механизмами):

  1. путем обращения аффекта (конверсионная истерия);
  2. путем смещения аффекта (навязчивые состояния);
  3. путем преобразования аффекта (невроз страха, меланхолия) [13].

3.4. Когнитивные теории эмоций

Рассматривая теории, интерпретирующие эмоцию как результат когнитивной оценки ситуации, необходимо отметить двухфакторную концепцию Стэнли Шехтера, по мнению которого необходимо различать два основных фактора, или компонента, эмоций: физиологический и когнитивный.

С. Шехтер и его коллеги предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, вызвавшей это возбуждение. Некое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость понять содержание возбуждения, то есть ситуацию, которая его вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемое индивидом, зависит не от ощущения, возникшего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид интерпретирует ситуацию. Интерпретация ситуации позволяет человеку определить физиологическое возбуждение как радость или гнев, страх или отвращение или как любую другую, адекватную ситуации эмоцию [15].

Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человеком словесных инструкций. В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом – состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было подействовать, опрашивали об ощущениях. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по выданной им инструкции [5].

Исследования также свидетельствую о том, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации может зависеть от того, как их (эти ситуации) переживают другие, находящиеся рядом, люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека человеку, причем у человека, в отличие от животных, качество «встроенных» эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает [5].


Сторонники когнитивного подхода пытаются доказать, что истинными причинами эмоций являются оценки (атрибуции) ситуации. Поскольку эмоция возникает в течение долей секунд после внутреннего или внешнего события, то выявление когнитивного процесса, предшествовавшего эмоции, – дело чрезвычайно сложное.

Б. Вейнер объясняет когнитивные детерминанты эмоций в терминах каузальной атрибуции [5]. По его мнению, причина эмоций – это функция персональной атрибуции каузальности или причины активирующего события. Он предлагает три измерения каузальности:

  • контроль (управляемость – неуправляемость);
  • локус (внутренний – внешний);
  • стабильность (устойчивость – неустойчивость).

Например, если вы стоите в очереди, и некий человек попытается пристроиться перед вами, вы, скорее всего, расцените его попытку как внутренне мотивируемую и управляемую и испытаете злость. Но если тот же человек окажется на том же месте нечаянно – например, кто-то, пробегая мимо, грубо толкнул его, – то вы интерпретируете причину как внешнюю и нерегулируемую и, скорее всего, почувствуете жалость по отношению к нему или гнев, направленный на того, кто его толкнул.

Свое развитие теория Шехтера получила в работах Стюарта Валинса, который несколько модифицировал и дополнил подход последнего. По мнению С. Шехтера, нейрофизиологический компонент возбуждения абсолютно неспецифичен по отношению к качеству переживаемой эмоции. На фоне возбуждения в зависимости от когнитивной оценки ситуации может возникнуть любая по качеству субъективного переживания эмоция. Такая крайняя точка зрения противоречит данным о специфичности паттернов физиологического возбуждения для разных эмоций [15]. Поэтому С. Валинс предположил, что качество эмоции некоторым образом все-таки зависит от физиологического возбуждения, а точнее – от восприятия человеком собственного физиологического состояния.

С. Валинс предположил, что поскольку субъективная интерпретация эмоционального состояния зависит восприятия внутренней, физиологической ситуации, можно изменить сам характер переживания, предъявляя испытуемому ложную обратную связи о его физиологическом состоянии. В одном из его экспериментов испытуемым-мужчинам предъявляли изображения полуобнаженных женщин. Испытуемые при этом получали ложную акустическую информацию о собственном сердцебиении. Контрольная группа слышала те же звуковые сигналы, но им говорилось, что они не имеют отношения к эксперименту. После предъявления фотографий испытуемые оценивали привлекательность каждой из изображенных на них женщин. Выяснилось, что испытуемые экспериментальной группы предпочитали изображения, которые сопровождались изменениями сердцебиения (учащением или замедлением («замиранием»)). Результаты этого эксперимента позволили сделать Валинсу вывод, что оценка собственного эмоционального состояния зависит от восприятия своего физиологического состояния, на которое можно влиять с помощью обратной связи. Следовательно, само эмоциональное состояние потенциально подвержено коррекции посредством ложной обратной связи.