Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Система налогообложения физических лиц в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Изучение налогов с населения в развитии предоставляет нам возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базируется на сопоставимых принципах. Первый из них — обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй — обеспечение государством населению определенного набора неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан платить налоги, к сокрытию ими значительной части доходов. Государство должно «беречь» своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности.

Значимость налога физических лиц в налоговой политике определяется не только удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части. Это связано с тем, что плательщиками налога выступает каждое физическое лицо, получившее доход, то есть данные вопросы касаются практически каждого человека.

Налогообложение физических лиц в различных странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, с другой стороны, на обеспечении государством населению определенного набора общественно полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно лишать плательщика платежеспособности и в целях удовлетворения своих фискальных потребностей обязательно должно анализировать возможные социальные последствия снижения или повышения налогов с граждан.

В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется действие философского закона единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем таком периоде база для их уплаты может резко сократиться. Снижение налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, всех налоговых поступлений.
Налоги с населения являются одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирования уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; облегчения положения наименее защищенных категорий населения.


Целью данной курсовой работы является изучение порядка определения и уплаты налогов с физических, рассмотрение значения этих налогов для страны, отдельных регионов и муниципалитетов.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

- изучение основных теоретических положений по налогам физических лиц;

- рассмотрение порядка налогообложения физических лиц основными налогами;

- анализ возможности получения физическими лицами льгот по налогам.

В работе рассматривались учебные материалы, научные публикации, методические документы министерства финансов по расчетам и порядку уплаты отдельных видов налогов, практические примеры.

Глава 1. Система налогообложения физических лиц в РФ

1.1. История налогов и налогообложения физических лиц в России

Налоги в России люди платят испокон веков. Налоги (подати, десятины) представляют собой обязательные сборы, взимаемые сильным со слабых обычно под лозунгами защиты слабых. Защита может быть физическая и духовная (церковная десятина), которая добавилась при князе Владимире Красное Солнышко (крестителе Руси) к дани на содержание князя и его дружины [15 c. 54].

Финансовая система древней Руси стала складываться только к концу IX века после объединения древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была ДАНЬ – по сути дела прямой налог. Дань платили мехами или монетами с обитаемого жилища (с дыма).

Система налогообложения на Руси при татаро-монголах

Татаро-монголы сильно обогатили систему налогообложения на Руси целым набором инструментов, которые до сих пор успешно применяются для обеспечения сбора налогов:

- введение так называемой «переписи населения»;

- ввели понятие налоговых инспекторов;

- провели разграничение налогов на федеральные (которые пересылались в столицу Золотой Орды, город Сарай) и местные, которые оставались в распоряжении сборщиков налогов на местах;

- ввели понятие «коллективной ответственности», когда за одного провинившегося могли уничтожить всю деревню [15 c. 65].

После освобождения от татаро-монгол для основной массы населения практически ничего не изменилось. Все те же платежи, тот же порядок уплаты, только теперь они не пересылались в Орду, а оставались своим князьям.


В этот период существовали такие налоги:

- налог на строительство городских укреплений,

- налог на возведение построек, в том числе храмов и дворцов для знатных людей,

- налог на благоустройство городских площадей и улиц,

- налог на производство оружия - огнестрельного и холодного,

- налог на налог на жилую площадь,

- налог на приусадебные и дворовые постройки,

- налог на производимые продукты и изделия,

- налог на содержание князя и его резиденций,

- налог на содержание конюшен и много еще чего [15 c. 78].

Система налогообложения на Руси в период реформ Петра 1[18 c. 102]

За время правления Петра 1 вся налоговая система России была несколько раз пересмотрена и изменена:

- население в очередной раз переписали;

- налоги теперь обязали платить подушно – с каждой души мужского пола, начиная с грудных младенцев и заканчивая столетними стариками. А чтобы поток налогов шел независимо от наличия этой «души» на месте, на случай, если сама «душа» платить не сможет, круговой обязанностью обязали делать это всю семью, в которой эта «душа» проживала.

Для пополнения государственной казны изобретались все новые способы, вводились новые налоги вплоть до налога на бороды и усы, были введены такие сборы как подушная подать, гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, кораблей, арбузов, орехов, с церковных верований.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить равномерность налоговых тягот, которые были ослаблены для малоимущих людей. [18 c. 108]

Система налогообложения в России после переворота 1917 года [23 c. 37]

В 1921 году все налоги были отменены. Как таковая налоговая система в классическом ее виде не существовала.

Однако после периода НЭПа в последующие несколько десятков лет сбор налогов стабильно увеличивался, причем всегда за счет людей:

- налог платился крестьянами с каждой имеющейся у них курицы, коровы, с каждого дерева во дворе;

- подоходные налоги рабочих, государственных служащих и колхозников;

- единый сельскохозяйственный налог;

- налог на бездетность и некоторые другие. [23 c. 44]

Система налогообложения в России после переворота 1991 года

Существовавшая в СССР налоговая система в очередной раз была полностью сломана. За последующие годы налоговая система в России менялась чаще, чем во времена правления Петра 1. [5 c. 82]

Начало налоговой системы современной РФ относится к 1991 году:

налоги в это время собираются в основном с организаций и предпринимателей, которым официально разрешили появиться на свет;


людей пока пересчитать и учесть было невозможно.

В 1998 году был принят Налоговый кодекс РФ, однако первые 2 года Налоговый кодекс практически не работал: статей, регламентирующих налоги с физических лиц, в нем не было вообще; единственный уплачиваемый населением налог – подоходный, взимался по нарастающей, т.н. «прогрессивной» ставке. [5 c. 89]

Но к 2004 году система налогообложения физических лиц в России уже более менее сложилась. В данном материале мы рассмотрим только основные налоги, с которыми сталкивается большинство населения России. Различного рода сборов, акцизов, государственных пошлин касаться не будем.

Терминология системы налогообложения: [3 c. 12]

- налогоплательщики – с кого берутся налоги;

- налоговые органы (налоговая инспекция)– кем берутся налоги и

- налоговые агенты - помощью кого берутся налоги.

С точки зрения налогового права налогоплательщики могут быть:

- налоговыми резидентами или

- нерезидентами. [3 c. 14]

Налоговые резиденты РФ: физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в году. Нерезидентами являются все остальные физические лица.

1.2. Порядок налогообложения физических лиц в РФ

Налогообложение физических лиц регламентируется Налоговым кодексов РФ в части федеральных налогов и региональными законами в части региональных и муниципальных налогов.

Основой российского законодательства, регламентирующего налогообложение физических и юридических лиц в РФ, является Налоговый кодекс РФ. [2]

В части физических лиц, а в данном материале мы будем говорить только о налогообложении физических лиц.

Налоговый кодекс РФ устанавливает:

- виды налогов, которые должны уплачивать физические лица в Российской Федерации;

- основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

-порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных 

лиц. [2]

Налоговый кодекс РФ стоит из двух частей:

- первая часть Налогового кодекса посвящена установлению общих принципов налогообложения, в том числе и физических лиц;

- вторая часть Налогового кодекса имеет 4 раздела, включающие 18 глав, разбитых на 374 статьи (некоторые из них на настоящий момент не действуют), регламентирующих отдельные виды налогов. [4 c. 18]


За время, прошедшее с момента принятия второй части Налогового кодекса РФ, в нее было внесено множество изменений. При этом главы и статьи второй части Налогового кодекса вступали в силу не сразу, а последовательно в течение 2001–2005 годов.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют и налоги с физических лиц.

Права и обязанности налогоплательщиков [18 c. 38]

Какими  правами обладают налогоплательщики:

- получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

- получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сбора;

использовать налоговые льготы;

- требовать соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков:

- уплачивать законно установленные налоги;

- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги.

В налоговой системе России существует 3 группы налогов с физических лиц, в зависимости от государственного органа, который взимает налог с физических лиц и использует средства этого налога: [2]

- федеральные налоги;

- региональные налоги и

- местные налоги и сборы.

Федеральные налоги с физических лиц

К федеральным налогам с физических лиц относится:

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или, как его еще называют, подоходный налог

Региональные налоги с физических лиц

К региональным налогам с физических лиц относится:

- транспортный налог с физических лиц.

Местные налоги с физических лиц

К местным налогам с физических лиц относятся:

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог. [2]

1.3. Обязанность уплачивать налоги физическими лицами в РФ

Согласно законодательству РФ все граждане (физические лица) должны осуществлять обязательные налоговые платежи в бюджет государства и в различные внебюджетные фонды в размерах и в сроки, установленные налоговым законодательством.