Файл: Сущность и классификация источников права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В последнее время право на социальное обеспечение как самостоятельная отрасль формализовано в общей правовой системе. Вплоть до конца 1960-х годов продолжались научные дискуссии по концепции этой отрасли, ее предмету и методу правового регулирования. В настоящее время существование справа социального обеспечения как науки стало реальностью. В условиях реорганизации российской государственной системы социальной защиты эта отрасль права приобретает особое значение. Его нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны в рыночную экономику.

Можно признать, что по своей эко­номической сущности общественное отношение по поводу социального обеспечения можно считать распределительными. Посредством функционирования системы социального обеспечения распределяется значительная часть ВВП государства. Механизм такого распределения определяется характером экономических отношений, которые объективно диктуют определенные способы финансирования социального обеспечения.

Таким образом, государство является гарантом социального равенства, предоставления инвалидам, семьям с детьми, хотя и не слишком высоким, но стабильным уровнем социальной помощи и поддержки. Это способствует социальной однородности общества, предотвращает расслоение населения с точки зрения доходов. Пока процесс формирования федеральной системы социального обеспечения не будет завершен, его нормы будут подвергаться постоянной трансформации. В то же время остается непоколебимым, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В этой связи, каждый должен знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволяет нам своевременно и в полной мере использовать социальные права и, при необходимости, грамотно защищать их.

Целью данной работы является проведение исследования понятия и классификации источников права социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать принципы права социального обеспечения;
  • изучить понятие источников права социального обеспечения;
  • исследовать классификацию источников права социального обеспечения;
  • изучить Конституцию как основной источник права социального обеспечения;
  • проанализировать федеральные законы как источники права социального обеспечения.

Объектом исследования является право социального обеспечения. Предметом исследования выступают основные источники права социального обеспечения.

Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов по проблеме исследования, а также Конституция Российской Федерации.

1 Сущность и классификация источников права социального обеспечения

1.1 Понятие и принципы права социального обеспечения

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части ВВП (валового внутреннего продукта) путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённом законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Социальное обеспечение населения направлено на стабилизацию доходов граждан России, нуждающихся в помощи государства. При этом используются финансовые источники из бюджета, которые по своей классификации отнесены к целевым. Распределение финансовых средств происходит в строго определенных законом случаях и на условиях, определенных требованиями норм права. В принципе, эти постулаты могут служить ответом на вопрос: что такое понятие социального обеспечения. Кроме того, можно дать и иное определение[1].

Социальное обеспечение выражается в комплексе материального снабжения граждан. Обеспечение гарантировано и наступает в строго определенных законом случаях. Это понятие социального обеспечения также используется и отражает существующую на настоящее время реальность. Если говорить более простым языком, то социальным обеспечением можно назвать процесс распределения пенсий и пособий, предоставление социальных услуг нетрудоспособным гражданам и иным категориям .


Нормы права, содержащиеся в специализированных актах по вопросам социального обеспечения, это источники права социального обеспечения. Их система выражается в комплексе общественных отношений, регулирующих одноименную область. Источники права социального обеспечения и их структура:

- основной закон Российской Федерации или Конституция. Содержит в себе положения, которые закрепляют каждому гражданину нашей страны право на социальное обеспечение по возрастным показателям, в случае недуга или иных жизненных событий;

- акты международного характера. К ним можно причислить:

- законы, имеющие федеральное значение. Это источники права социального обеспечения, которые содержат в себе положения об обязательном пенсионном страховании, социальном обслуживании граждан в России, работу с инвалидами и их защите, кроме того, это акты, имеющие высшую юридическую силу, и касающиеся медицинского страхования населения в России;

- акты подзаконного характера. Указы президента Российской Федерации и постановления Правительства. Кроме того, это нормативные акты органов исполнительной власти федерального уровня[2].

Принципы права социального обеспечения – это основополагающие начала, на которых строится правовая и организационная деятельность государства по оказанию помощи нуждающимся гражданам. Право и организация социального обеспечения строится на определенных принципах:

1. Всеобщность. Право и организация социального обеспечения – это комплекс мер, предпринимаемых со стороны государства при наступлении нетрудоспособностью по возрасту или из-за инвалидности на всех граждан, вне зависимости от следующих факторов:

- пола;

- возраста;

- расы;

- национальности;

- веры;

- места работы и характера ее оплаты.

Система права социального обеспечения распространяется на всех членов семьи, которые нетрудоспособны: дети до 18 лет, братья и сестры внуки и лица престарелого возраста, бабушки и дедушки .

2. Общедоступность. Функции социального обеспечения формируют условия, которые определяют правомочие конкретного гражданина государства на ту или иную пенсию. Право на пенсию в соответствии с законом возникает у граждан мужского пола с 60 лет, у женщин – с 55 лет. Для получения этой пенсии необходимо проработать (стаж) для мужского пола – 25 лет, для женщин – 20 лет. Те граждане, которые работают на тяжелых производствах, уходят на пенсию чуть раньше: женщины – от 45 до 50 лет, мужчины – 50-55 лет.


