Файл: В. А. Васильев доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
143
В.А. ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета
Учение Н.Ф. Фёдорова о нравственности Особое место среди российских религиозных философов конца XIX начала XX в. занимает Н.Ф. Фёдоров. Самобытный мыслитель при жизни мало издавал свои статьи. Они были опубликованы после его смерти под названием Философия общего дела. В специальной литературе Ф- доров известен главным образом как основоположник философии русского космизма
1
. Что касается разработанных им этических воззрений, то они еще недостаточно известны современному читателю. Будучи православным верующим, Фёдоров считал, что важнейшей мировоззренческой и нравственной проблемой, которая не может не волновать любого человека, является проблема жизни и смерти. Жизнь – дар неслучайный и не напрасный, отмечает Фёдоров. Бессмертная жизнь есть добро, а смерть – истинное зло. Человек не может примириться с конечностью своего бытия, его чувства и мысли устремлены в вечность. Поэтому общим делом, которое способно противостоять разрушительным силам природы, победить зло и нравственно объединить человечество, является воскрешение предков. Возвращение живущими жизни всем умершим для жизни бессмертной есть добро без зла»
2
Свою мировоззренческую и нравственную позицию русский мыслитель обосновывает следующими доводами. Во- первых, во всех народных сказаниях выражается желание отыскать страну умерших, создать эликсир, способный оживить мертвых. В отличие от мифических воскрешений, христианство есть не ожидание какого-то мистического чу-
Васильев Вячеслав Александрович, e-mail: prof.Vasiliev@ro.ru См Васильев В.А. Н.Ф. Фёдоров – основоположник русского космизма
// Социально-гуманитарные знания, 2017, № 6, с. 169-179.
2
Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. Вт. М, 2003, т. 2, с. 275.
144 да, а само действие воскрешения. В Священном Писании сказано, что пророк Илия воскресил мальчика из мертвых, Христос воскресил Лазаря и дочь начальника синагоги
Иаира, апостол Петр возвратил жизнь женщине Деян. По Божественному плану искупление должно совершиться чрез человеческий род В Библии сказано:«Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых
(1- е Послание Коринфянам, 15:21). Воскрешение как Божественное веление есть свершившийся факт, отмечает
Фёдоров, но как человеческое общее дело еще не произведено, отсюда к этому нужно направить свои усилия, ибо человек тоже творец, созданный по образу и подобию Бога.
Во-вторых, Фёдоров придерживается учения философа
Демокрита, согласно которому материальные тела состоят из атомов. Они вечны, неделимы и неуничтожимы. Разложение тела не может стать препятствием к его последующему восстановлению, поскольку все подобные атомы тянутся к себе подобным. Для того, чтобы «сыра-земля» не прикасалась к умершему и чтобы противодействовать разложению тела, люди используютгроб, могильный склеп. Скрыв тело в землю по необходимости физической, сыны по необходимости нравственной тотчас ставят крест, воздвигают памятник или подобие умершего. Каждый памятник есть выражение единичного воскрешения, а храм – общего воскрешения многих
1
В-третьих, для процедуры воскрешения недостаточно одного изучения молекулярного строения частиц. Они могут быть рассеяны в пространстве Солнечной системы и других миров, их нужно еще собрать. Поэтому наука должна достигнуть такого высокого уровня познания, чтобы стало возможным разложившееся тело предков восстановить. Частицы могут сохраняться в организме в той или иной среде очень долгое время, но их следы могут исчезать. В таком случае нам нужно знать закон сохранения и исчезновения следов. Хотя первый воскрешенный будет, по всей вероятности, воскрешен почти тотчас же после смерти, едва успев умереть, аза ним последуют те, которые менее отдались тлению, но каждый новый опыт в этом деле будет облегчать дальнейшие шаги. С каждым новым воскрешенным знание будет расти будет оно на См Федоров Н.Ф. Философия общего дела, т. 2, с. 333-334.
