Файл: Действие ферментов (на примере амилазы или каталазы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10 КЛАСС

 

Лабораторная работа № 1

 

Тема: Действие ферментов (на примере амилазы или каталазы).

 

Цель: Убедиться в ферментативном характере биохимических реакций, протекающих в живой клетке, закрепить навыки проведения простейших цитологических опытов.

 

Оборудование: Свежий 3% раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

 

Задание

 

6 баллов

1.   Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью - кусочек вареного картофеля, в четвертую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

2.   Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в шестую пробирку и капните туда немного пероксида водорода.

3.  Составьте в тетради таблицу

 

№ пробирки

какие вещества помещены?

что наблюдается?

какова интенсивность процессов?

Как это можно объяснить?

 

 

 

 

 

 

 

 

8 баллов

Выполните лабораторную работу на 6 баллов.

Сформулируйте свойства и закономерности действия ферментов, которые вам удалось выявить в ходе выполнения работы.

 

10 баллов

В дополнение к работе на 8 баллов

 Предложите:

а) методику измерения скорости реакции разложения пероксида водорода;

б) методику экспериментов, которые позволили бы выявить другие свойства ферментов.


 

Лабораторная работа №2

 

Тема: Свойства цитоплазматичской мембраны изучение плазмолиза и деплазмолиза).

 

Цель: Познакомиться с одним из важнейших свойств цитоплазматической мембраны (цитоплазмы) - регуляцией поступления в клетку и выхода из нее воды, убедиться, что оно проявляется только при условии полупроницаемости ЦПМ и характерно лишь для живой цитоплазмы. Научиться планировать и проводить опыт по получению плазмолиза, проводить наблюдения, объяснять результаты.


 

Оборудование: Луковица лука репчатого, имеющего антоциановую окраску, 1 М раствор сахарозы или 0,8 М раствор поваренной соли, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели или лезвия, микроскопы.

 

Плазмолиз - отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки вследствие утраты ею воды. Для наблюдения плазмолиза используют гипертонический раствор безвредного вещества. (Гипертоническим называется раствор, концентрация которого выше, чем концентрация растворенных веществ в клетке. Если концентрация окружающего клетку раствора меньше, чем концентрация клеточного содержимого - он называется гипотоническим). Причина плазмолиза - диффузия воды через полупроницаемую перегородку, т.е. проницаемую для воды и непроницаемую для молекул растворенных в воде веществ. Вода перемещается со стороны раствора менее концентрированного (в нашем случае - это клетка) в сторону более концентрированного, гипертонического раствора. Диффузия воды направлена на выравнивание концентраций растворенного вещества по обе стороны от полупроницаемой перегородки. Функции полупроницаемой перегородки выполняет вся цитоплазма, но в первую очередь - мембрана клетки. Свойство полупроницаемости присуще только живым клеткам. Мембраны убитых клеток припускает как воду, так и растворенные в ней вещества, поэтому плазмолиз в таких клетках не происходит. Плазмолиз - процесс обратимый. Для деплазмолиза необходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический или воду.

 

Задание

6 баллов

1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки. Сделайте рисунок клетки растения.

2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы в клетке, сделайте 2-3 рисунка изменившейся клетки.

3. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2 -3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы. Сделайте рисунок изменившейся клетки.4.   Объясните наблюдаемое явление: опишите, в каком направлении двигалась вода (в клетку или из нее) при помещении ткани в раствор поваренной соли или сахарозы; чем объясняется это явление? Что произошло при помещении клеток в воду? Почему?



 

8 баллов

Выполните лабораторную работу на 6 баллов;

Ответьте на дополнительные вопросы:

-    Чем заполнено пространство между мембраной и клеточной стенкой?

-   Какие свойства цитоплазматической мембраны подтверждает этот опыт?

-   Какое значение имеют подобные явления в природе?

 

10 баллов

1.   Проанализируйте поведение растительных и животных клеток в гипо- и гипертонических растворах. (Для образца смотрите работу на б баллов).

2.   Опишите методику и результаты опытов.

3.    Составьте список осмотически активных веществ.

4.    Предложите (объясните) приемы использования этих веществ человеком.


 

Лабораторная работа № 4

 

Тема: Модификационная изменчивость.

 

Цель: Познакомиться с явлением модификационной изменчивости, методами ее изучения и
закономерностями, научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую.

 

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена, лавровишни и др. - по 10 - 20 экземпляров, весы, линейки.

 

Задание

Для изучения модификационной изменчивости используют методы математической статистики, которые позволяют в массе случайных явлений обнаружить закономерность.

6 баллов

1.   Рассмотрите 10 экземпляров одного растения (листья, плоды, колоски, клубни и т.д.) и запишите их параметры (вес, длина, количество и т.п.).

2.   Найдите размах модификационной изменчивости - норму реакции, укажите минимальное и максимальное значение признака.

3.   Составьте вариационный ряд - полученные данные занесите в таблицу, в которой в первой строке укажите отдельные значения признака (v), а во второй строке - частоту встречаемости каждого значения (р)

Длина листа

(V)

3 см

 

4см

 

5см

 

6см

 

 

 

Количество экземпляров (Р)

2

 

8

 

5

 

3

 

 

 

4.   Постройте вариационную кривую - отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.


5.   Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

8 баллов

Цель:     Освоение      методов      математической      обработки      результатов      исследований модификациооных изменений.

-   Выполните лабораторное исследование (смотри Л..р. для 6 баллов) на двух объектах.

-   В каждом случае определите среднее значение признака по формуле:

 

Где ∑ - знак суммирования, n- общее число вариант

-   Сравните  характеристики  модификационной  изменчивости  двух  исследованных вами объектов.

10 баллов

Цель: Освоение статистических методов обработки результатов - научиться строить вариационный ряд, столбчатые диаграммы, кривую нормального распределения, кривую распределения с положительным уклоном, кривую распределения с отрицательным уклоном.

При измерениях и обработке результатов биологических исследований (например, при исследовании закономерностей модификационной изменчивости) можно получить разные показатели одной и той же переменной величины. В этих случаях производят статистическую обработку полученных данных и представляют результаты в виде распределения частот (например, распределение дождевых червей в популяции по длине их тела). Если исследуемая величина может принимать дискретные значения, например 3, 4, 5 - как количество лепестков в цветке, или 1, IIIIIIV- как группы крови, то распределение не будет непрерывным. В таком случае результаты хорошо представлять в виде столбчатой диаграммы. Если исследуемая величина может принимать любые значения в пределах данного ряда, то распределение частот можно представить в виде графика, который называется кривой распределения. При этом различают кривую нормального распределения, которая симметрична относительно центрального значения, кривую с положительным уклоном (чаше встречаются более низкие значения признака, чем среднее значение) и кривую с отрицательным уклоном (чаше встречаются более высокие значения признака).

 1 .   Изучите закономерности модификационной изменчивости нескольких признаков на разных биологических объектах.

2.   Оцените степень модификационной изменчивости качественных и количественных признаков на исследуемых вами образцах.


3.   Найдите признаки, распределение которых отражается столбчатой диаграммой, кривыми нормального распределения, с положительным и отрицательным уклоном.

4.   В отчете распределите признаки на эти четыре группы, дайте описания и графические иллюстрации закономерностей изменений.


 

Лабораторная работа № 5

 

Тема: Приспособленность организмов к среде обитания.

 

Цель:Научиться определять адаптивные черты в строении и жизнедеятельности живых организмов.

 

Оборудование:Раздаточный животный и растительный материал (живые формы, гербарии, чучела и коллекции), открытки, таблицы.

 

На лабораторных занятиях по этой теме удобно изучать приспособления: у растений - к перекрестному опылению, распространению плодов и семян, развитию в различных условиях существования, у животных - к передвижению, питанию и т.п. Можно использовать также примеры приспособлений у растений и животных для сохранения вида (интенсивность размножения насекомых, рыб, млекопитающих, наличие вегетативного размножения у растений и др.)

 

Задание

 

4 балла

 

 Цель:Научиться определять приспособления организмов на примере решения одной экологической проблемы разными организмами.

Задание:

 -Рассмотреть плоды и семена различных растений и указать их приспособленность к распространению:

 -Заполнить таблицу

 

растение

способ распространения

приспособления

 

 

 

-Объяснить, как возникли такие приспособления

 

6 баллов

 

Цель:Научиться определять приспособления организмов на примере решения двух экологических проблем разными организмами.

 

Задание

  • Рассмотрите предложенный вам материал и определите два направления адаптации организмов, которые вы будете исследовать ( например, приспособления цветковых растений к опылению и приспособление различных животных к передвижению)

 

  • Подробно изучите особенности строения организмов и занесите данные в таблицу, например

 

растение

способ опыления

приспособления