Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Конфликт как научное понятие и социальная реальность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутриличностный конфликт – участниками являются не люди, различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Межличностный конфликт – один из самых распространенных типов. Проявляется он в борьбе руководителей за ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои собственные нормы поведения, характер общения. Каждый член такой группы обязан их соблюдать (отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой)».[4]. ____________________________________________________________ 1. Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, М.С. Зайналабидов «Менеджмент». - М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2006. С. 175 2. Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015 С.- 4 3.Цветкова Е.А.; Управление конфликтами: учеб. пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2009.- С — 43. 4. Там же.

9

Е.А. Цветкова также дает классификацию « по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные,управленческие».[1].

В зависимости от формы проявления условий и времени протекания выделяются различные типы конфликтов:

1. По длительности:

– кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

– длительные (от нескольких часов до нескольких суток);

– затяжные (бессрочные, для которых не находится конструктивного решения);

2. По проявлению:

– скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);

– частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);

– открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер);

3. По организации:

– преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);

– нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);

– спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);[2].


– инициативные (один из участников или одна из сторон _____________________________________________________________ 1. Цветкова Е.А.; Управление конфликтами: учеб. пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2009.— С. — 43 2. Там же. С.- 43 — 44.

10

выступает в роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).

По способу разрешения конфликты делятся:

– на антагонистические – представляют собой разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает (война до победы, полное поражение противника в споре);

– компромиссные – допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. [1]

С учетом направленности взаимодействия существуют конфликты:

– вертикальные – предполагают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет стартовые условия у участников конфликта: начальник – подчиненный; вышестоящая организация – предприятие;

– горизонтальные – предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня; специалисты между собой.[2]

По степени выраженности различают:

– открытые – характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными, правовыми, социальными, этическими;

– скрытые – отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонам, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы».[3].

И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров в учебнике _________________________________________________________________ 1. Цветкова Е.А.; Управление конфликтами: учеб. пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2009. — С.— 44. 2. Там же. 3. Там же. С. - 45.

11

«Конфликтология» схематично отобразили «типы и виды конфликтов в организации». [1]. Рисунок 1. «Признаки, типы и виды конфликтов».

Они выделяются по семи наиболее существенным признакам – источникам и непосредственным причинам возникновения, формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон, способам урегулирования, функциональной значимости. При неизбежной условности такого деления оно тем не менее позволяет системно подойти к характеристике конфликта в организации, дать ему надлежащую оценку с учетом социальной природы, динамики и последствий». [2]


Очень подробно типы и виды конфликтов рассмотрены в трудах Н.В. Гришиной «Психология конфликта» [3], Н.Я. Анцупова, А.И. Шипилова «Конфликтология» [4].

В специализированной литературе по менеджменту типы и виды конфликтов также нашли широкое отражение. В частности О.С. Виханский и А.И. Наумов в учебнике «Менеджмент»: «С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем __________________________________________________________________ 1. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - (Высшее образование). С.- 49. 2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - (Высшее образование). С.- 48. 3. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.: ил. — (Серия ≪Мастера психологии≫). С.- 95 — 142. 4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. С.- 292 — 295; 373.

12

своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности». [1]

Также эти авторы выделяют «пять уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации» и подробно их рассматривают. [2].

Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, М.С. Зайналабидов «Менеджмент»: «С точки зрения того, какие стороны вступают в противостояние, можно выделить следующие разновидности конфликтов:

1) горизонтальные конфликты развиваются между сотрудниками, которые принадлежат к одному уровню управления организации, то есть занимают приблизительно одно и то же место в организационной иерархии;

2) вертикальными являются конфликты, связывающие начальника и подчиненного или просто сотрудников, занимающих различные места в организационной иерархии;


3) смешанные конфликты – это конфликты, сторонами в которых являются как сотрудники, находящиеся на разных ступенях иерархии, так и сотрудники, находящиеся на одной ступени иерархии. Другими словами, смешанный конфликт сочетает в себе признаки горизонтального и вертикального конфликтов.

Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) внутри организации могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:

– межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями;

– конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной _______________________________________________________________ 1. О.С. Виханский, А.И. Наумов «Менеджмент». Издательство Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003. С.-410. 2. Там же. С.-411.

13

личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы;

– межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.[1].

Особо следует сказать о внутриличностном конфликте. Этот конфликт не соответствует определению, данному выше. Однако по своим последствиям он может быть даже более разрушительным, чем межличностный конфликт – конфликт в собственном смысле этого слова. Внутриличностный конфликт – это внешний конфликт, перенесенный внутрь. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы». [2].

Интересен труд А.С. Хохлова «Конфликтология. История. Теория. Практика», [3] в которой приводятся примеры в подходе к типологии конфликтов по версии иностранных ученых. По ряду критериев они близки, но есть определенные различия. Проведение сравнительного анализа выходит за рамки курсовой работы, но эти знания важны для последующей трудовой деятельности.

Поэтому можно утверждать, что разнообразие видов и типов конфликтов обусловлено самой структурой социальных элементов общества, вступающих во взаимодействие и в определенных случаях попадающих в конфликтную ситуацию.

______________________________________________________________


1. Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, М.С. Зайналабидов «Менеджмент». - М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2006. С.- 177-178. 2. Там же. 3. А.С. Хохлов «Конфликтология. История. Теория. Практика.»:учебное пособие/ - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. С.- 122-125.

14

1.2. Субъект, предмет, объект, причины, функции и границы конфликта

Уяснив понятие «конфликт», его типы и виды, следует более кратко разобраться в иных терминах в теории конфликта.

Ф.И. Шарков и В.И. Сперанский, «Общая конфликтология» – «Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, т.е. его активные стороны. В конфликтной ситуации могут оказаться и отдельные лица, и группы лиц, и социальные группы, и другого типа общности, например формальные или неформальные организации. Кроме того, в конфликтах могут участвовать и косвенные участники. Часто присутствуют свидетели, пособники, посредники, арбитры, некоторые из которых могут иметь латентную (скрытую) форму. Например, некоторые лица могут провоцировать конфликт, вовлекая в него других участников, сами оставаясь при этом в тени. Тем не менее они фактически являются участниками конфликта». [1].

В учебнике «Основы менеджмента» следующее определение: «Участники – противостоящие стороны (оппоненты), каждый из которых обладает определенной силой, статусом, материальными и информационными ресурсами; подстрекатели, пособники, организаторы»[2].

И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров в учебнике «Конфликтология» – « Субъекты конфликта – работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях». [3].

Понятия «предмет конфликта» и «объект конфликта» взаимосвязаны. Так, Ф.И. Шарков и В.И. Сперанский в учебнике «Общая конфликтология», дают следующие определения: « Предмет конфликта – это объективно существующая или представляемая проблема, являющаяся причиной расхождений во взглядах и интересах оппонентов и поэтому требующая разрешения. Предметом конфликта могут стать ценности и установки, _______________________________________________________________

1.Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский «Общая конфликтология». Учебник для бакалавров»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015. С.- 15. 2. О75 Основы менеджмента : учебник [Электронный ресурс] ; Региональный финансово-экономический инс-т. — Курск, 2015. С.- 129. 3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с. - (Высшее образование). С.- 48.