145 высоте задачи и тогда, когда род человеческий дойдет и до первого умершего»
1
В-четвертых, для осознания важности общего дела требуется формирование новой нравственности, способной благодаря научными техническим изобретениям обратить природную стихию не во вреда во благо человека и объединить человечество на достижение всеобщей гуманной цели. Созданные в философско-религиозной, этической литературе нравственные учения, считает Фёдоров, не отвечают осуществлению общего дела. Они не объединяют, а разобщают людей. Так, религия буддизма справедливого- ворит о том, что мир полон драматизма и трагизма, земных благ и разочарований, скорби и страданий. Достижение желаний предстаёт как кратковременное удовольствие, а чувство страха превращает радость в скорбь. Усматривая между людьми отношения ненависти, вражды, зависти, буддизм, тем не менее, не формирует нравственный принцип, способный объединить людей на борьбу со злом. Наоборот, предполагается путь индивидуального совершенствования. Люди отчуждаются друг от друга, приспосабливаются жить в пустыне без любви и привязанности, в постоянном созерцательном бездействии. Древний девиз над воротами Дельфийского оракула Познай самого себя, который Сократ использует в своем философско-нравственном учении, также обращается кот- дельному индивиду. Углубляясь в себя с целью самопознания, человек уединяется, не доверяет свидетельству себе подобных. Происходит внутренний разрыв между Я и окружением, с которым мы не только социально, но и родственно связаны. Наша духовность формируется не столько от внутреннего созерцания, сколько от влияния на нас мира внешнего. Одиночная молитва, отмечает Фёдо- ров, бессильна против внутреннего разлада. О высшей духовности можно молиться только всем миром, а для подобного акта прежде нужно сближение, воссоединение со всеми. Это единственный путь спасения для одинокого
Гамлета и ему подобных скептиков. Для них погружение в свой внутренний мир приводит к таким нравственным позициям, как сомнение (вместо веры, отчаяние и самоизоляция (вместо родственного объединения).
1
Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. Вт. М, 2003, т. 1, с. 377.
146
Фёдоров не соглашается с философско-нравственным учением Дж. Локка, согласно которому человек рождается не имея никаких врожденных идей. Его душа есть чистый лист бумаги, на котором зарисовываются чувственные восприятия природных и социальных процессов. В результате познавательного опыта складываются нравственные отношения между людьми. Сточки зрения Фёдорова, эмпирическое знание, нравственные нормы общения возникают не только на основе чувственного отражения реальности, но и под влиянием наследственности. Чем утончённее их взаимодействие, тем больше будет открываться значимость генетической связи, тем ярче воспринимаются образы родителей. Всякое наше знакомство начинается с упоминания о своих отцах и матерях. Именование по отчеству приобретает всё большее значение, произнося фамилию, мы переносимся иногда в глубокую древность. Называя себя по национальности, мы тоже определяем свой род, своё происхождение. Генеалогия делается естественной и необходимой наукой, которой предстоит сыграть важную роль в нравственном единении человечества.
