Файл: Социально – психологический портрет современного руководителя(Менеджер и лидер: основные понятия; сходство и различие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В связи с постоянно меняющимися условиями жизни, развитием, появлением новых форм бизнеса и способах его организации особенно актуально возникает вопрос о рациональном руководстве персоналом. Так как успешная управленческая деятельность — заслуга продуктивности работы компании, к руководству с каждым днем предъявляются различные новые обязательства, поэтому я решила подробно проанализировать именно эту тему и постараться охватить в своей работе все возможные ее аспекты. Я выбрала эту тему, для того, чтобы узнать, каким же обязан быть руководитель в наших условиях, какие качества характера должны у него преобладать, какие знания ему необходимы. Цель моей работы – как можно подробно описать современного руководителя, его личностные качества и как они коррелируют с занимаемой должностью.

Предмет исследования – психологические характеристики успешного руководителя

Базовыми задачами для достижения этой цели являются:

Описание «идеального» руководителя (то есть описание человека, который соответствует всем требованиям современного бизнеса или хотя бы приближен к этому «эталону», так как руководитель тоже человек и он не может быть идеальным на все 100%),

Анализ главных качеств характера управленца, необходимых ему в работе (политические и предпринимательские качества, профессиональные качества, организаторские качества и управленческие способности, мотивационно - волевые качества),

Влияние этих и других, личностных качеств на психологическую атмосферу в коллективе. Обзор акцентуаций личности руководителей.

Я основываюсь на мнении, что психологическая компетентность руководителя − это основное условие для поддержания и повышения его репутации среди подчиненных, а так же залог успешности организации, поэтому этот вопрос нельзя оставлять открытым. На руководителе лежит большая ответственность перед подчиненными, перед высшим начальством, а так же он полностью отвечает за успех того или иного дела.

Большинство из руководителей не понимают значимости психологического аспекта в управлении персоналом. Зачастую они являются специалистами своего дела, профессионалами в создании своего детища, но мало разбираются в вопросе межличностных отношений в коллективе. И тем не менее роль психолога в большинстве компаний ложиться начальника. Ему необходимо не только распределять объемы работ между сотрудниками, но и делать это так, чтобы «каждый был на своем месте», ощущал свою важность и необходимость в процессе работы, был заинтересован в ее выполнении. Для этого необходимо учитывать личностные качества каждого сотрудника и необходимость индивидуального подхода. Но для эффективного построения работы руководитель обязан быть не только психологом по отношению к своим работникам, но и должен уметь преподнести себя в выгодном свете. В этом вопросе как правило существуют две крайности: деспот и тиран, либо «свой» в любой компании. Я поставила себе цель выяснить насколько хороши как эти, так и дополнительные типы руководителей.


Эта проблема особенно актуальна в современных изменяющихся условиях, потому что многие российские компании оказались на пороге нового этапа в своем развитии. Вот только некоторые факторы и события, которые способствуют этому:[1]

Многие предприниматели вышли за пределы «коротких штанишек» объединенных собственности и управления, и многие талантливые предприниматели, стоящие во главе бизнеса, ощущают, что, управляя привычными методами, они уже не успевают отслеживать все важные направления развития.

Директорам компании сложно и страшно выпустить из рук контроль за бизнесом и возложить часть своих функций на наемных рабочих. Перед менеджерами возникают нелегкие вопросы: как дать ему расти, «не разбив коленок» и «не сломав шею»?

На рынке сейчас серьезный дефицит именно профессиональных управленцев. Некоторые компании даже соревнуются, чтобы заполучить выдающегося профессионала.

В таких случаях, как правило, руководитель прибегает к стандартизации и формализации процессов бизнеса, для того чтобы у работников не было возможности для проявления инициативы, чтобы он мог управлять лично всеми структурами постоянно растущего бизнеса и все держать под контролем. В этом случае все сотрудники компании замыкаются на Генерального директора и все, как мелкие так и крупные вопросы и потребности решаются «наверху». Такая политика построения взаимоотношений в компании является неэффективной, т.к. инициативы среди сотрудников никакой, решения они предлагать не могут, а значит возможности для самореализации у них нет, мотивация отсутствует, а руководитель не может перекладывать полномочия на пассивных сотрудников. В результате организации трудно совершить качественный скачок вперед и развиваться дальше.

