Файл: Сущность и классификация источников права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом заключается его формальное значение. В связи с этим решения правотворческого (правоприменительного) органа излагаются в основном в виде нормативных правовых актов. Хотя наряду с нормативным правовым актом в числе форм права называются правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием[6] [15, c.82].

Доминирующее значение в числе источников занимают именно нормативно-правовые акты. Право социального обеспечения не является исключением. По этой причине источниками данной отрасли права служат нормативные правовые акты различной юридической силы, разнообразной сферы применения, принимаемые различными органами, образующие законодательство о социальном обеспечении, которое представляет собой определенную систему, имеющую ряд следующих особенностей.

1. Отсутствие единого кодифицированного нормативного правового акта, затрагивающего все сферы права социального обеспечения. С учетом этого, некоторыми учеными обосновывается необходимость принятия кодекса социального обеспечения и предлагается его проект. Однако следует отметить, что правовое регулирование отдельных видов социального обеспечения осуществляется на основе кодифицированных нормативных актов (например, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

2. В соответствии со ст. 15 и 17 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Это обстоятельство обусловливает наличие в системе источников права социального обеспечения норм международного права и международных договоров. Более того, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет их приоритет в системе права.

3. Главным источником в регулировании отношений по социальному обеспечению является Конституция РФ. Выше уже делались отсылки к содержанию отдельных положений Конституции РФ, наряду с которыми вопросам правового регулирования исследуемых отношений посвящены положения ст. 2, 7, 19, 37–41, 71, 72 и др. При этом следует отметить, что Конституция РФ не только призвана гарантировать реализацию закрепленных в указанных выше статьях прав, но и является документом прямого действия, о чем указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

4. Доминирующая роль федеральных законов в системе источников данной отрасли права. Это обстоятельство обусловлено, в первую очередь тем, что государственные пенсии и социальные пособия (а, соответственно, и институты, регулирующие пенсии и пособия) устанавливаются законом. В то же время именно эти правовые институты занимают самое важное место в праве социального обеспечения.


5. Наряду с законами, федеральный уровень правового регулирования включает также нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб и агентств, ПФР, ФСС РФ, ФОМС. Например, на сегодняшний день принято и действует огромное количество нормативных актов федеральных отраслевых органов исполнительной власти (Минздравсоцразвития России, Роструд, Росздравнадзор и др.).

6. Правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами права на отдельные виды социального обеспечения, имеют место на федеральном, региональном, муниципальным и локальном уровнях. Все это обусловливает наличие в системе источников права социального обеспечения таких видов как нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, локальные акты организаций.

7. Источникам права социального обеспечения присущи атрибуты мобильности и изменчивости, что обусловлено активными преобразованиями в экономической и социальной сфере нашего общества. Не случайно, если проанализировать содержание нормативных актов в сфере социального обеспечения, можно отметить достаточно большое количество внесенных изменений и дополнений[7].

Источники права социального обеспечения и их структура:

- Основной закон РФ или Конституция. Содержит в себе положения, которые закрепляют каждому гражданину нашей страны право на социальное обеспечение по возрастным показателям, в случае недуга или иных жизненных событий.

- Акты международного характера. К ним можно причислить:

- Законы, имеющие федеральное значение. Это источники права социального обеспечения, которые содержат в себе положения об обязательном пенсионном страховании, социальном обслуживании граждан в РФ, работу с инвалидами и их защите, кроме того, это акты, имеющие высшую юридическую силу, и касающиеся медицинского страхования населения в РФ.

- Акты подзаконного характера. Указы президента РФ и постановления Правительства. Кроме того, это нормативные акты органов исполнительной власти федерального уровня.

На основании этих актов, имеющих различную юридическую силу, осуществляется социальное обеспечение граждан России в правовом поле государства. Принятие законов и иных подзаконных актов является важнейшим элементом эффективного и стабильного функционирования системы государственных органов, уполномоченных на реализации функций социального обеспечения.


1.3 Классификация источников права социального обеспечения

Обращаясь к вопросу о системе источников права социального обеспечения, необходимо акцентировать внимание на наличии большого числа оснований для классификации форм права, рассмотренных в научной и учебной литературе.

Наиболее важной является классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе, степени важности. По данному основанию нормативные правовые акты РФ могут быть разделены на законы и подзаконные акты. В числе законов выделяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ. В то же время к подзаконным нормативным актам относятся: акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств, агентств, служб, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления[8].

По сфере действия выделяются акты общего характера и специального характера. Первые распространяются на всех лиц, кому они адресованы, независимо от их социально-трудового статуса. Вторые же охватывают только граждан, относящихся к определенным категориям (военнослужащие, лица, пострадавшие от радиационных воздействий, ветераны и другие лица).

Однако далеко не все ученые под таким основанием как «сфера действия нормативного акта» понимают возможность его применения ко всем или отдельным гражданам. Так, по мнению С. И. Кобзевой, по указанному выше основанию нормативные акты могут быть сгруппированы на международные, федеральные, региональные, муниципальные и локальные.

Приведенная выше классификация основана на таком критерии как уровень принятия данного акта (международный уровень, на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования либо акты, принятые на предприятии, в учреждении, организации). Наконец, нормативные акты могут быть разделены в зависимости от вида обеспечения, который они регулируют. Например, нормативные акты, регулирующие обеспечение пенсиями, пособиями, государственной социальной помощью и т.д.

В теории права социального обеспечения имеют место два вида источников: международный и локальный. Состав представленных источников определяет происхождением отношений, которые регулируют данную отрасль права.


Международное соглашение – это документ, который заключен Россией с иностранным государством в письменной форме. Данное соглашение регулируется межнациональным правом. При этом совершенно не имеет значения, содержится этот договор в одном документе или нескольких. Также неважным остается его конкретное название[9].

Международные соглашения РФ могут быть подписаны от имени России, Правительства и федеральных органов исполнительной власти. На основании этого будет заключены такие договоры: межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

После того, как международные соглашения опубликованы, то все его положения могут носить правой характер в РФ непосредственно, если для их реализации не нужно издавать акты внутри государства, а также совершать компетентными органами власти действий, регламентируемых законом. Международными источниками права общественного обеспечения служат ООН и МОТ, СНГ.

Локальные акты также стоит отнести к источникам права общественного обеспечения. Они актуальны сегодня по причине активного формирования рыночной экономики. Благодаря им удается в значительной степени повысить уровень социальной охраны граждан. Достигается это по причине наличия дополнительных мер социальной поддержки работающих людей, членов их семей или работников, которые вышли на заслуженный отдых[10].

Как правило, работодатель принимает локальные акты на недоговорных основаниях. Но и они могут содержать акты общественного обеспечения. Самым главным локальным актом остается коллективное соглашение.

Это источник права, который отвечает за трудовое сотрудничество в организации или у частного предпринимателя. Он заключается между работодателем и работниками. В РФ коллективных соглашений имеется более 200 тыс.

Примером коллективного соглашения может стать договор, заключенный между ОАО «Газпром» и его дочерними обществами. Каждый работник, предоставивший заявление, может получить дополнительную материальную помощь. Ее размер будет не меньше двух минимальных заработных плат. В связи с этим будет интересно узнать, какие социальные права по конституции предоставляются каждому человеку-гражданину.

Предоставляют такую помощь следующим лицам:

- многодетной семье;

- ветераны ВОВ;

- бывшим воинам, участвующим в боевых действиях;

- участники аварии на Чернобыльской АЭС.

Если наступает смерть работника, то вся материальная помощь должна быть выплачена его родственниками. Также предприятие берет на себя обязанность по оплате на погребение и перевозку умерших работников к месту захоронения[11].


Каждый человек, проживающий у себя в стране, должен знать условия, согласно которым он имеет право претендовать на социальное обеспечение. Но разобраться со всеми сложностями этого процесса можно будет только после рассмотрения принципов прав социального обеспечения. Все они регулируются ГК и гарантируют равные права людей при получении той или иной материальной помощи.

Таким образом, можно выделить следующие основания классификации:

1. По степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:

- законы;

- подзаконные акты.

2. По сфере их действия:

- федеральные;

- субъектов РФ (областные, краевые);

- отраслевые;

- муниципальные;

- локальные.

3. По органам, принявшим нормативный акт;

4. По форме акта:

- законы;

- указы и распоряжения Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

- по правовым институтам[12].

5. По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

6. По сфере действия.

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).