Файл: Налог на доходы физических лиц (Понятие и значение налога на доходы физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база - денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.

Налоговая база всегда определяется в рублях. Доходы, выраженные в иностранной волюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Применительно к налогу на доходы физических лиц налоговым периодом признается календарный год.

Налоговый период в соответствии с Налоговым кодексом подлежит подразделению на несколько отчетных периодов (кварталов или месяцев), после окончания которых необходимо уплатить авансовые платежи.

Налоговый период следует отличать от отчетного периода, под которым подразумевается срок составления и предоставления отчетности в налоговый орган. Правильное определение налогового периода важно для применения ответственности за налоговые правонарушения

Налоговая ставка. Налоговая ставка - величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы. Для федеральных налогов налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а для региональных и местных - законодательством субъектов РФ, нормативно­правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в пределах, устанавливаемых НК РФ.

Налоговым кодексом РФ по налогу на доходы физических лиц предусмотрено пять налоговых ставок: общая налоговая ставка составляет 13%, а в отношении отдельных видов доходов предусмотрены специальные налоговые ставки - 9, 15 , 30 и 35% . Различные налоговые ставки установлены как в отношении видов доходов, так и в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Порядок исчисления. Порядок исчисления налога регулируется ст. 52 НК, однако она не содержит определения понятия «порядок исчисления». В этой статье указывается лишь на то, что налогоплательщик самостоятельно должен исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, опираясь на налоговую базу, налоговую ставку и налоговую льготу. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.


Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду.

Порядок и срок уплаты. Порядок уплаты налога подразумевает под собой законодательно установленные способы и процедуры внесения налога в соответствующий бюджет.

Под сроком уплаты налога следует понимать срок, до истечения которого налогоплательщику необходимо внести налог в бюджет. В случае несоблюдения сроков налогоплательщику начисляется пеня.

По итогам прошедшего налогового периода в обязательном порядке

налоговую декларацию должны предоставить следующие

налогоплательщики: индивидуальные предприниматели; нотариусы,

занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские

кабинеты, другие лица, занимающиеся в установленном действующим

законодательством РФ порядке частной практикой; физические лица, получившие суммы вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, физические лица, получившие суммы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр, физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемых им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также физические лицам, являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источни­ков, находящихся за пределами Российской Федерации.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина России.

Налоговая декларация на сумму предполагаемого дохода (инди­видуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) предоставляется по форме 4-НДФЛ.

Налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту своего учета в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах физических лиц по форме, утвержденной приказом МНС РФ.


При отсутствии хотя бы один из перечисленных элементов реализация налогообложения не представляется возможной.

Налоговые отношения представляют собой отношения между

государством и физическими и юридическими лицами по поводу

перераспределения общественного продукта и формирования финансовых ресурсов государства. Подоходное налогообложение физических лиц - это такая же форма изъятия части вновь созданной стоимости и ее перераспределения.

В Российской Федерации подоходное налогообложение физических лиц представлено в виде налога на доходы физических лиц (НДФЛ). НДФЛ является прямым налогом с присущими ему всеми обязательными и необязательными элементами любого налога. Он участвует в процессе распределения и перераспределения национального дохода, реализуя тем самым фискальную функцию налогов. Налоговые поступления по подоходному налогообложению физических лиц переходят в распоряжение субъектов РФ и муниципальных образований, а после этого происходит их перераспределение в рамках финансирования возложенных на соответствующий уровень расходов.

Роль НДФЛ как инструмента социальной политики государства заключается именно в таком распределении национального дохода между различными слоями населения, которое способствует достижению социальной стабильности общества, реализации конституционных прав граждан.

С учетом выявленной специфики проявления функций НДФЛ, выражающей его экономическую природу, а также объекта налогообложения

доходов физических лиц, оказывающих непосредственное влияние на показатели уровня жизни, преимущественной ролью НДФЛ является социальная.

