Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение(СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Формирование учетной политики каждой организации должно исходить из требований ее постоянства, соответствия современной национальной нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменениях учетной политики.

Приказ руководителя организации об учетной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации.

Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008. Оно пришло на смену ПБУ 1/98 и действует с 1 января 2009 г. ПБУ 1/2008, с одной стороны, сохранило преемственность с ПБУ 1/98 и не привнесло в жизнь российских организаций каких-либо кардинальных изменений в части формирования и раскрытия учетной политики. С другой стороны, ПБУ 1/2008 содержит ряд новых положений, которых не было раньше.

Согласно установленному ПБУ 1/2008 порядку компания может утверждать в учетной политике все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы.

При формировании учетной политики теперь можно учитывать правила МСФО. В частности, организация может исходить из международных стандартов финансовой отчетности, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Все это подтверждает актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы – изучить теоретические и методологические подходы к составлению и формированию учетной политики организаций.

Исходя из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:

- изучить теоретические и методологические основы учетной политики для целей налогообложения;

- изучить содержание и структуру учетной политики, проблемные аспекты;


- рассмотреть направления дальнейшего реформирования нормативного регулирования учетной политики.

Объектом исследования выступает организация.

Предметом исследования является учетная политика предприятий и организаций.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета. Методологическую базу исследования составляют диалектический и системный подходы; метод сравнения, различные методы исследования.

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗОШЕДШИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Обязанность налогоплательщиков разрабатывать и утверждать учетную политику для целей налогообложения (в отличие от учетной политики для целей бухгалтерского учета) на уровне законодательного акта (НК РФ) прямо не установлена. Однако отдельные главы (прежде всего гл. 21 и 25 НК РФ) содержат отсылки к учетной политике налогоплательщика. Кроме того, целесообразность и необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения возникают в случае возможности выбора из двух и более вариантов способов и методов налогового учета [23].

Учетная политика для целей налогообложения является обязательным элементом документооборота для всех экономических субъектов, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков.

Определение учетной политики для целей налогообложения содержится в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ. При этом налоговое законодательство определяет учетную политику для целей налогообложения как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [12].

В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ учетная политика для целей налогообложения (НДС) применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Данную норму следует распространить и на те разделы учетной политики налогоплательщика, которые регулируют и детализируют ведение налогового учета по другим налогам, уплачиваемым организацией [9].


Таким образом, уточнение положений и отдельных элементов учетной политики в общем случае должно быть проведено перед началом очередного календарного года.

При этом могут быть изменены отдельные элементы учетной политики (за исключением тех, в отношении которых в НК РФ имеется оговорка о том, что они действуют в течение не менее двух лет) исходя из целесообразности дальнейшего использования. Такая целесообразность, как правило, оценивается с учетом вероятного изменения объемов деятельности налогоплательщика в очередном периоде (календарном в году), оптимизации налогообложения, влияния соответствующего элемента на финансовые показатели деятельности экономического субъекта [13].

Кроме того, необходимость внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения может быть обусловлена существенным изменением налогового законодательства, принятием новых законов и нормативных актов, которые прямо или косвенно влияют на деятельность налогоплательщика.

На практике нередко возникает ситуация, при которой внесение всех изменений в учетную политику для целей налогообложения до начала нового календарного года невозможно в силу того обстоятельства, что федеральные законы могут быть приняты в последних числах декабря отчетного года, а положения НК РФ допускают принятие законодательных актов, вносящих изменение в НК РФ, и их опубликование и позже общего установленного срока (один месяц до начала очередного налогового периода) - при условии, что такие изменения улучшают положение налогоплательщика [1].

Таким образом, не может считаться нарушением внесение изменений в учетную политику для целей налогообложения до истечения первого отчетного периода (в случае если в отношении какого-то налога установлены отчетные периоды) или срока уплаты первого налогового платежа в бюджет.

Налоговое законодательство не содержит указаний о структуре учетной политики для целей налогообложения [29]. В то же время организация налогового учета предполагает существенную корректировку не только учетных схем, но и документооборота. Поэтому в учетной политике должны быть отражены как минимум два основных аспекта [12]:

- организационный аспект (документооборот, сроки уплаты налога, сроки составления и представления налоговой отчетности, обязанности работников, ответственных за организацию и ведение налогового учета);

- методологический аспект (элементы, непосредственно влияющие на размер налоговых обязательств).


