Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран. Налоговые системы и тенденции их развития в странах с развитой рыночной экономикой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях рынка атрофируются или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами, а именно путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Основное место в данном комплексе экономических методов занимают налоги. [9, с. 184]

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, дифференцируя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство генерирует условия для оперативного развития отдельных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Отличным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерная его поддержка. Формы подобной поддержки разнообразны: создание специализированных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но основное средство оказания содействия малому бизнесу – это особые льготные условия налогообложения. [16, с.157]

Зачастую вывод о наличии в стране «хорошей» или «плохой» налоговой системы производится в первую очередь с учетом степени налоговой нагрузки. Данный показатель определяется как удельный вес государственных налогов и сборов в ВВП.

Чем богаче общество, тем большая часть ВВП опосредуется государством через налоговую систему. [5, с. 356]

Налоговые системы и тенденции их развития в странах с развитой рыночной экономикой

Переход к рыночным отношениям подталкивает людей обратить особое внимание на экономический опыт развития зарубежных стран, особенно в области финансов. Центральное место здесь занимает налоговая система, которая является важнейшим инструментом государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений.

В каждой стране существуют особые виды налоговых систем, которые зачастую существенным образом отличаются друг от друга. Свое особое “национальное лицо” имеют налоговые системы США, Великобритании, Германии, Франции. Во многом это связано с традициями, которые накладывают свой отпечаток на свойства системы, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Несмотря на это, налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран. [3, с.13]


Для современных стран с развитой экономикой характерно расширенное и усиленное вмешательство государства практически во все сферы экономической жизни. Разница состоит только в степени этого вмешательства. В США, например, оно меньше, во Франции больше, Германия находится на среднем уровне. Основным рычагом государственного регулирования является финансовое влияние на предприятия и индивидуальных предпринимателей посредством налоговой политики. [9, с.213]

Естественно, что каждой стране присуща своя, отличная от других налоговая система, сложившаяся под воздействием различных экономических, политических и социальных условий, со свойственными ей налогами, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями различных уровней власти, налоговой базой, сферой влияния налогов, налоговыми льготами. [11, с.73]

В основу создания налоговой системы закладываются различные параметры. Это могут быть: отношение совокупности налоговых изъятий к внутреннему валовому продукту, прогрессивность, пропорциональность и регрессивность налоговых ставок и т.д. Одним из основных параметров, который во многом определяет налоговую систему той или иной страны, является соотношение прямого и косвенного налогообложения. [11, с. 74]

Система налогообложения представляет собой механизм аккумуляции доходов госбюджета и воздействия на общественное производство: на его структуру, его размещение, на темпы научно-технического развития. Налоги мотивируют или же, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают стимулы для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Известно, что налогообложением можно ограничить или стимулировать деловую активность. Зачастую налоги используются для решения достаточно частных проблем. Например, в Германии в начале века, с целью прекращения расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную кислоту. Денежные доходы от налога чудом покрывали расходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. Также, в той же Германии налоги используются для решения социальных задач. Например, после резкого увеличения акциза на табак некурящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение используется также для решения проблем экологии. Дифференцированные налоги на автотранспорт, которые учитывают экологическую чистоту двигателя с 70-х годов применяются в США. [6, с. 34]


Налоговая система США

Налоговая система США выделяется чрезвычайной сложностью и не прекращает развиваться. Опыт долгосрочного развития налоговой системы говорит о том, что формирование ее было нацелено на выполнение двух основных функций – фискальной и стимулирующей, а также определению оптимальных соотношений между ними. Многоступенчатая, разветвленная налоговая система широко используется в интересах развития предпринимательства, развития научных исследований и сферы услуг. Для усиления стимулирующей функции предусмотрены разнообразные налоговые вычеты, льготные ставки, система освобождений от налога. Особенность налоговой системы США состоит в предоставлении права федеральным, местным и органам власти штатов устанавливать самостоятельно порядок налогообложения, налоги и их ставки. Отдельные виды налогов взимаются всеми ветвями власти – федеральными, штатов и местными. Таким образом, например, взимается индивидуальный подоходный налог. [13, с. 157]

В США налоговая система разделена на 3 уровня:

Верхний уровень – федеральный бюджет. Данный уровень бюджета осуществляет контроль над соблюдением налогового законодательства и сбором федеральных налогов, а именно: подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов ;

Средний уровень – бюджет штатов. В рамках данного уровня действуют налоговые службы штатов, которые собирают налоги и сборы, вводимые законодательными собраниями штатов. Данные налоги поступают в бюджеты штатов;

Нижний уровень – бюджет местных органов власти. К ним относятся местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти. Ставки налогов устанавливают налоговый инспектор, председатель совета школ и руководитель муниципалитета.

Представительные органы штатов могут вводить только налоги, не противоречащие налоговому законодательству США, а местные органы – если они не противоречат законодательству штата.

