Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП(Теоретические основы регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотренные подходы к регулированию предпринимательской деятельности обобщают сложившуюся практику и отражают достигнутый теоретический уровень. Однако и практическая, и теоретическая составляющие этих подходов нуждаются в существенной корректировке.

Так, на практике кроме указанных уровней регулирования предпринимательской деятельности (международного, государственного и рыночного) необходимо учитывать регулирующие воздействия и на других уровнях (уровне местных органов власти, внутрифирменном, уровне саморегулируемых организаций). Соответствующим образом должен быть дополнен круг субъектов регулирования.

Для повышения результативности процессов регулирования предпринимательской деятельности требуется также уточнить такие понятия, как «регулирование», «предпринимательство», «предпринимательская деятельность».

По сложившимся представлениям регулирование - это, во-первых, упорядочивание (приведение в порядок), налаживание чего-либо, во-вторых, направление развития, движения чего-либо с целью привести в порядок, в систему, в-третьих, приведение механизмов и их частей в такое состояние, которое обеспечивает нормальную и правильную работу. В различных сферах сущность и содержание регулирования проявляются по-разному. Так, в менеджменте регулированием является укрупненная функция управления, выполняемая субъектом управления, стоящая в одном ряду с планированием и организацией и включающая в свой состав координацию, стимулирование, контроль и корректирование состояния объекта управления. В экономике регулирование следует рассматривать как одну из форм реализации частичных правомочий собственности. Экономическая деятельность представляет собой осуществление индивидами частичных правомочий (функций) собственности в процессе извлечения полезности из экономических благ. Под частичными правомочиями собственности понимаются определенные, четко обозначенные и социально признанные полномочия для решения соответствующих задач.

Так, английским специалистом А. Оноре были выделены одиннадцать частичных правомочий (прав) собственности:

1) владение,

2) пользование,

3) управление,

4) получение дохода,

5) право на капитальную стоимость - на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи,

6) безопасность,

7) передача вещи,

8) бессрочность,

9) запрещение вредного использования вещи,

10) ответственность,

11) восстановление нарушенного правомочия[24,c.20].


Современные отечественные исследователи обнаруживают в деятельности собственников ряд взаимосвязанных функций, близких к рассмотренным частичным правомочиям: регламентацию использования объектов собственности, извлечение полезного эффекта из объекта собственности, управление процессом использования объектов собственности, распределение полезного эффекта от эксплуатации, утилизацию полезного эффекта от объекта собственности, ответственность за отрицательные внешние эффекты от эксплуатации объекта собственности, сохранение и приумножение объекта собственности[21,c.70].

В случае спецификации этих частичных правомочий собственности регулирование соответствующих объектов, процессов и отношений осуществляется различными субъектами собственности в пределах и с учетом особенностей закрепленных за ними правомочий. В случае же неполноты спецификации (размывания) прав собственности эффективность процессов регулирования в экономике существенно снижается.

В экономической литературе отмечается, что предпринимательство имеет длительную историю исследования, но единого подхода к его пониманию до сих пор не сложилось. Так, Й. Шумпетер определяет предпринимательство как создание радикальных инноваций. А. Коль считает предпринимательством деятельность, ориентированную на создание, поддержание и рост бизнеса, направленного на получение прибыли. Отечественными специалистами предпринимательство определяется как процесс создания ценности путем формирования уникального набора ресурсов через реализацию открывающейся возможности.

Предпринимательство - это активность субъектов экономики, направленная на получение различных форм предпринимательского дохода (прибыли, процента, ренты) посредством решения проблем по созданию нового капитала, трансформации (изменению формы, направлений, способов применения) или иному повышению продуктивности ранее созданного капитала. Предпринимательство является частью бизнеса как более широкого понятия. Бизнес - это любая активность экономических субъектов, направленная на получение дохода от рыночных сделок. Это и разрешение инновационных по сути проблем создания нового или трансформации существующего капитала (предпринимательство), и решение задач по прибыльному использованию имеющихся производственных ресурсов (традиционный бизнес).

Предпринимательство имеет сложную структуру. В научных исследованиях отмечается, что это одновременно деятельность, форма производства, процесс, явление, система хозяйствования, человеческая способность[13,c.20].


И на каждом структурном уровне проявляются черты его сущности. Как деятельность это инициативная, самостоятельная хозяйственная активность граждан (объединений граждан), осуществляемая под свою ответственность и на свой риск, направленная на решение проблем превращения ресурсов, факторов, условий, форм, методов, средств и результатов экономического процесса в новый или измененный капитал и получение предпринимательского дохода. Как форма производства - это преобразование производственных ресурсов с использованием нового или измененного капитала в новые экономические блага. Как процесс - это совокупность последовательных действий по генерированию нового или преобразованию существующего капитала, удовлетворению на этой основе постоянно растущих потребностей субъектов экономики и получению дохода. Как явление - это совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с реализацией предпринимательского проекта, созданием нового капитала, производством новых экономических благ и получением желаемого результата в виде прибыли или других форм дохода (процента, ренты). Предпринимательство как способ решения проблем - это экономическая система (система хозяйствования на инициативной рисковой основе). Как способность - это врожденный или сформированный, используемый в решении экономических проблем человеческий дар творить, видеть возможность там, где другие видят только хаос, противоречия и путаницу, делать все для снижения вероятности неудачи, брать на себя рассчитанный риск как личный, так и финансовый, создавать предпринимательские или рисковые команды, получать прибыль за счет арбитражных сделок.

