Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран. Налоговые системы и тенденции их развития в странах с развитой рыночной экономикой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шедула В включает доходы от лесных массивов, которые используются в коммерческих целях, если они не облагаются по шедуле D.

Шедула С характеризует доходы от определенных правительственных ценных бумаг, которые выпускаются в Великобритании, и некоторых ценных бумаг иностранных правительств, по которым выплачиваются проценты в Великобритании.

Шедула D включает доходы от производственной коммерческой деятельности. В данный вид шедул входит много разных видов доходов

Шедула Е .В данную шедулу входит заработная плата, жалованье служащих и пенсия, пособия и прочие трудовые доходы.

Шедула F включает дивиденды и прочие выплаты, осуществляемые компаниями Великобритании.[16, с. 213]

Максимальная ставка подоходного налога составляет 10%, основная - 23%, а максимальная (для дохода свыше 28 тысяч фунтов стерлингов) - 40%. [13, с. 168]

Законодательством предусмотрен ряд льгот по подоходному налогу. Например, не облагаются налогом проценты по отдельным сберегательным сертификатам, ряд социальных пособий, доходы от некоторых образовательных стипендий. Освобождены от уплаты подоходного налога благотворительные организации при условии, что такой доход используется только в благотворительный целях.

Кроме того, физические лица имеют право на скидки по подоходному налогу. Например, каждому гражданину предоставляется вычет в 4745 фунтов из налогооблагаемого дохода. [4, с. 91]

На долю подоходного налога с граждан приходится 64% от поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет Великобритании, а на долю налогов с доходов компаний - 19%. [8, с. 176]

Все компании, которые зарегистрированы в Великобритании и осуществляют свою деятельность через постоянное правительство, являются плательщиками корпоративного налога.

Налог на прибыль корпораций построен таким образом, чтобы стимулировать средние и малые предприятия. В наличии возможность уменьшения налогооблагаемой базы посредством амортизации машин и оборудования (до 25% ежегодно), амортизации зданий (до 4% ежегодно), 100% затрат на научно-исследовательские работы. [13, с. 169]

Налог на прибыль корпораций взимается по так называемой импутационной системе, предполагающей обложения всей суммы полученной прибыли. Общая ставка налога составляет 30%, а для субъектов малого бизнеса - от 10% до 20%. По общему принципу уплата налога осуществляется спустя девять месяцев по прекращении расчетного периода, но на протяжении года налогоплательщики обязаны вносить авансовые платежи. [11, с. 80]


Важная роль в доходах бюджета выделена НДС. Плательщиками его являются конечные покупатели товаров и услуг. Данный налог уплачивается предпринимателями, оборот которых превышает 52 тысячи фунтов стерлингов в год. Предприятия, которые имеют такой доход, обязаны зарегистрироваться в налоговых органах в качестве плательщика налога. Ставка составляет 17,5%.

Помимо всего прочего, предусмотрены льготы по продуктам питания, печатной продукции, строительству некоммерческого жилья, банковским и страховым услугам, образованию и здравоохранению. [13, с. 170]

В случае если налогом на добавленную стоимость не облагаются отдельные виды товаров и услуг, то это означает освобождение или нулевую ставку.

Акцизы взимаются с табачных изделий, алькогольных напитков, углеводородного сырья, транспортных средств. Акцизными сборами облагаются также азартные игры и заключение пари.

Одним из древнейших в Великобритании налогов является гербовый сбор. Это сбор на документы при регистрации различных сделок по передаче имущества. Передача акций облагается гербовым сбором в размере 0,5% стоимости передаваемой собственности. Исключение представляют акты дарения и передача собственности в благотворительные общества. Прочая собственность (исключая акции) облагается гербовым сборам согласно стоимости передаваемой собственности: 1% для собственности дороже 60 тыс. ф. ст., 3% для собственности дороже 250 тыс. ф. ст. и 4% для собственности, чья стоимость превышает 500 тыс. ф. ст. [4, с. 93]

Налог на наследство взимается с имущества, переданного после смерти, а также дарах, которые были сделаны в течение семи лет после смерти. Большинство прочих перемещений имущества в течение жизни не облагается налогом. Есть несколько важных исключений, не подлежащих налогу на наследство: переход собственности между супругами, дары и пожертвования в Британские благотворительные фонды и основные политические партии. В основном, главные фонды компаний и обрабатываемая земля не облагаются налогом на наследство, так что семейный бизнес может переходить из рук в руки без налога.

