Файл: Действие ферментов (на примере амилазы или каталазы).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Или
животное | способ передвижения | приспособления |
| | |
-Объясните на примере, как могли возникнуть такие приспособления.
8 баллов
Цель:Научиться определять приспособления одного вида организмов к решению разных экологических проблем.
Задание - Выберите из предложенного вам материала организмы одного вида.
- Проанализируйте характерные черты строения и жизнедеятельности этих организмов, оцените их адаптивное значение, т.е. укажите, приспособленностью к каким условиям они являются, какие преимущества предоставляют данному виду…
Данные внесите в таблицу:
черта, особенность | ее адаптивное значение |
| |
- Оцените приспособленность данного вида к условиям обитания и покажите относительность этих приспособлений.
10 баллов
Цель: Изучить различные виды приспособлений организмов, научиться оценивать их значение и предложить свою модель классификации приспособлений живых организмов.
Задание
-
Изучите содержание лабораторной работы на 4, 6, и 8 баллов. -
Используя приведенные методики, определите способы решения различными организмами одной экологической задачи и способы решения одним организмом различных экологических задач. -
Предложите свою систему классификации адаптации живых организмов и обоснуйте принципы ее построения.
11 КЛАСС
Лабораторная работа № 6
Тема: Морфологический критерий вида.
6 баллов
Цель: Познакомиться с морфологическим критерием вида, научиться описывать характерные морфологические признаки вида.
Оборудование: 2-3 растения (или животных) одного вида.
Задание:
- Рассмотрите 2-3 экземпляра растений одного вида.
- Пользуясь учебником ботаники или справочной литературой опишите характерные морфологические признаки растений данного вида, по которым можно найти этот вид в природе:
-
- вид стебля (прямостоячий, вьющийся, цепляющийся, укороченный и т.д.); -
- высота, опушенность, ребристость стебля) -
размер и расположение листьев; -
строение листьев (простые, сложные); -
строение корневой системы; -
строение цветка; -
соцветия -
плоды.
- Обоснуйте значение морфологического критерия для идентификации видов.
8 баллов
Цель: Познакомиться с морфологическим критерием вида, научиться описывать характерные морфологические признаки вида, определять принадлежность организмов к одному или разным видам по морфологическому критерию.
Оборудование: 2 растения (или животных) двух разных видов.
Задание:
- Рассмотрите растения двух видов.
- Пользуясь учебником ботаники или справочной литературой, опишите характерные морфологические признаки растений каждого вида, по которым можно найти этот вид в природе:
-
- вид стебля (прямостоячий, вьющийся, цепляющийся, укороченный и т.д.); -
- высота, опушенность, ребристость стебля; -
размер и расположение листьев -
; строение листьев (простые, сложные); -
строение корневой системы; -
строение цветка; -
соцветия; -
плоды, -
другие признаки.
- Оцените достаточность и достоверность представленных вами характеристик для обнаружения данных видов в природе.
10 баллов
Цель: Познакомиться с морфологическим критерием вида, научиться описывать характерные морфологические признаки вида, объяснять многообразие форм в пределах вида.
Оборудование: Гербаризированные или живые растения 2-3 видов в количестве 7-10 экземпляров.
Задание:
- Рассмотрите предложенный материал и распределите его по видам на основании
морфологического критерия.
- Дайте описание морфологических характеристик каждого вида.
- Опишите многообразие форм внутри одного вида, дайте объяснения появлению различий. - Покажите несовершенство морфологического критерия для разграничения видов в природе. Приведите дополнительные примеры.
Лабораторная работа № 13
Тема: Выявление ароморфозов, идиоадаптаций у животных и растений.
Цель: Научиться определить ароморфозы, идиоадаптации у растений и животных
Оборудование: Живые растения, гербарии, коллекции, открытки, таблицы.
Задание
4 балла
1. Сравните строение скелетов (кровеносных систем) рыб и земноводных.
2. Установите ароморфные черты в строении скелетов позвоночных животных. Запишите их в тетрадь.
3. Рассмотрите на коллекции или таблице разнообразные идиоадаптации у насекомых или
цветковых растений. Запишите их в тетрадь.
6 баллов
1. Рассмотрите и сравните по строению и жизнедеятельности животных (или растения) разных классов, типов (отделов)
2. Пользуясь учебником зоологии (ботаники) и справочной литературой укажите ароморфозы одной из этих групп.
3. Докажите, что эти эволюционные изменения являются ароморфозами.
4. Рассмотрите подробно всех предоставленных вам представителей данного типа, класса (отдела).
5. Определите идиоадаптации в пределах данной группы, объясните их появление.
6. Сделайте вывод о месте и роли ароморфозов и идиоадаптации в эволюции живой природы.
8 баллов
1. Выберите один объект (вид) из предложенного вам материала.
2. Определите и запишите его систематическое положение.
3. Проанализируйте характерные для данного объекта черты строения и жизнедеятельности и разделите их на две группы: ароморфозы и идиоадаптации.
4. Обоснуйте и подкрепите примерами свои предположения.
5. Покажите роль ароморфозов и идиоадаптации в становлении данного вида.
10 баллов
Предварительная работа с литературой.
1. Выпишите основные ароморфозы, произошедшие в эволюции растений. Укажите время и значение каждого ароморфоза.
2. Выпишите ароморфозы насекомых, птиц, млекопитающих.
3. Укажите, какие эволюционные изменения (приобретения) обусловили господство в современной природе этих групп.
4. Какие закономерности появления ароморфозов в эволюции биосферы вы обнаружили?
Работа с раздаточным материалом.
1. Пользуясь доступным вам наглядным биологическим материалом, обоснуйте и докажите на конкретных примерах правильность одного их следующих тезисов:
- Каждый, отдельно происходящий ароморфоз предоставляет возможность для появления множества идиоадаптации.
- Совокупность нескольких одновременно происходящих ароморфозов обуславливает характер возникающих идиоадаптации.
2. Оцените эволюционные и экологические последствия ароморфозов и идиоадаптаций
9 КЛАСС
Лабораторная работа № 5
Тема: Микроскопическое строение крови.
Цель: Изучить строение клеточных элементов крови, научиться сравнивать строение эритроцитов крови человека и лягушки.
Оборудование: Микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы.
Задание
6 баллов
1. Изучите микропрепарат крови человека. Найдите,
рассмотрите и зарисуйте эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму, размеры.
2. Зарисуйте 1-2 эритроцита.
3. Изучите микропрепарат крови лягушки. Обратите внимание на размер, форму и окраску эритроцитов. Зарисуйте 1-2 эритроцита лягушки, соблюдая тот же масштаб.
4. Укажите, чем отличаются эритроциты человека и лягушки.
5. Ответьте на вопрос: «Чья кровь - человека или лягушки переносит больше кислорода на единицу объема?»
8 баллов
1. Изучите микропрепарат крови человека. Найдите, рассмотрите и зарисуйте эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму, размеры;
2. Передвигая препарат, отыщите лейкоциты разных видов и рассмотрите их цвет, форму, ядра.
3. Зарисуйте 1-2 эритроцита и несколько лейкоцитов.
4. Изучите микропрепарат крови лягушки. Обратите внимание на размер, форму и окраску эритроцитов. Зарисуйте 1-2 эритроцита лягушки.
5. Укажите, чем отличаются эритроциты человека и лягушки.
6. Ответьте на вопрос: «Чья кровь - человека или лягушки переносит больше кислорода на единицу объема?» Ответ обоснуйте, проанализировав каждую особенность строения эритроцитов.
10 баллов
Изучите при большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму, строение, количество.
Передвигая препарат, отыщите лейкоциты разных видов и рассмотрите их цвет, форму, размеры, ядра. Пользуясь дополнительной литературой, установите, как называются обнаруженные вами лейкоциты.
Отыщите тромбоциты, обратите внимание на их размеры. Сделайте рисунок клеток крови человека.
Изучите микропрепарат крови лягушки при малом и большом увеличении. Отыщите эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и сравните их с аналогичными клетками крови человека. Сделайте рисунок клеток крови лягушки.
Ответьте на вопрос: «Чья кровь - человека или лягушки переносит больше кислорода на единицу объема?» Ответ обоснуйте, проанализировав каждую особенность строения эритроцитов. Укажите, в каких еще биологических объектах и явлениях проявляются те же закономерности, что и в строении эритроцитов человека.