Файл: Финансы. Финансовая политика и ее реализация в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Надо отметить, что для широкого размещения государственных долговых обязательств также необходимо функционирование в стране развитой структуры рынка ценных бумаг.

Внешнее финансирование, под которым понимаются внешние займы и кредиты, является привлекательным, но проблематичным [4, 135]:

  1. Получение внешних кредитов связано с принятием Правительством страны соответствующих обязательств, что в определенной степени ограничивает его самостоятельность в вопросах макроэкономической политики;
  2. Обслуживание внешнего долга также является достаточно тяжелым бременем для экономики страны.

В свете событий, связанных с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на энергоносители, на наш взгляд, стоит вспомнить и классические методы балансирования бюджета.

Распределение доходов федерального бюджета между различными его уровнями в целях сбалансированности называется бюджетным регулированием, которое предполагает использование следующих групп методов бюджетного регулирования [7, 152]:

  1. Установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;
  2. Перераспределение самих бюджетных источников;
  3. Безвозмездная помощь оказывается нижестоящим бюджетом за счет средств вышестоящих бюджетов;
  4. Ссуды, выделяемые одним бюджетов из средств других бюджетов.

Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов. Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или твердо фиксированной доле в фиксированной доле (в процентах) на постоянной основе или основе долговременной поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетом разных уровней, предусмотрен НК РФ [8, 106].

Регулирующие доходы бюджета – это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год. Например, в качестве регулирующих источников доходов федерального бюджета, утвержден налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Вместе с тем, при утверждении федерального бюджета в качестве регулирующих могут также устанавливаться и другие из числа закрепленных доходов федерального бюджета. Аналогично субъекты Федерации, обладая определенной бюджетной самостоятельностью в лице своих представительских органов власти, могут в дополнение к федеральным определить и свои регулирующие доходы, исходя из закрепленных доходов за бюджетами соответствующего уровня. Нормативы отчислений утверждает ежегодно по бюджетам разных уровней соответственно выше стоящий орган представительной власти. Эти нормативы могут быть едиными для бюджетов определенного уровня или дифференцируемыми в зависимости от объема закрепленных доходов и предстоящих расходов [1, 125].


Если приведенные выше методы оказываются недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня применяются методы оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе, к которым относятся дотация и субвенция.

Дотация – это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет в целях его сбалансированности [9, 58].

Субвенция – это сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. Порядок и условия предоставления и использования субвенций из федерального бюджета и других бюджетов устанавливаются соответственно законодательными актами РФ, субъектов РФ и решения соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции. Детально вопросы понятия субвенции, как фиксированного объема государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования (возмещения) расходов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, а также характеристика видов, порядка предоставления и контроля за использованием субвенций из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов регулируется законодательно [8, 109].

В отличие от дотаций, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или при использовании не по назначению, подлежит возврату вышестоящему органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Возврат субвенций или досрочное прекращение субвенционного финансирования осуществляются на основании решений органов, предоставившего субвенцию. Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств ее получателя в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения [4, 157].

Различают текущие и инвестиционные виды субвенций. К текущим относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов соответствующих бюджетов. Под инвестиционными субвенциями понимается финансирование затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия федерального бюджета или внебюджетных фондов в соответствующих расходах федеральных бюджетов и не распространяются на мероприятия, полностью финансированные за счет средств федерального бюджета. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансированные с их помощью объекты и проекты.


Помимо этого используются субсидии.

Субсидия – это сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании. Обычно субсидии используются для финансирования тех программ и мероприятий, которые были невыгодны частному капиталу.

Различают прямые и косвенные субсидии. С помощью прямых субсидий государство стимулирует капитальные вложения в отраслях, которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом, а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, переподготовку кадров и др. Субсидии направляются в новые или нерентабельные отрасли, для развития сельскохозяйственного производства, ВПК, создание новых рабочих мест и т.д. Государственное финансирование путем субсидий осуществляется, как правило, в косвенных формах путем предоставления налоговых освобождений и льгот, установление твердых и периодически пересматриваемых и повышаемых цен на различную продукцию, льготного кредитования приоритетных отраслей. Возможно и прямое бюджетное субсидирование частных компаний [7, 158].

Наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт, представляющий собой перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов. Формирование федерального фонда финансовой поддержки устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В условиях бюджетного дефицита, до недавнего времени типичных для российской бюджетной практики (нынешний профицит бюджета обусловлен, говоря честно, не экономическим развитием страны, а ростом цен на энергоносители, экспортируемые Россией на мировые рынки) предусмотрено применение следующих мер [9, 87]:

  1. При утверждении бюджета устанавливается предельный размер его дефицита;
  2. Привлечение средств путем выпуска займов (государственных или местных) и использование кредитов;
  3. При превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестированных расходов.

Секвестр – специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5 %; 10 % 15 % и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Режим секвестра расходов вводится в случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников [8, 115].


Решение о секвестре принимается представительным органом по предложению исполнительного органа власти. Механизм секвестра может вводиться и в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования предусмотренных бюджетом мероприятий.

Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется Государственной Думой, высшими представительными органами власти субъектов РФ и местными органами. Как правило, к защищенным статьям относятся: расходы на заработную плату, стипендии, государственные и социальные пособия, приобретение медикаментов, на образование, на фундаментальные исследования, погашение внутреннего долга и т.д.

2.4. Стабилизационный фонд Российской Федерации и его влияние на финансовую политику государства

Стабилизационный фонд – специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд Российской Федерации создан как продолжение бюджета развития, который, в свою очередь, впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.

В соответствии с этим, стабилизационный фонд выполняет следующие функции [1, 78-79]:

  1. Является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
  2. Обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  3. Может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание по средствам бюджета.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд. руб.) [10, 23].

Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год – 6,1 % ВВП, на 2009 год – 5,5 %, на 2010 год – 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.


Основные принципы формирования Стабилизационного фонда России установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ), положения которого определяют следующее [7, 163-164]:

  1. Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее – Стабилизационный фонд) – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой;
  2. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», эквивалентная 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов США за один баррель).

(ст.96.1 БК РФ).

Ст.96.2 БК РФ определяет порядок формирования Стабилизационного фонда [10, 24-25]:

  1. Источниками формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда;
  2. Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма: фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую; фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть). Расчет и перечисление в Стабилизационный фонд средств, указанных в настоящем пункте, производятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  3. В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором Российской Федерации установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии. Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.