Есть и другой подход, когда руководитель остается руководителем лишь официально, позиционируя себя как хорошего и дружелюбного человека и предлагая сотрудникам все проблемы решать совместно. В таких компаниях работники вместе работают, вместе отдыхают и вместе перекладывают ответственность друг на друга, а в итоге просто действуют впустую.

Управление на любом уровне − это целая научная отрасль, и для того, чтобы бизнес процветал, руководитель должен овладеть ей в совершенстве. Я считаю, что эта проблема всегда была и будет актуальной, и не потому, что невозможно вырастить и выучить генерацию совершенных руководителей, а потому, что политическая, финансовая и социальная ситуации, как в мире, так и в России постоянно меняются, а значит, управление любым бизнесом требует различного подхода, стиля управления и умения руководителя анализировать ситуацию и действовать в соответствии с ней. Стиль руководства должен отвечать духу времени и уровню самосознания людей. В данной работе я рассмотрю стили руководства, различные психотипы руководителей и их характеристики и проанализирую актуальные проблемы современного менеджмента.


психологический

Глава 1. Менеджер и лидер: основные понятия; сходство и различие

1.1 Модель «идеального руководителя»

В наших условиях для качественного и эффективного руководства на всех уровнях структуры компании нужен грамотный специалист, который может брать на себя ответственность, играть роль наставника для подчиненных, вдохновлять их, вести за собой, помогать в трудной ситуации, не вызывая страха и слепого подчинения или насмешек и неуважения с их стороны. К современному менеджеру предъявляются высокие требования; он должен обладать следующими качествами:[2]

авторитетом − личным и служебным;

человечностью;

быстрой реакцией в мыслях и действиях;

выносливостью;

дальновидностью;

способностью принимать решения (решительностью);

инициативностью;

способностью проникаться интересами и потребностями сотрудников (эмоциональной чуткостью);

способностью мотивировать и воодушевлять;

умением идти на компромисс;

способностью признавать свои ошибки;

специальными знаниями

Начну с авторитета. Любой авторитет необходимо заслужить, но необходимо разграничивать личный и служебный авторитеты, так как между ними существует большое различие. Личный авторитет подразумевает наличие ярко выраженных лидерских качеств, а служебный − профессионализма хорошего менеджера. В управлении очень часто происходит отождествление понятий лидера и менеджера, но понятия «лидерство» и «менеджмент» далеко не всегда тождественны, но суть их различий большинство людей представляют себе неправильно. В лидерстве нет ничего мистического и загадочного. Это не привилегия узкого круга избранных. Лидерство не обязательно важнее менеджмента, и одно не заменяет другое.

На самом деле лидерство и менеджмент в компании − две отдельные, дополняющие друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные для нее виды деятельности. Для успеха компании в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.

Лидерство служит дополнением к менеджменту, а не заменяет его. Сильный лидер, но слабый менеджер − ничуть не лучше (а то и хуже), чем наоборот. Это очень нелегко − сочетать умелое лидерство с правильным менеджментом и использовать их как две взаимодополняющие силы. Разумеется, не каждый способен быть одновременно и сильным лидером и грамотным менеджером.


Так в чем же разница между лидерством и менеджментом?

Приведу простую аналогию с военной организацией: чтобы армия была в нормальном состоянии в мирное время, как правило, достаточно грамотного выполнения административных и менеджерских функций на всех ступенях армейской иерархии. Лидерами должны быть лишь ее высшие руководители. Однако во время войны армии нужны истинные лидеры на всех уровнях командования. Никто еще не придумал, как заставить людей ринуться в бой с помощью административных методов; для этого необходим тот, кто воодушевит и поведет солдат за собой. Эти особенные функции менеджмента и лидерства − управление сложными структурами и, соответственно, выживание в условиях динамики среды − определяют и характерные для них виды деятельности.

Менеджмент в компаниях имеет дело с управлением сложными структурами. Он состоит из формальных управленческих методов и процедур. В отсутствие грамотного менеджмента хаос охватит эти сложные предприятия настолько, что поставит под угрозу само их существование. Умелый менеджмент вносит в основные показатели деятельности компании, такие как качество и прибыльность продукции, известную долю упорядоченности и последовательности.