Налог на добавленную стоимость

Организациями, имеющими существенные объемы налоговых платежей, в учетной политике (в части раскрытия организационных аспектов) может быть уточнен порядок возмещения налога: изменениями, внесенными в ст. 176.1 НК РФ Федеральным законом от 29.12.2015 N 397-ФЗ, фактически расширен перечень налогоплательщиков, имеющих право на заявительный порядок возмещения налога; стоимостный критерий (совокупная сумма четырех налогов за три предыдущих календарных года) понижен с 10 млрд до 7 млрд руб. Кроме того, право заявительного порядка распространено на налогоплательщиков - резидентов свободного порта Владивосток [2].

Организациям-экспортерам, подробно отразившим в учетной политике порядок организации документооборота, необходимо внести уточнения, связанные с внесением изменений в ст. 165 НК РФ (вновь введенный п. 19). Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ уточнено, что контракт, представляемый в налоговые органы для подтверждения права на применение нулевой ставки, может состоять как из одного документа, подписанного сторонами, так и из ряда документов, которые свидетельствуют о том, что участники достигли соглашения по всем существенным условиям сделки [27].

При уточнении методологических аспектов учетной политики в части НДС в определенной степени может быть полезной информация об уточнении формулировки пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождающая от налогообложения реализацию очков, а также введение пониженной ставки налогообложения (10%) на 2016 - 2017 гг. в отношении услуг по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении.

Акцизы

Организациям, являющимся плательщиками акцизов, необходимо иметь в виду очередное повышение ставок акцизов (Федеральный закон от 23.11.2015 N 323-ФЗ).

Кроме того, упомянутым Федеральным законом [14]:

- уточнен состав критериев, которым должен соответствовать прямогонный бензин (пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ);

- установлено, что вместо топливного печного бытового, вырабатываемого из дизельных фракций прямой перегонки, теперь объектом обложения акцизами являются все средние дистилляты (под которыми понимаются смеси углеводородов в жидком состоянии, соответствующие критериям по плотности и температуре перегонки), то есть состав подакцизных товаров (по данному основанию) фактически расширен. Состав операций, подпадающих под налогообложение по данному основанию, приведен во вновь введенных пп. 29 - 31 п. 1 ст. 182 НК РФ, порядок определения налоговой базы - во вновь введенных п. п. 11 - 13 ст. 187 НК РФ.


Налог на доходы физических лиц

Изменения, которые следует внести в организационные аспекты учетной политики, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДФЛ организациями - налоговыми агентами, представляются наиболее объемными [22].

Большая часть изменений, внесенных Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ (далее - Закон N 113-ФЗ) [3], связана с введением новой формы налоговой отчетности - формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (6-НДФЛ).

Напомним, что форма должна представляться ежеквартально всеми экономическими субъектами (налоговыми агентами), выплачивающими доходы как штатным работникам, так и лицам, не состоящим в штате организации (в частности, привлекаемым по договорам гражданско-правового характера) [13].

Форма 6-НДФЛ представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, налоговая отчетность по НДФЛ фактически становится ежеквартальной [4].

Форма 6-НДФЛ, Порядок ее заполнения и представления расчета, а также Формат представления формы 6-НДФЛ утверждены Приказом ФНС от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

Изменениями, внесенными в ст. 76 НК РФ, налоговым органам предоставлено право приостановления операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления им расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока представления такого расчета. Принятое решение может быть отменено решением соответствующего налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налоговым агентом формы 6-НДФЛ [30].

Также Законом N 113-ФЗ введена ответственность за непредставление формы 6-НДФЛ - ст. 126 НК РФ дополнена п. 1.2, в соответствии с которым налоговый агент, не представивший указанный расчет, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Кроме того, Законом N 113-ФЗ НК РФ дополнен новой ст. 126.1 НК РФ, предусматривающей ответственность налогового агента за представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, - 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения. При этом п. 2 новой статьи специально оговорено, что в случае, если налоговым агентом ошибки были выявлены самостоятельно, а налоговому органу своевременно представлены уточненные документы, налоговый агент от ответственности освобождается.