Файл: Документирование и инвентаризация (Роль инвентаризации товарно-материальных ценностей в экономической деятельности организации).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
Исправлять записи в кассовых и банковских документах не разрешается.
Все документы, которые поступили в бухгалтерию, тщательно проверяются. И только после бухгалтерской проверки документы могут служить основанием для записи на счетах. Неверно оформленные документы возвращают для исправления.
Каждый документ должен быть проверен с формальной стороны, по существу и арифметически.
С формальной стороны проверяется соблюдение формы, наличие и правильность заполнения реквизитов, в том числе и подписи распорядителей и исполнителей.
Проверка документов по существу состоит в выяснении необходимости, целесообразности и законности операции, указанной в документе, соответствия ее плановым заданиям, нормативам, сметам и т.п.
Арифметическую проверку документов производят путем таксировки (умножение количества на цену и проверка правильности сумм стоимости ценностей) и проверки подсчетов частных и общих итоговых показателей.
Бухгалтерская обработка документов включает их проверку, таксировку, проверку подсчетов, шифровку, группировку и корреспондирование по определенным признакам.
Схему документооборота в каждой организации, на предприятии составляет главный бухгалтер, которая является обязательной для всех работников. Установление порядка документооборота зависит от характера хозяйственных операций, структуры организации (предприятия) и способа обработки документов (машинного или ручного). Рациональная организация документооборота является важным условием правильной постановки бухгалтерского учета.
Итак, для ведения документооборота главное определить структуру предприятия и виды деятельности. Данные аспекты позволять руководству правильно установить порядок документооборота, что позволит своевременно составить план развития предприятия и распределить средства.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в которой проверяются и документально подтверждаются наличие, их оценка и состояние ,снятия остатков.
Инвентаризации подлежат:
-все имущество, принадлежащее организации, вне зависимости от его местонахождения;
-все виды финансовых обязательств организации (займы ,кредиторская задолженность, кредиты банков и резервы);
-остальные виды имущества, не принадлежащие организации, но отраженные в бухгалтерском учете (обычно это имущество отражается на за балансовых счетах, например 004, 001);
-имущество, которое не учтенное по каким-либо причинам.
Основные цели инвентаризации:
1) проверка полноты отражения обязательств в учете.
2) отражения фактического наличия имущества торганизации;
3) сопоставление наличия имущества фактического с данными бухгалтерского учета;
Различают внезапную и плановую, полную и частичную инвентаризации.
Плановые инвентаризации проводятся в организации (предприятии) в заранее установленные сроки.
Внезапные инвентаризации проводятся неожиданно для ответственного лица, чтобы установить наличие ценностей и выявить факты хищения, и недостачи (например, инвентаризацию кассы проводят внезапно).
Инвентаризация полная проводится включая все виды имущества и финансовые обязательства организации.
Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, а так же и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных фондов и резервов , реальность задолженности кредиторской и других пассивов.
Инвентаризация частичная охватывает несколько или один вид обязательств или имущества (например, только денежные средства, ценности).
Обязательное проведение инвентаризации:
1) при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, и т.д.;
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
3)при смене материально-ответственного лица (на день приема-передачи дел);
4)при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей и имущества;
5)в случае стихийных бедствий, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
6)при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
7) а так же в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
ГЛАВА 2. Роль инвентаризации товарно-материальных ценностей в экономической деятельности организации.
Очень важно понимать всю важность инвентаризации и контроля товарно-материальных ценностей и движения денежных средств. Результаты инвентаризации – это основная составляющая функционирования организации, так как тяжело представить себе слаженную работу предприятия, если оно не располагает сведениями о том, какими товарно-материальными ценностями обладает. Именно для этого инвентаризация и проводится, чтобы ежегодно предоставлять данные о фактическом наличии товарно-материальных ценностей, а также для сравнения их с данными бухгалтерского учета, чтобы впоследствии узнать, расходовались ли они, остались ли неизменными или же были обнаружены факты хищения.
Для составления планов на долгосрочную перспективу руководство опирается на результаты инвентаризации и данным бухгалтерского учета. При отсутствии этих данных организация работает вяло и не может своевременно спланировать или скоординировать работу предприятия для более эффективной производительности.
Кроме того, инвентаризация имеет и санитарные функции. Без сомнения, в каждой организации имеются испорченные или ненужные товарно-материальные ценности, про которые все забыли. Благодаря инвентаризации они могут быть выявлены, а в последствии списаны.
Инвентаризация просто необходима, когда выявляются факты хищения и порчи товарно-материальных ценностей. Посредством инвентаризации они фактически подтверждаются, на основании чего можно проводить расследование.
Инвентаризация – это еще и контроль за деятельностью материально-ответственного лица, таким образом инвентаризация несет еще и контрольную функцию. Если бы инвентаризация не проводилась, материально-ответственное лицо могло бы использовать в своих интересах товарно-материальные ценности, а в этом случае оно чувствует над собой контроль.
Таблица 1
Функции инвентаризации и их содержание
Наименование функции |
Содержание функции |
1. Информационная |
Дает необходимую информацию о наличии и движении ценностей в организации |
2. Санитарная |
Помогает списать ненужные или испорченные ценности |
3. Контрольно-ревизионная |
Выявляет недостачи, излишки, пересортицу ценностей, на основании чего выявляются виновники |
4. Административная |
Накладывает штраф или вычитает из заработной платы сумму недостач у материально ответственного лица |
5. Методико-корректирующая |
На основе выявленных ошибок в ходе проведения инвентаризации, разрабатываются методы их исправления и недопущения в будущем |
В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают:
- полную - инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.
- частичная охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т.д.
Объектами инвентаризации выступают:
- денежные средства,
- основные средства,
- нематериальные активы,
- финансовые вложения,
- производственные запасы,
- товары ,готовая продукция ,
- прочие запасы,
- прочие финансовые активы,
- кредиторская задолженности,
- кредиты банков, займы, резервы.
Каждая опись (акт) составляется не менее чем в двух экземплярах и оформляется документом унифицированной формы. Формы обязательны к применению организациями всех форм собственности. В таблице 1 можно увидеть наименования форм и их номера .
Таблица 2
Формы инвентаризационных описей (актов)
Номер формы |
Наименование формы |
ИНВ-1 |
Инвентаризационная опись основных средств |
ИНВ-1а |
Инвентаризационная опись нематериальных активов |
ИНВ-2 |
Инвентаризационный ярлык |
ИНВ-3 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
ИНВ-4 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
ИНВ-5 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
ИНВ-6 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути |
ИНВ-8 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов , изделий из них |
ИНВ-8а |
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях |
ИНВ-9 |
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них |
ИНВ-10 |
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств |
ИНВ-11 |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов |
ИНВ-15 |
Акт инвентаризации наличных денежных средств |
ИНВ-16 |
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности |
ИНВ-17 |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Приложение к форме № ИНВ-17 |
Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Таким образом, полная и точная проверка имущества и движения финансовых средств позволит руководству в полной мере воспользоваться всеми основными функциями инвентаризации и составить, при необходимости, план корректирующих мероприятий для правильной работы предприятия. Так же инвентаризация позволит вести контроль над уровнем профессионализма коллектива и своевременно провести работу по повышению уровня квалификации.
ГЛАВА 3. Проведение инвентаризации на предприятии
Любое предприятие, занимающееся розничной торговлей, имеет сеть магазинов, где представлен широкий ассортимент товаров. Поставщиками являются российские и зарубежные производители
Основным способом проверки финансового состояния торговли является инвентаризация. Основная цель – выявить недостачу или излишки товара и проверить работу сотрудников. При правильном ведении отчетов для работников нет никакой угрозы нахождения недостачи и производят расчет заработной платы.
При проведении инвентаризации не учитывается товар и всегда есть документальное подтверждение:
- по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или другими, их заменяющими документами;
- по отгруженным – копиями предъявленных покупателями документов (платежных поручений, векселей);
- по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка;
- по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации .
При определенных обстоятельствах инвентаризация проводиться обязательно и является внеплановой:
- При смене торговой бригады торгового зала и склада;
- При возникновении подозрений о нарушении порядка и хищении имущества, выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
Смена торговой бригады позволяет обезопасить работников и определить сумму финансовой ответственности для новых сотрудников.
Более подробно рассмотрим этапы проведения такой инвентаризации и для этого проверки подвергают товар в торговом зале, денежные средства в кассе и товар на складе. Материальная ответственность – коллективная.
Сотрудниками проводиться подготовительная работа:
- Товары рассортированы и разложены по наименованиям и сотам;
- В зале проводиться сверка ценников на всю продукцию;
- На складе так же проводиться сортировка товара.
На день инвентаризации магазин закрывается и так же подготавливается отчет о движении денежных средств (отчет касс), отчет о движении материальных ценностей и выведен остаток денежных средств на начало проведения инвентаризации (остаток на складе и в торговом зале).