Файл: Налог на доходы физических лиц (Понятие и значение налога на доходы физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют законные основания для существенного уменьшения размера налогооблагаемой базы при исчислении НДФЛ, а также возврата из бюджета налогоплательщику ранее излишне уплаченных средств. Поэтому вопрос о правильности его исчисления, с учетом всех возникающих особенностей, является достаточно актуальной темой сегодня, так как затрагивает интересы практически всех работающих граждан на территории Российской Федерации [2].

Налоговая система - это динамично развивающаяся система, изменения в которой происходят постоянно, в результате влияния многих факторов как внутригосударственных, так и международных.

В настоящее время, когда кризисные явления оказывают свое негативное влияние на возможность принятия и сбалансирования доходной и расходной частей государственного бюджета, выполнение налогами фискальной функции, как основной, становится особенно приоритетной. Однако, исходя из заявлений Правительства РФ в этой части, становится понятно, что увеличивать налоговую нагрузку на реальный сектор экономики государство не планирует в ближайшее время. При этом, возможность эффективного формирования доходной части бюджета остается проблематичной. Соответственно, мы можем предположить, что тех средств, которые будут государством сэкономлены за счет оптимизации государственных расходов и усиления налогового контроля будет недостаточно для сбалансирования бюджета, что повлечет необходимость повышения налоговой нагрузки на физических лиц, в том числе по НДФЛ.

В настоящее время, компетентные представители Министерства финансов однозначно заявили, что к 2018 г. произойдут изменения в исчислении и уплате налога на доходы физических лиц. Какого рода это будут изменения пока точно неизвестно, но данный вопрос рассматривается в двух направлениях либо будет разработана и внедрена прогрессивная система налогообложения физических лиц, учитывая мировой опыт, либо будет увеличен размер основной адвалорной ставки, применяемой к доходам резидентов РФ.

Очевидно, что внедрение прогрессивной шкалы налогообложения потребует от государства усиления контроля за действиями работодателей, а также разработки такой системы, которая бы учитывала реальную платежеспособность физических лиц по его уплате, что сделать значительно сложнее, чем просто увеличить размер пропорциональной ставки налога. В то же время, рассматривая мировой опыт в этом вопросе, мы видим, что государство должно использовать налог как инструмент, с помощью которого могло бы влиять на сокращение экономического неравенства налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остающихся в их распоряжении после уплаты налога. Если в начале 90 -х годов XX века применение такой практики оказалось неэффективным из-за значительного несовершенства законодательной базы, а также наличия низких доходов у большей части населения страны, то в настоящее время есть все основания и предпосылки к тому, чтобы внедрить прогрессивную систему в налогообложение доходов физических лиц на территории РФ.


С другой стороны, государство опасается осуществлять резкие изменения в той системе, которая уже сложилась и доходность от которой, в определенной мере, устраивает государство. Сегодня поступления от налога на доходы физических лиц, остаются полностью в распоряжении соответствующего субъекта РФ, тем самым формируя большую часть доходов регионального и местного бюджетов. Таким образом, налог на доходы физических лиц является одним из бюджетообразующих в формировании доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Соответственно, те изменения, которые планируются к внедрению в налоговую систему, должны быть серьезно обоснованы, проанализированы их последствия влияния на выполнение фискальных, экономических и социальных задач, стоящих сегодня перед государством [2].

Конечно, более простым способом для государства стало было бы обычное увеличение размера той ставки, которая сегодня применяется в налогообложении доходов физических лиц. В настоящее время, размер налоговой ставки для доходов резидентов РФ составляет 13 % - это самый низкий размер ставки, применяемый в Европе. Не так давно знаменитый актер Жерар Депардье изъявил желание получить российское гражданство, что, в первую очередь, имело чисто экономическое обоснование, так как исходя из положений налогового законодательства Франции, где применяется прогрессивная шкала налогообложения, сумма его налога достигала бы более 50 % заработанного дохода, то есть сотни тысяч евро. Таким образом, чтобы избежать высокого налогового бремени, актер решил переехать на постоянное место жительства в Россию и уплачивать лишь 13 % от своего дохода.

Если провести экономические расчеты в отношении повышения налоговой ставки, например, с 13 % до 16 %, исходя из значения поступления НДФЛ от налогового агента на территории Краснодарского края, основываясь на данных статистической налоговой отчетности ФНС России за 2013 год, то при равных условиях, доходы бюджета увеличатся с 80 244 324 тыс. руб. до 82 651 654 тыс. руб., то есть прирост в 3 % в абсолютной величине составит 2 407 330 тыс. руб., что достаточно ощутимо для бюджета края [3].

В то же время, нельзя не учитывать размер и возможности использования налоговых вычетов, на которые могут претендовать плательщики НДФЛ. Исходя из положений действующего налогового законодательства РФ, сегодня существует возможность использования пяти видов налоговых вычетов, таких как: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и инвестиционные (в отношении ценных бумаг), из которых, лишь стандартные налоговые вычеты реально могут быть учтены в течение налогового периода при расчете налогооблагаемой базы по данному налогу. Для большей части работающего населения страны вычеты на детей - это реальные стандартные вычеты, которые учитываются ежемесячно при осуществлении налоговых отчислений. В 2015 году суммы этих вычетов следующие: на первого и второго ребенка по 1 400 руб., на третьего и каждого последующего 3 000 руб., на ребенка инвалида 3 000 руб. При этом, налоговые органы трактуют закон, таким образом, когда налоговый агент не вправе одновременно учитывать и численность детей и качество их здоровья. То есть, налоговые органы говорят о том, что если у вас ребенок-инвалид, то вычет налогоплательщик может получить лишь в сумме 3 000 рублей, при этом если предположить, что данный ребенок является третьим в семье, то вычет в размере 3 000 рублей как на третьего ребенка получить налогоплательщик уже не может, что противоречит законодательству. Поэтому, в настоящее время, верховный суд вынес решение по данному вопросу в пользу налогоплательщика и разрешил налоговым агентам суммировать данные размеры вычета, соответственно, увеличив его совокупную сумму до шести тысяч рублей (к такому выводу пришли судьи Верховного Суда РФ в обзоре от 21.10.15 г.).


Однако Министерство финансов инициировало идею более тщательного изучения данного вопроса и разработало законопроект, который предусматривает увеличение вычета для детей-инвалидов с 3 000 руб. до 12 000 руб. (для родителей и усыновителей) и до 6 000 руб. (для опекунов и попечителей). Данный законопроект уже прошел первое чтение в ГосДуме, получил одобрение соответствующих министерств и ведомств и имеет большую вероятность вступления в законную силу уже с 1 января 2016 г. Таким образом, в определенной степени выполняется послание Президента РФ данное Федеральному собранию в отношении увеличения внимания социально-незащищенным группам населения [2].

Что касается вопроса учета численности детей в семье, то в 2013 г. разрабатывался законопроект, увеличивающий также и размеры вычетов за второго, третьего и каждого последующего ребенка, но в настоящее время пока не получивший поддержки у исполнительной власти из-за кризисных явлений в экономике страны. К тому же количество семей в стране, имеющих два и более ребенка стало значительно больше - за счет стимуляции рождаемости посредством предоставления материнского капитала. Поэтому в настоящее время вопрос увеличения вычета за второго и каждого последующего ребенка остается открытым.

При учете вычета за детей также используется ограничение по совокупному доходу физического лица, в настоящее время это ограничение составляет 280 000 руб., однако в новом законопроекте предусмотрено также и увеличение этой суммы до 350 000 руб., что даст возможность большему количеству налогоплательщиков более длительный срок использовать возможность применения данного вычета.

Социальный вычет также имеет большое значение для поддержки соответствующего уровня доходов малообеспеченных слоев населения. В настоящее время, этот вычет можно получить лишь по окончанию налогового периода, в котором были осуществления расходы на обучение, лечение, благотворительность, формирование накопительной части трудовой пенсии, негосударственное пенсионное обеспечение. При этом важное значение имеют те изменения, которые вступили относительно недавно в законную силу, а именно с 1 января 2014 г. теперь есть возможность получения вычета по расходам на обучение не только свое, своих детей, но и родных сестер/братьев. Также ощутимое изменение касается и расходов на добровольное страхование жизни, по которым, начиная с 1 января 2015 г. можно также получить социальный вычет [2].

Возможность получения социального вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов, предполагает их осуществление не только на территории РФ, но и за ее пределами. Сегодня ряд политиков и экономистов, предлагают эту возможность ограничить лишь территорией РФ, для того, чтобы таким образом увеличить спрос на отечественные услуги в данной области. Что, по мнению граждан РФ, ограничивает их права в области получения профессиональной квалифицированной медицинской помощи, так как российские технологии не в полной мере отвечают мировому прогрессу в этой сфере.


Имущественные налоговые вычеты также важны для физических лиц, решивших приобрести объекты недвижимости, такие как: квартиры, комнаты, жилые дома, земельные участки. Так, до 1 января 2014 г. такой вычет можно было получить однократно и только по одному объекту налогообложения. Теперь, до тех пор пока максимальный размер вычета не будет использован налогоплательщиком полностью, он может неограниченное количество раз его получать, что отвечает интересам налогоплательщика. В настоящее время, если объект недвижимого имущества приобретается за счет собственных средств, то максимальная сумма вычета составляет 2 млн. руб., если объект приобретается с учетом заключения договора с кредитной организаций, то максимальный размер вычет достигает 3 млн. руб. (в отношении объектов приобретенных после 01.01.2014 г.) [1]. Согласно новой редакции закона, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители добавлены в перечень лиц, имеющих право на имущественные вычеты, если приобретено жилье на имя несовершеннолетнего ребенка. Нововведением стало и то, что теперь предусмотрена возможность для пенсионеров перенести имущественные налоговые вычеты по расходам на приобретение жилья и плату процентов на предшествующие налоговые периоды, но не более трех.

Имущественный вычет по расходам на приобретение жилья и уплату процентов может быть получен налогоплательщиком одним из двух способов:

-либо по окончании налогового периода, предоставив в налоговый орган соответствующий пакет документов;

-либо до окончания налогового периода, при обращении к работодателю, при условии подтверждения налоговым органом права на вычет. В этом случае, работодатель обязан предоставить вычет в течение 30 календарных дней со дня подачи соответствующих документов и письменного заявления налогоплательщика. Для этого сотрудник сначала обращается в инспекцию и получает уведомление (утв. Приказом ФНС России от 14.01.15 № ММВ-7-11/3). Этот документ работник должен передать работодателю вместе с заявлением на вычет. Компания вправе предоставить вычет с 1 января, даже если работник принес уведомление в середине года. Президиум Верховного Суда РФ высказал именно такую позицию в своем обзоре, а недавно с ней согласился и Минфин (письмо от 25.09.15 № 03-04-05/55051). Поэтому споров в этой части быть больше не должно.

С 01.01.2014 г. введен новый налоговый вычет по расходам на приобретение ценных бумаг (инвестиционный вычет) [1]. Это сделано государством с целью привлечения инвестиций, использования накоплений физических лиц для развития экономики государства. Однако, с учетом разработанного механизма его применения, первые излишне уплаченные суммы НДФЛ будут возвращены физическим лицам не ранее 2017 года.


Следует отметить, что приведенные изменения в администрирования налога на доходы физических лиц максимально направлены на то, чтобы наблюдалась определенная сбалансированность интересов, как государства, так и налогоплательщиков. Конечно, всегда были и будут противники тех налоговых реформ, которые осуществляются в стране, однако динамика действий государства в этом вопросе является положительной.

Заключение

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговые ставки, применяемые при исчислении НДФЛ, установлены в размере 9, 13, 15, 30 и 35%. Общая ставка составляет 13%.

Чтобы определить размер своего налогового обязательства налогоплательщику необходимо знать налоговую базу и ставку налога, по которой облагается доход.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 210 НК РФ, в налоговую базу налогоплательщика включаются все налогооблагаемые доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, либо право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, которая определяется ст. 212 НК РФ.

При исчислении НДФЛ налоговая база может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов. В соответствии с гл. 23 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых вычетов по НДФЛ:

- стандартные налоговые вычеты;

- социальные налоговые вычеты;

- имущественные налоговые вычеты;

- профессиональные налоговые вычеты;

- налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

- налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе.

Проанализировав различные подходы к определению элементов налога на доходы физических лиц в развитых странах, можно установить следующие тенденции развития подоходного налогообложения:

1) отказ от супружеского и семейного налогообложения доходов физических лиц в пользу индивидуального подоходного налогообложения;

2) расширение базы по подоходному налогу путем включения сумм, ранее не облагавшихся данным налогом;

3) использование прогрессивного метода налогообложения для построения шкалы ставок подоходного налога;