Английский парламент обладает исполнительной властью в отношении взимания налогов в стране. Юридические полномочия парламента в этом смысле расширились до Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

2.3 Налоговая система Германии

К числу государств, которые имеют высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Центральной чертой системы обложения налога в этой стране является закрепленное в Конституции положение, которое регулирует разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), при этом разделению подлежат практически все источники доходов. [11, с. 75]


Как федеративное государство Германия прошла многие стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из кризиса, вызванного мировыми войнами, и превратилась в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Большинство федеральных земель Германии не одно столетие являлось самостоятельными государствами. Исходя из этого, существовала непрерывная надобность поиска эффективных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством основной проблемой проявляется разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Данный вопрос в Германии также решен. Таким образом, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был уничтожен финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось только у государства. Налоговая система превратилась в централизованную. В Германии стало применяться как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего прогресса системы налогообложения. [18]

Стимулирующая функция такой системы налогообложения проявляется в инвестиционном потенциале системы обложения налогом Германии, который рассматривает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли хозяйствующих субъектов, выделяющейся на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

Осуществление фискальной функции налоговой системы Германии также имеет особую специфику, основной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут организации и граждане. [2, с. 94]

Налоги в Германии воспринимаются правительством как основное орудие воздействия государства на экономику страны, в связи с чем в стране функционирует разветвленная и разнообразная система налогов, которая охватывает все стороны жизнедеятельности общества.

Налоги подразделяются на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), муниципальные общинные и церковные.

Федеральные налоги недоступны ни для какого перераспределения. Они учитывают поступления в бюджет от обложения продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного топлива (5,6%), табака (3,1%), вино-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном бюджете налоговые сборы от продажи ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также имеют определенное место. Но более важным компонентом выступают налоги на имущество и транспортные средства.


В общинных сборах центральную роль играют промысловый и поземельный налоги. В отличие от федеральных и земельных, которые остаются целиком в бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли.

Федерация решает проблемы с распределением налогов между землей и федерацией, с долей муниципальных органов в подоходном налоге, с финансовой подсудностью и др. Федеральные законы о налогах, часть которых принадлежит землям и муниципалитетам, требуют согласия бундесрата. [8, с. 71-72]

К основным налогам принадлежат подоходный налог, в том числе и в виде налога на заработную плату, промысловый налог, земельный налог, корпоративный налог, налог на имущество, налог на доход с капитала, налог на добавленную стоимость. Перечисленные налоги вместе взятые составляют около 92% от общей суммы налогов.

Подоходный налог представляется одним из центральных прямых налогов в Германии. Данным налогом с граждан облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном году. Им облагается заработная плата лиц, которые работают по найму, доходы лиц свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, проценты на банковские вклады, аренда, сдача жилых помещений, индивидуальная трудовая деятельность и др. В основе налогообложения лежит принцип равного налога на равный доход независимо от его источника. [8, с. 78]

Методика расчета данного налога также сложна, как и, например, в США, но количество налоговых льгот и вычетов из налогооблагаемой базы, которые предусмотрены гражданам, меньше. Помимо подоходного налога, физические лица Германии делают социальные отчисления в размере около 7% начислений заработной платы.

Налоги в Германии воспринимаются правительством как основной рычаг воздействия государства на развитие экономики страны, их место в бюджете очень высоко. В общих доходах бюджета налоги составляют, как правило, около 80%. [8, с. 66]

Центральная цель финансовой политики государства – это сокращение безработицы в государстве. Снижение налогов может существенно экономически и финансово-психологически стимулировать немецких и иностранных инвесторов. В то же время будет создана основа для пробуждения экономического роста в стране, что может случиться уже в краткосрочной перспективе. Согласно имеющимся расчетам, налоговые меры позволят ежегодно достигать дополнительного прироста темпов развития примерно на 1%. [15, с. 61]

Налоговая система Франции


Система налогообложения во Франции уникальна тем, что именно в этой стране был придуман и впервые в 1954г. использован налог на добавленную стоимость. В рассматриваемом государстве система налогообложения нацелена в первую очередь на взыскание налогов с потребления.

Система налогообложения Франции отражает в рамках реализации регулирующей функции точное отображение ее государственного устройства и основывается не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном распределении фискальных ресурсов.

Можно выделить следующие свойственные налоговой системе Франции черты:

  1. мотивирующее влияние на повышение функциональность экономики;
  2. ориентированность на социальную сферу;
  3. учет территориальных свойств.

Для французской системы свойственна также твердая законодательная регламентация, сочетающаяся, одновременно, с гибкостью. Гибкость системы налогообложения заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательством уточняются ставки налогов.

Правила взимания налогов неизменны в течение ряда лет. Французские налоги связываются в целостную систему, в которой существует своеобразный механизм защиты от двойного налогообложения. [18]

Налоговая система выступает основным источником поступлений в центральный бюджет, которые составляют более 90% его доходной базы.

Система налогообложения Франции предполагает следующие виды сборов: косвенные, прямые и гербовые сборы. 50% от косвенных налогов составляет НДС, который формирует 45% всех налоговых приходов. [11, с. 81]

К налогам, которые направляются в центральный бюджет, относятся: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы (помимо обычных продуктов, к акцизам относят, например, спички, услуги авиатранспорта), налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и другие.

Основными местными налогами являются: туристский сбор, налог на семью, налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В сумме местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же составляют 40% местных бюджетов. [11, с. 81]

Преимущественно различают два вида местных налогов: налог на предприятие и налоги на семью. Налог на предприятия уплачивается в виде налога на профессии, а налоги на семью складываются из следующих налогов: налог на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю.