Файл: Налог на доходы физических лиц (Понятие и значение налога на доходы физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налог на доходы физических лиц является главным видом прямых налогов, который изымается в денежном виде за отчетный год и учитывается на основе общего заработка физических лиц.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных экономических рычагов страны, при помощи которого оно желает выполнять различные проблемы. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональный и местный бюджет, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан, стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов и уменьшается неравенство прибыли.

Актуальность работы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы, а также является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы.

Особенный характер НДФЛ выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на установленные законом суммы налога.

Отношения по исчислению и уплате НДФЛ могут существовать исключительно в форме, определенной законом. В связи с этим, создание четкого правового механизма налогообложения доходов физических лиц, сочетающего интересы налогоплательщиков и бюджетов, является одной из основных целей любого государства. Для достижения этой цели необходимо предельно четко регламентировать каждый элемент юридического состава налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование НДФЛ не

является в полной мере эффективным. Это связано с недостаточной теоретической разработанностью многих проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, с несовершенством юридической техники и нестабильностью налогового законодательства.

Целью работы является исследование налога на доходы физических лиц, проблем и направлений его реформирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в России;
  • охарактеризовать налог на доходы физических лиц и его элементы;
  • провести сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в развитых странах;
  • провести анализ динамики поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет;
  • рассмотреть особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;

Предметом исследования является система налогообложения доходов физических лиц.

Методика исследования основывалась на сравнительном и экономико­статистическом анализе.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные рекомендации позволят совершенствовать систему налогообложения доходов физических лиц в современных условиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц

1.1. Понятие и значение налога на доходы физических лиц

Налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность по уплате налогов, которая закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Очевидно, что понятие «налог», служит основой для налогового права. Ученые на протяжении довольно длительного периода времени пытались раскрыть суть данного понятия, что позволило бы достаточно четко разграничить налог от иных видов платежей. Следует заметить, что и на сегодняшний день проблема корректного определения понятия «налог» является актуальной.

Принятый 27 декабря 1991 года Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы» № 2118-1 в ст. 2 устанавливал, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Такое определение имело существенные недостатки. Во-первых, оно сводило воедино налог, сбор пошлину и «другой» платеж, что фактически делало их равнозначными и никак не позволяло увидеть различия между ними. Во-вторых, в нем отсутствовало указание на безвозмездность соответствующих платежей, а также на отсутствие каких-либо ответных обязательств от государства перед налогоплательщиком, вызванных уплатой налога. В-третьих, не указаны лица, на которых лежит обязанность по уплате налоговых платежей и на какие цели эти платежи будут расходованы.


Первое легальное определение понятия «налог» дал в 1997 году в одном из своих постановлений Конституционный Суд Российской Федерации: «Налоговый платеж» - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности».

Следующее легальное определение было сформулировано в Налоговом кодексе, принятом в 1998 году. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 НК РФ налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основные признаки налога, в том числе и налога на доходы физических лиц, можно легко усмотреть в законодательном определении:

Обязательность. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В связи с этим налоговым законодательством установлен достаточно жесткий перечень налогов, исчисление и уплата которых должна быть осуществлена всеми налогоплательщиками, указанными в законе.

Индивидуальная безвозмездность. Данный признак заключается в том, что после уплаты налога у государства по отношению к налогоплательщику не возникает никаких встречных обязанностей, выражающихся в предоставлении чего-либо или оказании каких-либо услуг;

Денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

Безвозвратность. Безвозвратность налога предполагает, что лицо, его уплатившее, лишается права требовать его обратно. Уплата налога предполагает полное прекращение прав лица по отношению к уплаченным им денежным средствам.

Публичный характер. Налоги взимается с целью обеспечения функционирования публичных органов власти.

Часто встречаются и иные признаки налога, например:

адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

возможность принудительного способа изъятия;

контроль единой системы налоговых органов.

После изучения учебной литературы по вопросам налогового права, ознакомления с мнениями экспертов в этой области, можно сделать вывод о том, что к основным функциям налогов можно отнести фискальную, распределительную (социальную), контрольную и регулирующую. А к дополнительными функциями являются координирующая, поощрительная и внешнеэкономическая.


Посредством фискальной функции осуществляется образование государственных денежных фондов, происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Распределительная функция реализуется при осуществлении перераспределения общественных доходов в пользу слабо защищенных социальных слоев граждан путем налогового обременения наиболее обеспеченных слоев населения, в результате чего части дохода, изъятые у одних, передаются в распоряжение другим.

Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей; дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д., и воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

Реализация контрольной функции позволяет государственным органам осуществлять отслеживание своевременности и полноты поступлений денежных средств в бюджет и сопоставлять их с величиной финансовых ресурсов государства. Также благодаря этой функции происходит оценка эффективности каждого налогового источника, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Координирующая функция налогов помогает создавать общий налоговый режим в интересах формирования единого рынка.

Посредством поощрительной функции осуществляется государственное признание особых заслуг перед обществом определенных категорий граждан.

Внешнеэкономическая функция позволяет сохранить баланс национальных экономических интересов путем регулирования обязательных платежей, установления специального налогового режима иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства на должном уровне.

Для того чтобы установить налог на доходы физических лиц и осуществить его взимание необходимо определить все его обязательные элементы. Пункт 1 статьи 17 НК РФ в качестве таковых называет: налогоплательщика, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты


налога. Указанные элементы в специальной литературе называются «юридический состав налога».

Налогоплательщик. Налогоплательщик, или субъект налога на доходы физических лиц - это лицо, в отношении которого законом предусмотрена обязанность по уплате налогов. В качестве налогоплательщиков налога на доходы физических лиц глава 23 Налогового кодекса РФ называет физических лиц, являющихся резидентами РФ, и физических лиц, получающих доходы от источников в РФ, но не являющихся налоговыми резидентами. Пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Соответственно налоговым нерезидентом является физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

Объект налогообложения. Его содержание раскрывается в положениях п.1 ст. 38 НК. Так, объект налогообложения это - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Указанный перечень объектов не является исчерпывающим и подлежит дополнению.

Объект налогообложения это так называемый юридический факт, наступление которого предполагает возникновение для субъекта обязанности заплатить налог.

Объектом налога на доходы физических лиц для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, признается доход, полученный ими от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами - доход от источников в Российской Федерации.

Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период времени.

Налоговая база. Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК). Назначение налоговой базы проявляется в том, что именно с ее определения начинается исчисление суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, а так же в виде материальной выгоды.