1.2 Основные аспекты регулирования предпринимательской деятельности

Регулированием предпринимательской деятельности следует считать воздействие различных субъектов на инициативную, самостоятельную хозяйственную активность граждан и их объединений, направленную на превращение ресурсов, факторов, условий, форм, методов, средств и результатов экономического процесса в новый или измененный капитал и получение предпринимательского дохода. В результате регулирования предпринимательской деятельности происходят в основном количественные, а в результате полноценного управления могут происходить и качественные изменения в капитале и в получаемом предпринимателями доходе.

В регулировании предпринимательской деятельности можно выделить два аспекта - управленческий и экономический.


Регулирование в управленческом смысле представляет собой одну из функций управления.

Упорядочиванием, налаживанием предпринимательской деятельности, ее регулированием (саморегулированием, саморегуляцией, рефлексией) занимаются руководители предпринимательских организаций, а также наемные управляющие в случае реализации по контракту чужих предпринимательских проектов. В ходе саморегулирования этими субъектами непрерывно изучаются, уточняются и корректируются все структурные компоненты предпринимательской деятельности, соответственно, в определенной мере выполняются все функции управления.

Полноценным управленческим воздействиям в процессе саморегулирования подвергаются все элементы внутренней среды организации, осуществляющей предпринимательский проект. Упорядочивающие управленческие воздействия в ходе саморегулирования начинаются с определения порядка взаимодействия субъекта и объекта и заканчиваются выбором и применением необходимых механизмов управления. Содержанием регулирования является комплекс действий предпринимателя или наемного управляющего по упорядочиванию деятельности участников предпринимательского проекта. В содержание регулирования как функции управления любой организацией входят: учет результатов деятельности участников, контроль количественных и качественных характеристик результатов деятельности, сравнение фактических результатов деятельности с запланированными результатами, выявление причин несоответствий, разработка и реализация корректирующих мероприятий, разработка и реализация предупреждающих (превентивных) мероприятий, активизация персонала организации[11,c.40].

Сущностью внутрисистемного регулирования предпринимательской деятельности является осуществляемая предпринимателем или наемным управляющим корректировка всех ее компонентов с целью оптимизации процессов получения предпринимательского дохода посредством создания нового, трансформации или иного повышения продуктивности ранее созданного капитала,

Однако рассмотрение регулирования предпринимательской деятельности только в управленческом аспекте как внутрисистемного процесса представляется недостаточным, так как кроме него существует еще и экономический аспект регулирования. В экономике разграничение понятий «управление» и «регулирование» связано с характером отношений собственности. Воздействие на предпринимательскую деятельность в той или иной степени осуществляют, кроме самих предпринимателей, также все субъекты (физические и юридические лица, государственные органы, международные организации, органы местного самоуправления), взаимодействующие с предпринимательскими структурами, исходя при этом из собственных интересов и преследуя свои цели.


Эти организации полноценно управляют собственной деятельностью, изменяют свою внутреннюю среду, а при необходимости воздействуют на элементы внешней для них среды, в том числе, на затрагивающую их интересы деятельность предпринимательских структур. В процессе такого регулирования эти организации могут выполнять в отношении предпринимательских формирований лишь некоторые управленческие функции - анализ, прогнозирование, стимулирование, корректирование и контроль. И делать это они должны только на реальном основании (по конституционному, международному, налоговому, таможенному, административному, гражданскому праву, в соответствии с гражданско-правовыми договорами).

Для предпринимательских формирований такое регулирование, в свою очередь, будет воздействием внешней среды, и его результативность будет тем выше, чем это внешнее воздействие будет ближе по структуре и содержанию к саморегулированию предпринимательской деятельности. В ходе такого регулирования различные экономические субъекты для достижения собственных целей реализуют в отношении организаций, осуществляющих предпринимательские проекты, специфицированные правомочия собственности. Собственник, не уступающий никому своих правомочий в отношении принадлежащего ему имущества, осуществляет весь комплекс этих правомочий, в том числе, полноценное управление.

Полноценно управлять чужим имуществом может также лицо, наделенное собственником правомочием управления (только одним этим правомочием или в сочетании с другими правомочиями). Остальные экономические субъекты, даже обладающие какими-либо правомочиями или их комбинациями, в соответствии с законом или договором могут осуществлять в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, лишь часть управленческих действий, в том числе, регулирование. Так, государство вправе единолично и безраздельно управлять объектами государственной собственности, но не может аналогично действовать в отношении объектов, являющихся собственностью других лиц. Его действия в отношении этих объектов ограничиваются регулированием. Сложный комплекс отношений управления и регулирования складывается при передаче объектов государственной собственности в аренду частным фирмам, при заключении концессионных соглашений, в ходе иного взаимодействия государства и предпринимательских формирований в рамках государственно-частного партнерства.

Определенные сложности возникают при осуществлении регулирования в отношении факторов экономического развития с размытыми правами собственности, таких, как наука, культура, образование, элементы глобальной инфраструктуры. Существуют трудности в определении вида управленческих воздействий на производство и использование экономических благ, имеющих невещественную форму.