В экономически развитых государствах предусмотрен достаточно большой арсенал способов воздействия на рыночную экономику, целью которых является минимизация проявления неэффективности рыночного механизма.

Именно налоги являются основным рычагом воздействия на процессы

распределения национального дохода. Процесс распределения

национального дохода определяет уровень доходов физических лиц, принадлежащих к различным социальным слоям, а так же уровень сбережений, инвестиций, спроса, что в следствие напрямую воздействует на уровень жизни населения страны и уровень ее экономического роста.

Налог на доходы физических лиц - это один из важных экономических рычагов государства, который позволяет не только мобилизовывать средства для финансирования общегосударственных расходов, но так же является важным инструментов социальной политики. Системность данного налога заключается в вовлеченности в процесс социального регулирования всех его элементов, что способствует достижению справедливости в распределении национального дохода, и


формированию денежного фонда государства для финансирования мер, направленных на реализацию социальной политики.

Наиболее тесным образом с фискальной и распорядительной функциями налогов связана контрольная функция.

Значение контрольной функции налога на доходы физических лиц заключается, прежде всего, в том, что посредством ее реализации осуществляется всесторонний контроль за своевременностью и полнотой налоговых поступлений от НДФЛ в бюджет бюджетной системы и их сопоставление с потребностями государства в финансовых ресурсах реализуется. Вместе с эти контрольная функция препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает основу теневой экономики.

Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Действительно, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов: обоснованностью источников доходов, их легитимностью и направлениями расходования финансовых средств. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.

Контрольная функция НДФЛ также способствует объективной оценке состояния налогового механизма и выявлению необходимости внесения изменений в налоговую систему государства.

Указанная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности, а именно Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой по налоговым и экономическим преступлениям МВД России.

Необходимо отметить, что в единстве все эти функции определяют эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.

Проанализировав все вышесказанное можно вывести понятие налога на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с совокупного годового дохода физических лиц, исчисляемый и перечисляемый в региональные и местные бюджеты налоговыми агентам, а в установленных в НК РФ случаях налогоплательщиками, в установленные сроки.


1.2. Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в России

Впервые вопрос о введении подоходного налога в России возник в 1907 году. В министерстве финансов по вопросу o необходимости введения подоходного налога сообщалось, что новый налог нужно представить обществу как экономическую необходимость, при этом не связывая его с опасными вопросами общественной и политической организации. Проект подоходного налога был представлен на рассмотрение Думы в 1907 году, но принят лишь в 1916 г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов. Кроме того, подоходному налогу предстояло стать единственным по- настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России, и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).

В 1916 году Правительство отдало предпочтение не шедулярной, a глобальной системе подоходного налога. Глобальная система взимания подоходного налога, которая возникла в Пруссии, представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, a государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности. Шедулярная система, возникшая в Великобритании, предполагала разделение дохода на части в зависимости от источника дохода, т.е. фактически данная система представляла собой комплекс отдельных налогов не на налогоплательщика как такового, а на различные виды доходов.

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам.

В 1916 г. максимальная ставка составляла 12,5%. Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912 г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход был равен или превышал 1000 руб., а государственный совет с целью охватить налогом как можно большую часть населения понизил минимальный уровень дохода до 750 руб.

Следующий этап развития и становления налогообложения доходов физических лиц начался в середине 1940-х и продолжался вплоть до 1980-х годов. Основной целью перестройки подоходного налога являлось усовершенствование системы нормирования доходов некооперированных кустарей и ремесленников, углубление дифференциации ставок для различных социальных групп плательщиков и приближении сроков уплаты к моменту получения доходов. Перестройка системы налогообложения рабочих и служащих была направлена на увеличение их участия своими личными доходами в образовании централизованного фонда денежных ресурсов государства. В 1943 г. подоходный налог с населения претерпел существенные изменения. Налогоплательщики стали делиться по следующему признаку: граждане СССР, которые имели самостоятельный источник дохода независимо от места своего проживания; иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР. Объекты налогообложения дифференцировались в зависимости от размеров доходов и источников их получения.