Файл: Финансы. Финансовая политика и ее реализация в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая система достигает рациональности, по мнению немецкого экономиста Х. Халлера, в том случае, если соблюдаются следующие условия [2, 39]:

  1. Налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно;
  2. Взимание налогов должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно;
  3. Налогообложение должно быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность;
  4. Налогообложение должно быть построено так, чтобы не быть помехой ни для внутренней рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей;
  5. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он в большей степени мог способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости;
  6. Данный процесс должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости;
  7. Следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач [7, 92].

Основными рычагами фискальной политики государства является изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета. Действующая ныне система налогов приведена в табл. 2.1. [4, 68]

Таблица 2.1.

Действующая система налогообложения Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. Таможенные платежи
  4. Налог на доходы физических лиц
  5. Единый социальный налог.
  6. Налог на прибыль организаций
  7. Налог на добычу полезных ископаемых
  8. Налог на наследование или дарение
  9. Водный налог
  10. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  11. Государственная пошлина
  1. Налог на имущество организаций
  2. Налог на игорный бизнес
  3. Транспортный налог
  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физических лиц

Отметим, что регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденных налоговых ставок. Приведем некоторые сравнения (табл. 2.2) [8, 46]

Таблица 2.2

Ставки налогообложения в различных странах

(% к налоговой базе)

Страна

Подоходный налог

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Максимальная ставка

Минимальная ставка

Япония

Германия

Франция

Италия

Великобритания

США

Россия

10

19

5

10

20

15

-

65

57

52

51

40

36

13

44,6

48,4

41,7

37,0

31,0

46,5

24,0

5,0

15,0

20,5

19,0

17,5

-

18,0

Отметим, что в настоящее время в России не только самые низкие ставки налогообложения доходов, но и налицо тенденция к их дальнейшему снижению, однако помимо влияния снижения налоговых ставок, которое положительно влияет на экономическую активность в стране, следует иметь в виду и следующие моменты [2, 43]:

  1. Помимо перечисленных в табл.2.1 налогов, существует еще множество налогов, сборов и иных поборов с хозяйствующих субъектов, причем по большинству из них предусмотрена авансовая уплата;
  2. Решение о снижении ставки налога на добавленную стоимость сопровождалось решением об изменении механизма его взимания: моментом возникновения обязанности по уплате налогов сегодня считается не момент фактического получения выручки, а момент отгрузки продукции, деньги за которую могут быть получены еще не скоро.

Подобные моменты лишают предприятия финансовых ресурсов и ограничивает финансирование их текущей деятельности, что замедляет развитие предпринимательских структур и в итоге негативно влияет на экономический рост [5, 58].

Следует отметить, что оптимизация налогообложения продолжается, и следует ожидать как новых положительных для предпринимательства и экономики в целом, так и новых «ловушек», которыми, например, для малого бизнеса стали упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход [4, 75].


Кроме того, отсутствует реальная поддержка со стороны государства хотя бы социально-значимых отраслей экономики. Очевидно, таковые для отечественных законодателей отсутствуют.

В последнее время законодатель пошел по пути сокращения числа налогов: из их перечня исчезли налог с продаж, налог на рекламу и т. д.

Помимо этого, государство идет и на последовательное сокращение налоговых ставок. В частности [1, 73-74]:

  1. С 20 % до 18 % сократилась ставка обложения налогом на добавленную стоимость;
  2. С 2005 года работодатели уплачивают единый социальный налог по ставке 26 % от начисленного фонда заработной платы, а не 35,6 %, как было ранее;
  3. Наиболее значительные изменения произошли в механизме уплаты налога на прибыль, а именно:
  • Ставка налогообложения последовательно изменялась, причем изменения имели выраженный понижательный характер:
  • В 1992 и 1993 годах основная ставка налогообложения по налогу на прибыль составляла 32 %;
  • В период с 1 января 1994 года до 31 марта 1999 года ставка составляла 35 %;
  • С 1 апреля 1999 года до 31 декабря 2003 года ставка составляла 30 %;
  • С 1 января 2004 года ставка снижена до 24 %.
  • Изменилась и структура перечисляемых сумм налога: если в 1993 году 31,25 % их перечислялись в федеральный бюджет, то в последующие периоды структура составляла:
  • С 1994 года по 31 марта 1999 года – 37,14 % перечисленных сумм направлялись в Федеральный бюджет, а 62,86 % - оставались в регионах;
  • С 1 апреля 1999 года до 31 декабря 2003 года федеральному бюджету доставалось 36,67 % сумм уплаченного налога;
  • В настоящее время федеральному бюджету достается только 27,08 % налоговых поступлений, то есть высшая власть в последнее время дает возможности развиваться и регионам.