Философско-этическая позиция Канта, считает Фёдоров,
разделяет единый мирна двепротивоположные части природную (космология) и человеческую (психология. Можно согласиться, считает русский мыслитель, что люди наделены духовностью, свободой, а природа, в которой господствует необходимость, лишена разума. Однако подобное раздвоение приводит к тому, что разум познающий лишается способности знать действительность, а действующий, практический, лишается способности, силы управлять действительностью, воссозидать разрушенное, деятельность практического разума ограничивается бессильною, узкою нравственностью, те. требованием такого лишь добра, которое не уничтожает зла. Недостаток кантовского разграничения состоит в том, что человек лишается возможности влиять на бездушную механическую природную силу, которая несет людям болезни, старость, смерть и является главным источником зла. Природу как силу разрушительную необходимо подчинить своим нуждам. Установив господство над ней, человечество победит смерть. Поэтому следует говорить о таком объединении двух разумов, счи-
1
Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, т. 1, стает Фёдоров, при котором теоретическая мысль во всей её широте становится для разума практического проектом исполнения общего дела – воскрешения прародителей. Мыслитель подвергает резкой критике философское учение Ницше, в котором в образе сверхчеловека выводится безнравственный хищник, осуществляющий господство над людьми посредством воли, желающей быть властью. В понимании немецким философом общественной истории каждое звено человеческого рода, ощущая боль и отвращение к себе, протянуто от животного к сверхчеловеку. Этому надменному существу нечего и думать об общности убеждений и действий с людьми, которых он считает презренным стадом. Для него общение становится возможным с такими же честолюбцами и властолюбцами. Но какое, спрашивается, общество могло бы составиться из людей, живущих за счет тех, кого они давят и презирают Уживутся ли они друг с другом
Ницше, рассуждает далее Фёдоров, усматривает власть не над природою, а над людьми и не видит надобности в их дружеском соединении. Идея создания сверхчеловека призывает к еще большему разъединению, к истреблению слабых, что является нравственным пороком сатанинского происхождения, ибо доходит до возвеличивания себя над всеми, уже умершими и еще живущими. Следует приветствовать не стремление к власти отдельных личностей, считает Фёдоров, а осознанное волевое объединение человечества, которое возможно достигнуть силою знания и совокупным трудом для разумного управления природой и свершения общего дела. Ни одна современная мораль, делает вывод Фёдоров, не отвечает осуществлению общего дела. Она служит не духовности, а техническому прогрессу, который не объединяет, а разъединяет людей. Человек трактуется как товар, ценность которого откровенно ставится выше самого производителя. Материальная вещь выступает целью для обладания ею, а люди становятся средством ее достижения. И возникает парадоксальная ситуация, когда не человек выступает владельцем товара, а товар берет верх над человеком, связывает его, делает несвободным, вносит раздор в общественные отношения. Когда вещь становится предпочтительнее нравственных устоев, считает Фёдоров, люди в ожесточенной борьбе за сохранение своей жизни отчуждаются друг от друга, откровение души подменяется обманом. Признаются законными и даже нравственными средства вредить своим современникам, сохраняя при этом лишь юридические приличия. Однако закон, который приз- наёт совершеннейшим того, кто материально сильнее и умственно хитрее, может держаться только на невежестве. Поэтому, говорит Фёдоров, пока люди считают себя товаром, который нужно удачно продать, скрытность и обманбудут составлять орудие самозащиты, что в конечном итоге обесценивает нравственность. Торговая зараза распространяется, люди перестают быть людьми, а обращаются в купцов, продающих свои таланты, способности с другой стороны, общество проникается всё более и более ледяными, юридическими отношениями, отношениями канцелярскими, чиновничьими ко всякому делу. Если ко всему этому присоединить, что канцелярский и конторский порядок придаёт всему обществу чисто механический характер, то нетрудно видеть, что это общество может быть скоро доведено до такого совершенства, при котором оно не будет нуждаться даже в уме, не говоря уже о чувстве или душе»
1
Технический прогресс оказывает влияние на биологическое состояние людей, считает Фёдоров, усиливается их борьба за существование, что, в свою очередь, активизирует вытеснение старшего поколения младшим. Социоло- гически прогресс требует наибольшей индивидуальной свободы и наименьшего единства, общения. Люди начертали на своем знамени свобода, равенство, братство. Но из свободы следовать своим личным влечениями из завистливого равенства неизбежно происходит вражда, а не взаимное уважение. В психологическом отношении прогресс разрушает нравственность, которая подменяется юридическими и экономическими отношениями. Нравственная негативность прогресса, считает Фёдоров, состоит в превозношении младшего поколения (сынов) над старшим (отцов. Но превозношение не есть возвышение Прогресс в совершеннейшем виде является в животном царстве. Животные не только не заботятся о старшем поколении, а даже убивают своих стариков. У человека этот порок, те. прогресс (антагонизм младшего поколения к старшим, смягчается но как бы ни смягчали порок, он все же останется пороком Там же, с. 387.