Что же касается лидерства, то оно касается прежде всего с умения достойно справляться с различными переменами. В последние годы лидерство приобрело особое значение. Отчасти это объясняется тем, что современный деловой мир отличается крайне строгой конкуренцией и повышенной изменчивостью. Все чаще перед компаниями встает задача выдержать натиск великих перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в этих новых условиях. А чем серьезнее изменения, тем больше потребность в эффективном лидерстве.

Лидер вдохновляет, а менеджер проверяет и решает проблемы

У лидера присутствует врожденная способность вызывать в людях энтузиазм. Это качество помогает преодолевать различные трудности, а также помогает присоединяться другим людям к человеку, который заражает этим энтузиазмом.

Логика менеджера иная. Он берет на себя функцию контроля: сравнивает реальное состояние компании с тем, которое должно быть, и при наличии отклонений от плана принимает корректирующие меры.

Лидерство − это нечто совсем другое. Воплощение в жизнь грандиозных замыслов всегда требует особого прилива энергии. Мотивируя и вдохновляя людей, лидеры вызывают в них энтузиазм. Но происходит это не за счет того, что работников принуждают двигаться в нужном направлении, как это делает менеджер в рамках процедуры дисциплинарного контроля. Все дело в том, что призывы лидера позволяют людям удовлетворять такие естественные человеческие потребности, как стремление к достижениям, необходимость испытывать чувство причастности к общему делу и самоуважение, жажда общественного признания, желание чувствовать себя хозяином своей судьбы и иметь возможность жить в соответствии со своими идеалами. Эти призывы проникают в глубину души и вызывают энергичный отклик.


Истинные литеры в совершенстве владеют искусством мотивации. Во-первых, излагая свое видение будущего компании, они всегда учитывают, какие моральные ценности и традиции присущи той аудитории, к которой обращаются. Это делает работу более ценной в глазах сотрудников. Во-вторых, лидеры регулярно подключают членов организации к обсуждению возможных путей осуществления своего замысла (или той его части, которая более всего по душе конкретному работнику). Благодаря этому коллектив ощущает, что к их мнению прислушиваются и что они оказывают влияние на дух организации. Еще один замечательный аспект мотивации − всячески поддерживать усилия сотрудников по воплощению корпоративного идеала в жизнь: давать наставления, сообщать свое мнение об их работе и самому служить примером достойного поведения. Подчиненным это помогает расти в профессиональном плане и повышает их самооценку. Наконец, настоящие лидеры видят личные достижения своих сотрудников и не забывают их поощрять. Это дает людям не только радость успеха, но и сознание того, что они − часть организации, в которой их ценят. Если лидер следует всем этим правилам, сама работа становится для его подчиненных источником вдохновения.

Лидер от природы, освоивший профессию менеджера – идеальный руководитель, по-моему мнению. Главное, чтобы его цели имели благие намерения. Он должен мастерски управлять подчиненными, уделять внимание всем сотрудникам, начиная с уборщицы, вдохновлять на великие дела, генерировать креативные идеи, наводить порядок в организации.

2.2 Менеджер и лидер: два типа личности

Хороший менеджер должен обладать такими качествами как настойчивость, аналитические способности, трезвость мышления, усердие, и, наверное, самое главное - терпение и доброжелательность. Чтобы быть менеджером не требуется гениальности и героизма.[3]

Иная концепция существует для описания лидера, которому приписываются почти мистические черты. Согласно такой трактовке только великие люди достойны нести бремя власти и связанных с ней трудностей. В этом случае процесс становления лидера похож на психологическое испытание: талантливый одиночка должен научиться властвовать собой, и только после этого он будет готов управлять другими. Такой взгляд значительно расходится с приземленным, практическим и, тем не менее, не лишенным смысла представлением о том, что лидер – это просто человек, возглавляющий и направляющий работу других. Возможно, это трепетное, почти мистическое отношение к особе лидера − всего лишь пережиток детских воспоминаний каждого человека, чувства зависимости и страстного желания иметь добрых, мудрых, сильных родителей? Для сравнения я предлагаю рассмотреть идею классического лидерства и лидерства по Демингу:[4]