Об этом же говорит и увеличение предельных ставок на некоторые региональные налоги.

Очевидно, что законодатели в настоящее время являются сторонниками кейнсианского направления при выборе методов проведения фискальной политики и ориентируются на создание эффективного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. В соответствии с эффектом Лаффера (рис. 2.1.) в краткосрочном периоде снижение налоговой ставки по налогу на доходы до уровня t1 приведет к снижению налоговых поступлений до величины Т1; однако в долгосрочном периоде вследствие роста экономической активности в стране налоговые поступления неизбежно возрастут [1, 79].


Т

То

Т1

0 t1 50 % 100 % t

Рис. 2.1. Кривая Лаффера

Помимо этого, рост спроса вследствие увеличения располагаемого дохода приведет и к увеличению валового национального продукта. Аналогично на совокупный спрос оказывают повышательное влияние и увеличивающиеся государственные расходы.

2.2. Фискальная (налоговая) политика государства и её влияние на инвестиционную активность в стране

Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и, в данном случае направленных на регулирование инвестиций, осуществляемых в виде капитальных вложений. Налоговая политика выступает составной частью, звеном экономической политики государства [4, 82].

Важнейшая функция государства состоит в создании экономической системы, стимулирующей инвестиционные процессы в предпринимательских структурах. Создавая определённые льготы предпринимателям в области инвестиций в виде капитальных вложений, государство поступает как разумный кредитор, вкладывающий средства в очень эффективное мероприятие с относительно коротким сроком окупаемости инвестиций и постоянно возрастающим эффектом. Государственная система стимулирования инвестиционной деятельности включает несколько подсистем, а именно [3, 48]:

  1. Подсистему финансирования инвестиций, как бюджетного, так и коммерческого;
  2. Финансово-кредитную подсистему;
  3. Налоговую подсистему.

Указанные подсистемы выделены достаточно условно, на самом деле они во многом переплетены, взаимосвязаны и механизмы их действия зачастую взаимообусловлены. Особое внимание в соответствии с темой работы уделим налоговой политике как неотъемлемому элементу финансовой политики и её влиянию на инвестирование капитальных вложений [7, 109].

В частности, государственная налоговая политика напрямую может реализовываться через механизм кредитования капитальных вложений, так как понятие «кредитование» гораздо шире, чем получение кредита в коммерческом банке или займа у другой организации. Например, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 1995 года № 88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Это же положение есть и в законе, действующем с 1 января текущего года. Эти льготы касаются прежде всего налогообложения прибыли банков. К сожалению, предусматриваемые законом льготы не нашли подтверждения в Налоговом кодексе, то есть имеют чисто декларативный характер, как это довольно часто случается с российскими законодателями.


Однако есть и возможности прямого кредитования капитальных вложений предприятий со стороны государства: НК РФ предусматривает предоставление организациям налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Остановимся подробнее на рассмотрении этих понятий.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трёх месяцев до одного года. Основания для предоставления налогового кредита определены ст.64 НК РФ. Это [1, 104]:

  1. Причинение получателю налогового кредита ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. Задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты исполненного этим лицом государственного заказа;
  3. Угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

Если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в п.3, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период договора о налоговом кредите, а если кредит предоставлен по основаниям, указанным в п.1 и п.2, проценты на сумму задолженности не начисляются.

Как видим, налоговый кредит в качестве своеобразного заёмного источника финансирования капитальных вложений может быть использован только в из ряда вон выходящих случаях. Вполне разумно наличие возможности его предоставления в составе налоговой политики, однако для любого предприятия будет лучше, если оснований для финансирования капитальных вложений с помощью налогового кредита вообще никогда не возникнет.

Инвестиционный налоговый кредит непосредственно связан с инвестиционной деятельностью предприятий и осуществляемыми ими инвестициями в виде капитальных вложений [8, 57].

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, когда организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определённого срока и в определённых пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплаты суммы кредита и начисленных по нему процентов. Такой кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам, о чём принимается соответствующее распоряжение уполномоченными на то органами.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет и находит своё внешнее проявление в том, что получившая его организация получает право уменьшать свои налоговые платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита) не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключённым договором.