149 младшее поколение, пользующееся старшими как орудиями для своего возвышения, обращающее их в свое подножие, своим превозношением попирающее их, нив каком смысле не может быть возвышением, улучшением, ни внутри (в мысли, в душе, ни вовне. Человечность, благодаря только своей неопределенности, может считаться смягчением животных пороков»
1
Воспитывая бездушие к старшим, живущими умершим, общество утверждает форму общения, при которой человеческий род, стремясь достигнуть наибольших наслаждений, может вкусить наибольшую сумму страданий. Таким образом, прогресс, сточки зрения Фёдорова, разъединяет людей, разрушает нравственность и родственные чувства. Это проявляется, во-первых, в сознании превосходства целым поколением (живущими) над своими предшественниками (умершими) и, во-вторых, в антагонизме между молодыми и старшими, в отделении сынов от отцов. Неверность отцами братьям (в чем заключается зло и порок) порождает недовольство самим собою, так что нравственное восстание Я против своего же Я начинается вместе с отречением сына от отца, брата от брата. Совершается родовое распадение на враждебные личности, происходит полнейший нравственный упадок, отчуждение от своих родителей, предков
2
Для выявления сущности нравственности, которая предназначена объединить человеческий род во имя осуществления общего дела, необходимо понять, что такое человек.
Фёдоров обращается к философской антропологии. Человек, по его мнению, стало истасканным словом, обозначающим собою такое существо, которое с гордостью оповещает о своих слабостях Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо. В этом высказывании, считает русский мыслитель, с одной стороны, указывается, что человек не зверь, не скота с другой – не ангел, не дух, те. отрицается духовность. Определение, что человек значит смертный, тоже неточно и даже неверно. В строгом смысле человек, считает Фёдоров, есть сын умерших отцов. Он смерть знает не в себе, а лишь по предшествующим случаям. Поэтому вместо слова человек следует употреблять сын человеческий. Тогда братство, родство имеют Там же, с. 51. См там же, с. 159-160.
150 более точное и понятное всем значение, ибо человеческое братство основывается на отечестве. Только по отцам мы братья. Братство без отечества непонятно, и братское нравственное единение сынов может быть полным только в деле отеческом. Заменив же определенное понятие сын человеческий неопределенным человек мы лишили себя возможности сказать, что бесчувственная природа есть наш общий враг. Чтобы противостоять ее разрушительным силами негативным явлениям технического прогресса, считает Фёдоров, человечеству необходимо выстраивать иные нравственные отношения, создать общество, основанное на христианской духовности («психократия»). Данное общество должно формироваться на социальном единстве, при отсутствии физического и идеологического принуждения. Люди научатся управлять природными процессами, избавятся от голода, болезней, от общественной вражды. В психократии укрепится союз личностей, который будет скреплен психической, душевной силой. Душевная близость сынов человеческих позволит осуществить общее дело – возвратить жизнь умершим. Пережить же смерть отца соглашаясь с невозможностью его воскрешения – это значит не быть сыном, не быть существом нравственным. Сточки зрения Фёдорова, образы родителей, остающиеся в душе сынов, составляют отличительную черту человека. Нравственность связывается им с признанием родства, благодаря вдохновению которого произрастает или «рождается»
сознательным трудом и волею только добро, то есть жизнь без злато есть без смерти»
2
Фёдоров обращает внимание на важные добродетели, из которых выстраивается его понимание нравственности. Главной добродетелью выступает любовь как важная основа христианской морали. Конечно, пишет он, нынешнее поколение не может испытывать благоговейные чувства к отдаленным предкам. Но отсутствие уважения к роду не составляет достоинства, а есть самый великий порок. Пробуждение в себе родственного чувства соответствует общечеловеческой нравственности, основанной на любви, критерием которой может выступать детская духовная чистота. Она не признает ранги, чины, юридические и См Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, т. 2, с. 433-434. Там же, с. 287.