3. Формы социального обеспечения зависят от трудовой деятельности, которую человек вел в прошлом: продолжительность стажа; условия труда и работы; заработная плата и так далее.

4. Разнообразие предоставляемых услуг и обеспечения. В их число входят:

- пенсии;

- пособия;

- устройство на работу;

- проведение различных мероприятий направленных на укрепление здоровья граждан;

- профилактика и предупреждение заболеваний;

- помещение нетрудоспособных и престарелых в интернаты и дома престарелых.

5. Общедоступная организация и управление. Этот принцип проявляется в решении рассматриваемых вопросов. И здесь роль профсоюзов предприятий выходит на первый план. Кроме того, такого органа, как отдел социального обеспечения на местах. Представители профсоюзов принимают непосредственное участие в работе комиссий. Их функция заключается в назначении пенсии и в оформлении документации сотрудников, уходящих на заслуженный отдых. Социальное обеспечение – это работа по направлениям:

- регулярное обновление кадрового состава;

- рост производительности трудовой деятельности;

- повышение эффективности труда на производстве[3].

Пенсии, выплачиваемые государством по случаю потери кормильца, формируют возможность детям учиться и в дальнейшем приобрести понравившеюся профессию.

Органы социальной защиты оказывают свои услуги категориям населения, которые нуждаются в них. Получается, что совокупность социальных и правовых мер, оказываемых государством в первоочередном порядке, ориентирована на следующую категорию граждан:

- граждане пожилого возраста, одинокие;

- инвалиды Великой Отечественной Войны им семьи военнослужащих, погибших при исполнении ими своих воинских обязанностей;

- лица с инвалидностью;

- дети — инвалиды;

- инвалиды (воины-интернационалисты);

- граждане, пострадавшие от последствий аварии (Чернобыльская АЭС);

- граждане, не имеющие работы;

- вынужденные беженцы и переселенцы;

- дети, не имеющие родителей и иных законных представителей;

- семьи с инвалидами детства;

- малообеспеченные и неблагополучные семьи;

- многодетные семьи;

- матери, воспитывающие ребенка (детей) в одиночку;

- студенческие семьи;

- граждане, страдающие такими недугами, как ВИЧ и СПИД;

- лица, чьи возможности ограничены ввиду заболеваний различного характера;

- лица без определенного места жительства .

Основным органом, призванным осуществлять и реализовывать принципы права социального обеспечения на практике, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Этот орган в механизме государства относится к исполнительной ветви власти, который осуществляет функции социального обеспечения по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, социального развития, трудовой деятельности, спорта и туризма, защиты прав населения. Компетенция названного Министерства – это права и обязанности по работе сотрудников государственного органа в здравоохранении[4].


Минсоцразвития в подчинении имеет организационную структуру государственных органов. В нее входят следующие Службы:

- Надзор по защите прав потребителей и благополучия человека;

- Росздравнадзор;

- Рогструд;

- ФМБА РФ.

Кроме того:

- Пенсионный Фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования;

- Фонд медицинского страхования (обязательное).

1.2 Сущность источников права социального обеспечения

Социальное обеспечение населения направлено на стабилизацию доходов граждан РФ, нуждающихся в помощи государства. При этом используются финансовые источники из бюджета, которые по своей классификации отнесены к целевым. Распределение финансовых средств происходит в строго определенных законом случаях и на условиях, определенных требованиями норм права. В принципе, эти постулаты могут служить ответом на вопрос: что такое понятие социального обеспечения. Кроме того, можно дать и иное определение.

Социальное обеспечение выражается в комплексе материального снабжения граждан. Обеспечение гарантировано и наступает в строго определенных законом случаях. Это понятие социального обеспечения также используется и отражает существующую на настоящее время реальность. Если говорить более простым языком, то социальным обеспечением можно назвать процесс распределения пенсий и пособий, предоставление социальных услуг нетрудоспособным гражданам и иным категориям[5] [7, c.83].

Права человека на социальное обеспечение характеризуется такими принципами, как равенство, общественная справедливость, реализация общественного обеспечения, размер социального обеспечения не должен быть ниже прожиточного минимума, многообразие видов социального обеспечения.

Нормы права, содержащиеся в специализированных актах по вопросам социального обеспечения, это источники права социального обеспечения. Их система выражается в комплексе общественных отношений, регулирующих одноименную область.

На сегодняшний день понятие «источник права» используется в двух смыслах. В первом значении под источником права понимается реальная сила, созидающая право. Такой силой, прежде всего, является власть государства. При этом подходе акцентируется внимание на его материальном аспекте. В то же время в юридической литературе термин «источник права» используется в качестве способа выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц.