Файл: Сущность и классификация источников права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Характеристика основных видов источников права социального обеспечения

2.1 Конституция, как основной источник права социального обеспечения

 Конституция Российской Федерации –  основной закон российского государства,имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция - единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы[13].

Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России, Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.

1. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

2. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

3. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38).

4. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39).

5. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39).

6. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).


Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.

Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон[14].

Право и организация социального обеспечения осуществляется государством в лице его уполномоченных органов в процессе использования фондов (целевых), кроме того, из фондов социального страхования. Функции социального обеспечения ориентированы на выравнивание прибыли граждан, поддержание их правового статуса в полной мере в ситуациях:

- утрата и уменьшение прибыли;

- старость и состояние инвалидности;

- состояние нетрудоспособности (временно);

- отсутствие кормильца и т.д.

Система права социального обеспечения структурно включает в себя организационно-правовые формы – социальное обеспечение в механизме обязательного социального страхования и за счет выплат из казны.

Понимание социального обеспечения в полной мере соответствует тому понятию, которое было дано теоретиками еще во времена СССР. Исходя из этого, можно сказать о том, это понятие включает в себя систему обслуживания со сторону уполномоченных органов той категории граждан, которая нуждается в помощи, а также семей, где несовершеннолетние. Виды социального обеспечения, признанные основными на сегодняшний день, это пенсии и пособия.

2.2 Федеральные законы как источники права социального обеспечения

Федеральный закон – нормативный правовой акт, изданный федеральным органом законодательной власти Российской Федерации и регламентирующий наиболее важные и основополагающие стороны общественных отношений и государственной жизни[15].


Нормативный правовой акт - акт, содержащий правовые нормы, то есть правила, регламентирующие те или иные стороны общественных отношений. Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это акт высшей юридической силы, содержащий нормы, регулирующие наиболее важные стороны общественной и государственной жизни, и рассчитанный на неоднократное применение. Закон принимается исключительно законодательными органами власти Российской Федерации. Закон принятый Федеральным Собранием является федеральным и действует на всей территории государства; закон принятый региональным парламентом – является законом субъекта РФ и имеет силу только в границах соответствующего региона.

Подзаконный же акт – это акт, основанный на нормах закона, издаваемый и применяемый органами исполнительной власти на основании и во исполнение положений закона. По юридической силе подзаконный акт стоит ниже закона и должен противоречить его нормам.

К законам в РФ относятся Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ. Подзаконными актам являются указы Президента, постановления Правительства, приказы, положения федеральных министерств, ведомств, служб, постановления органов государственной власти субъектов РФ.

5Федеральный закон – это нормативно правовой акт, посвящённый наиболее важным сторонам экономической, общественной, политической жизни общества и государства. Перечень важнейших общественных отношений, по которым принимаются федеральные законы, обозначен в Конституции Российской Федерации - это установление системы федеральных органов государственной власти, защита прав и свобод человека и гражданина, основы экономической, социальной, культурной, налоговой, бюджетной, финансовой политики России, обороны, безопасности, государственной службы, внешней политики, охраны государственной границы, уголовного, гражданского законодательства и т. д. К федеральным законам относится, например, закон «О полиции» - регламентирующий деятельность этого правоохранительного органа, или закон «Об образовании» - устанавливающий правовые основы образования в РФ. Кодексы Российской Федерации, например, Уголовный, Гражданский или Трудовой - также являются федеральными законами.

Федеральный закон по юридической силе стоят выше всех иных нормативных актов Российской Федерации, за исключением Конституции, федеральных конституционных законов, а также норм международного права. Приставка «федеральный» означает то, что нормы федерального закона обязательны к исполнению на всей территории РФ, во всех её субъектах. Когда закон субъекта РФ противоречит федеральному закону - по юридической силе выше нормы федерального закона, за исключением случаев указанных в части 6 статьи 76 Конституции РФ[16].


Порядок принятия федерального закона называется законодательным процессом и регламентируется Конституцией Российской Федерации. Закон является принятым и вступившим в силу на территории РФ, когда он внесён на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации), рассмотрен палатами, принят ими, и далее подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.

Значительную роль в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению играют федеральные законы как акты высшей юридической силы на всей территории РФ. В современном законодательстве о социальном обеспечении отсутствует единый кодифицированный закон, регламентирующий общественные отношения в этой области. Существующий кодифицированный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятый 22.07.1993 № 5487-1 хотя и является источником права социального обеспечения, но регулирует лишь часть общественных отношений, возникающих в этой сфере.

В качестве источников данного права следует назвать следующие федеральные законы: от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.[17]

Среди законов РФ существенное значение имеют законы, связанные с пенсионным обеспечением, например Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и др.

Основным органом, призванным осуществлять и реализовывать принципы права социального обеспечения на практике, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Этот орган в механизме государства относится к исполнительной ветви власти, который осуществляет функции социального обеспечения по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Заключение

Право социального обеспечения располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права.


Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека.

Основную группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов. В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях, а также на уровне конкретной организации.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007.
  3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 27.11.1995. – № 48. – Ст. 4563.
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
  5. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»// Российская газета. № 131. 16.06.2014.
  6. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций/Д.В. Агашев. - Томск: Факультет дистанционного обучения, ТУСУР, 2014. - 180c.
  7. Аракчеев В.С. Право социального обеспечения России. Право социального обеспечения России. Учебное пособие / В.С. Аракчеев. - Томск: Изд-во НТЛ, 2016. - 518 с.
  8. Буянова М.А. Право социального обеспечения / М.А. Буянова. - М.: КноРус медиа, 2015. - 829 c.
  9. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2016. - 192 c.
  10. Горшков А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2015. - 160 c.
  11. Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. - М.: Юркомпани, 2014. - 276 c.
  12. Добромыслов К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2015. - 416 c.
  13. Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С.А. Дробышевский. - М.: Проспект, 2015. - 272 c.
  14. Ершов В.А. Право социального обеспечения / В.А. Ершов, И.А. Толмачева - М.: ГроссМедиа, 2014. - 312 с.
  15. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. - М.: Проспект, 2015. - 207 c.
  16. Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России: моногр. / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2015. - 266 c.
  17. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. - М.: «Юстицинформ», 2016. - 636 с.
  18. Маматзакин И.Р. О природе функций права социального обеспечения // Седьмой пермский конгресс ученых-юристов. 2016. № 1. С. 393 - 395.
  19. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2016. - 458 с.
  20. Николаева Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 559 c.
  21. Панасюра А.С. Экономическая функция права социального обеспечения // Молодёжь третьего тысячелетия. 2016. № 1. С. 129 - 130.
  22. Право социального обеспечения / Под ред. К. Н. Гусова. - М.: Проспект, 2014. - 328 с.
  23. Смоленский М. Б. Право социального обеспечения в Российской Федерации.100 экзаменационных ответов. - М.: Феникс, 2016. - 224 c.
  24. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 426 с.
  25. Телегина Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2015. - 208 c.
  26. Увачев, В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия/В.А. Увачев – М.,. 2014. -392с.
  27. Удалова А.В. Право социального обеспечения / А.В. Удалова. - М.: Омега-Л, 2015. - 326 с.
  28. Чиркин, В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы/В.Е. Чиркин // Российский юридический журнал. 2016.№5.С.152
  29. Шайхатдинов, В.Ш. Теоретические проблемы права социального обеспечения./В.Ш. Шайхатдинов - Свердловск, 2017. -392с.