151 экономические требования, но зато глубоко сознаёт внутреннее родство. Свободный от борьбы за существование, не вынуждаемый употреблять свои силы на приобретение средств к жизни, ребёнок бескорыстно дарует любовь всем окружающим, не признавая в этих услугах чего-либо унизительного. У него ещё нет пороков, которые столь трудно искоренить у взрослых. В детском чувстве всеобщей братской любви заключается понимание того, что каждый человек есть сын, внук, правнук, потомок предков. Сохранить чистоту детского чувства радостного отношения к близким людям обязанность семьи, матери. Человеческий род был бы ниже животных, если бы он нуждался в заповеди материнской любви. Отсутствие у матери любви к детям есть величайший порок, но и ее чрезмерное чадолюбие способно вскормить недоброго ребенка, а злого деспота. Есть иная разновидность женщин, которые забывают о своей главной материнской обязанности, желают быть равноправными с мужчинами. В основе этого стремления лежит глубокое презрение к женской природе, задача которой не только продолжение человеческого рода, но и воспитание у своего ребенка чувства любви. Такой тип женщин отличается искусственностью и вызван необходимостью иметь занятие внесемейного окружения. Причина этого анормального явления, считает Фёдоров, лежит в городской жизни. Пока достоинство человека, его самостоятельность зависят от денег, женщина будет стремиться к приобретению прав на участие во всей этой юридической и экономической системе. Подобная женская доля выступает как необходимое зло. Женщину следует освободить от не подобаемой её природной роли жизни, беречь её силы
1
Наряду с важным влиянием женщины-матери на укрепление семейно-родовых, нравственных связей Фёдоров показывает ответственность сыновнего чувства любви. Кто первый по чувству любви до конца не оставлял своих родителей при жизни, хотя мог отделиться, достигнув самостоятельности, не оставлял их и после смерти, этот-то человек и был, можно сказать, первым сыном человеческим, положившим начало родовому быту, родовой религии культ предков) и вообще человеческому обществу См Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, т, с. 370. См. там же, с. 88.
152 Забыть своих родителей может только блудный сын. В нем отсутствует такая важная добродетель, как совесть, которая, по определению Фёдорова, есть мысленное восстановление в памяти родовой связи настоящего и прошлого. Совесть заставляет переживать кончину близких, напоминает о том, что из-за недостатка любви, заботы друг о друге мы не можем не признать себя виновными в смерти родного нам человека. В смерти близких мы виновны также и потому, что смерть есть результат, кроме общих биологических причин, ещё и суммы неприятностей, которые мы доставляли при жизни своим близким. Поэтому всякое мельчайшее оскорбление есть уже смертный грех. Осознание и самоосуждение неблаговидного поступка есть единственное средство укрепления чувства совести, нравственной ответственности за своё деяние. Однако человек не обладает в настоящее время ни полною способностью к откровению, ни готовностью проникнуть вовнутреннюю глубину другого существа. Для того, чтобы раскрыться и дать возможность близким понять нас, нам не следует отказываться от своей индивидуальности, но наша особенность должна вместить в себя чувство человеческого родства.
Фёдоров согласен с В. Соловьёвым, который выделил добродетель благоговения. Такое чувство испытывают маленькие дети к родителям, признавая их превосходство. Благоговение переносится на предков, поскольку сами родители в свое время находились в зависимости от них. Однако благоговение, считает Федоровне доводится
Соловьёвым до высокой нравственной цели общего дела – воскрешения умерших. Кант, выстраивая категорический императив, использует добродетель долга Она содержит требование к нравственному поведению поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. У немецкого мыслителя добродетель содержит веление нравственного долга подчинить себе свои склонности и не давать им господствовать над собой. Для Фёдорова нравственный императив имеет иную значимость повеление долга не ограничивается совершением какого-то отдельного поступка, а направляет нас к выполнению общего дела, которое одно способно уничтожить зло. См Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, т. 1, с. 154.
153 Добродетель нравственного долга распространяется
Фёдоровым не только на родовые семейные отношения, но и на всё человечество. Оно должно стать некоторым братством, которое взаимосвязано если нелюбовью, то взаимным уважением. Нов чём может выразиться единство людей разных стран и народов, если между пониманием всечеловеческой семьи и всемирным гражданством существует громадная разница Гражданство не придаёт никакого значения родственному происхождению. Для него не существует предков. Оно всемирно, так сказать, по пространству, а не повремени. Оно, наконец, только гражданство, а не родство, и формулой его может быть где больше барыша, там и отечество. Вековые антипатии людей разных стран не позволяют понимать друг друга. Борьба и преступления стали необходимыми принадлежностями мирового сообщества, в котором жить вместе невыносимо, а жить врозь невозможно. Что же следует предпринять, чтобы международная вражда прекратилась На подобные вопросы Фёдоров отвечал так Нет вражды вечной, устранение же вражды временной составляет нашу задачу»
2
Связь умственная, нравственная, художественная должна служить соединению человечества. Созданные на таком прочном основании союзы народов будут неразрушимы, не подвержены разводу. Ближайшей же нашей целью, считал Фёдоров, должно быть раскрытие родства народов славянского племени. Оно послужит дальнейшему поиску человеческого единения, а всё прочее само собою приложится, ибо при истинном братстве немыслимо порабощение и неравенство. Верхом бессмыслицы является вера в возможность счастья личного при общем несчастии, при общей зависимости от стольких бедствий и зол. Человек, устраняя из своих действий личностные побудительные мотивы стремления к счастью, достигает его благодаря общему делу, котороеесть воскрешение всех, следовательно, и личное бессмертие. Свобода жить только для себя есть великий эгоизм, хотя бы в поступках индивида не нарушались права других. Жертвовать собой (альтруизм) ради других есть нравственная позиция,указывающаяна См. там же, с. 299. Там же, с. 298.
154 существование зла в обществе, ноне устраняющая его.
«Жить нужно не для себя эгоизм и не для других альтруизма со всеми и для всех это и естьобъединение живущих (сынов) для воскрешения умерших (отцов)»
1
К сожалению, добро, добродетель стали отвлеченными понятиями, отмечает Фёдоров, а должны быть необходимыми принадлежностями жизни и составлять самое существо человека. По опыту мы знаем, что нетлюдей безусловно добрых или безусловно злых. Водной ситуации они могут быть добрыми, а виной злыми. Истинно зол один лишь дьявол. И, тем не менее, когда мы говорим добрый человек, мы понимаем под этим отсутствие порока и преобладание добродетели как стремления делать добро.
Фёдоров выстраивает оригинальное философско-рели- гиозное, нравственное учение относительно общего дела овладеть разрушительными силами природы и использовать ее энергию во благо человека. Гуманная идея воскрешения из мертвых воспринимается в большей степени как нравственный идеал, нежели физиологический акт. Нравственность увязывается сродственным чувством, способным, по мнению Фёдорова, объединить людей в братский союз.
Васильев В.А. Учение Н.Ф. Фёдорова о нравственности В статье анализируется нравственное учение Н.Ф. Федорова. Ставится задача общего дела человечества – воскрешение умерших. Это положение опирается на христианские и философские идеи. Ключевые слова общее дело, воскрешение, мораль, долг, любовь, совесть.
Vasiliev V. A. Doctrine of
N.F. Fedorov about morality.
In this article is analyzed the doctrine of N.F. Fedorov about morality. There is a problem of the common goal for the whole humanity
– resurrection from the dead. This position is based on Christian and philosophical ideas.
Keywords: common goal, resurrection, morality, duty, love, Там же, с. 115.