Налоговые службы самостоятельны и не подчинены друг другу, но, несмотря на это, взаимодействуют между собой. Так как часто налоги одновременно взимаются в федеральный бюджет и бюджет штатов, то налоговые службы этих уровней должны координировать свои действия и объединять усилия при работе с налогоплательщиками. [14, с. 42]

Для современной американской налоговой системы свойственно параллельное использование основных видов налогов как федеральным правительством, так и правительствами штатов и местными органами власти. Это касается подоходных налогов и акцизов на отдельные товары, налогов с наследств и дарений, взносов в фонды социального страхования.


В конечном итоге граждане уплачивают три вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), два вида поимущественного налога и универсального акциза (штатный и местный). Кроме того, в цену ряда товаров широкого потребления, например, табачных и винно-водочных изделий, горючего, включено пять видов акциза (федеральный акциз, штатные и смежные универсальные и специфические акцизы) акцизы на отдельные товары в отличие от общего, или универсального, акциза (общего налога с продаж, которым облагаются все виды товаров и целый ряд услуг). Отдельные налоги взимаются либо только федеральным правительством (таможенные пошлины), либо правительствами штатов и местными органами власти (поимущественные налоги и универсальные акцизы).

Наиболее значимыми в современной налоговой системе федерального правительства считаются подоходные налоги, в налоговых системах штатов – универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах – поимущественный налог.

Более 70% всех налоговых поступлений приносят прямые налоги.

В прямых налогах большой удельный вес сейчас занимают федеральные подоходные налоги, которые составляют более 40%. [10, с. 92-93]

Тремя основными источниками государственных доходов являются: личный подоходный налог, отчисления на социальное страхование, и акцизные сборы и налоги с продаж. Последний компонент наиболее значителен как источник доходов для правительств штатов.

Более 25% государственных доходов поступает в бюджет от налогов на социальное страхование. Такие налоги являются отчислениями, которые дают право тем, кто их производит, на получение пенсии и выплат по нетрудоспособности.

Налоги с продаж и акцизные сборы, которые по своему значению стоят на втором месте, представляют собой налоги, взимаемые с продаж определенных товаров. На федеральном уровне представлены акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия, а также на автомобили, телефонные переговоры и авиационные билеты. На уровне штатов и местных органов важным источником доходов являются налоги на продажи вообще (при этом некоторые товары зачастую от них освобождаются). [13, с. 158]

В Соединенных Штатах не взимается налог на добавленную стоимость, который является важным источником государственных доходов во многих странах, особенно европейских. Налог на добавленную стоимость тождествен обычному налогу на розничную торговлю, который взимается по общей ставке со всех товаров, продаваемых в экономике. Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства. Сумма, которая подлежит налогообложению на каждой стадии, не равна цене продажи, а составляет только добавленную стоимость, иначе говоря, равна цене продажи за вычетом затрат на покупку факторов производства. Таким образом, производитель автомобилей, покупающий сталь и покрышки у других фирм, платит налог на добавленную стоимость, которым облагается стоимость проданных автомобилей за вычетом стоимости закупленных и использованных в производстве материалов. Фирма, которая торгует автомобилями в розницу, в свою очередь платит налог со стоимости своих продаж, которая уменьшается на сумму, выплаченную производителю этих автомобилей. Складывая собранные на каждой стадии налоги, можно увидеть, что итоговая сумма налога на добавленную стоимость представляет собой не что иное, как налог именно на розничную торговлю.


Налоги, которые дают наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Действующая система налогообложения США включает: индивидуальные подоходные налоги(48%), налоговые отчисления в фонд социального обеспечения (33%), налоги на прибыль корпораций (10%), налоги с розничных продаж потребительских товаров, акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги на движимую и недвижимую собственность, налоги на наследства и дарения. Из этого перечня видно, что основными источниками доходов предстают индивидуальные подоходные налоги. [11, с.78]

В США на нарушителей налогового законодательства возлагаются штрафы, которые сочетают взыскание 5% от суммы неуплаченного налога и 50% от суммы, которую налогоплательщик мог бы получить в случае размещения соответствующих средств в банке. Неисполнение налоговой обязанности в установленный срок влечет взыскание, помимо налога, от 2% до 15% суммы недоимки или 5% от нее за каждый месяц просрочки, но не боле 25%. Минимальный размер санкций не может составлять менее 100 долларов.

Налоговая система Великобритании

Налоговая система Великобритании сформировалась еще в прошлом столетии, но, несмотря на это особенности свойства налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. [8, с. 175]

Все налоги и сборы, которые составляют систему налогообложения Великобритании, поделены на два уровня - центральный и местный.

К центральным налогам относят: подоходный налог с населения, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).

На местном уровне взимаются только поимущественные налоги (налоги на имущество). [11, с. 80]

К главным налогам, формирующим бюджетную систему Великобритании, относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с корпораций, налог на капитал, НДС, акцизы, налог на недвижимость.

Один из центральных налогов, имеющих давнюю историю, - это подоходный налог с граждан. Взимание осуществляется по шедулярной системе, которая предполагает обложение доходов по частям (шедулам) в зависимости от вида дохода – имущество, дивиденды, заработная плата, доходы от инвестиций, доход от источников за границей.

Функционируют шесть шедул, причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю градацию доходов.

Шедула А включает доходы от имущества: от собственности на землю, от строений и сооружений, квартирную плату за сдаваемые в наем жилые дома или квартиры.