Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями(Теоретические аспекты изучения жизнестойкости личности как психологического феномена).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данном определении представлены следующие основные признаки, которые характеризуют и жизнестойкость:

  • функциональность проявляется в функции связанной с сохранением и поддержанием жизни;
  • индивидуальная мера выраженности выступает особенностью личности, которую можно измерить;
  • связь с эффективностью деятельности выражается в зависимости удовлетворения жизненно важных потребностей от результатов деятельности.

Автор относит жизнестойкость к специфическому классу способностей, которые называет духовными, определяющими качественную специфику человеческого поведения: его добродетельность; следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм. В жизнестойкость водят основные признаки духовных особенностей, но следует отметить, что она нетождественна им. Таким образом, жизнестойкость является интеграцией природных и нравственных начал.

Не маловажное значение в разработку данного феномена вложил С. А. Рубинштейн. Несмотря на то, что термин «жизнестойкости» не использовался в его работах, тем не менее, автором была раскрыта сущность данного личностного феномена. Автор рассматривал процесс непрерывного восхождения человека, когда апогей достижений еще где‑то впереди и на пути к нему субъект многое испытывает, преодолевает и побеждает благодаря духу «борения» и победы. Таким образом, жизнеутверждающее начало, направленность на высшие ценности бытия характеризуют теорию развития человека С. Л. Рубинштейна[18].

В результате, отечественные исследователи отмечают, что жизнестойкость личности выступает:

– специфическим ресурсом, потенциалом в определенной ситуации;

– объединяющим психологическим личностным свойством, которое развивается на базе установок интенсивного взаимодействия с жизненными ситуациями;

– интегральной способностью к социально‑психологическому приспособлению на базе динамики смысловой саморегуляции.

Вместе с тем, отмечается динамичность данного индивидуального образования, а так же его взаимосвязь с природными свойствами человека и его навыками.

В рамках эмпирического исследования Бэнка и Кэннона, посвященного воздействию жизнестойкости на связь между стрессорами и психосоматической патологией, было продемонстрировано, что субъекты, которые обладают более выраженными качествами жизнестойкости, обладают тенденцией к наименьшему переживанию стрессовых ситуаций. Многочисленные данные указывают на то, что жизненные ситуации, препятствия тесно связаны с болезненными симптомами. Личностное качество жизнестойкости в эмпирических условиях определяется как необходимый буфер на пути перехода стресса в болезнь[19].


В экспериментальных исследованиях С. Мадди были описаны пять ведущих механизмов, на базе которых возникает буферное воздействие жизнестойкости на развитие заболеваний:

– оценка жизненных изменений как менее стрессовых;

– создание мотивации к трансформационному совладанию;

– усиление иммунной реакции;

– усиление ответственности по отношению к практикам здоровья;

– поиск активной общественной поддержки, которая способствует трансформационному совладанию[20].

Второе направление отражает взаимосвязь жизнестойкости с физиологическими процессами, поведенческими и социальными аспектами. Параметры оптимизма – пессимизма выступают критериями благоприятного физического состояния посредством поведенческих механизмов, вроде типичных стратегий совладания, путем влияния физиологических показателей на кардиоваскулярные реакции, иммунную систему, или через некоторую третью переменную вроде социальной поддержки. Авторами так же указывается, что эти показатели тесно связаны с самоэффективностью и выученной беспомощностью[21].

Являясь системой установок, жизнестойкость оказывает воздействие на ресурсы копинг поведения посредством повышения самоэффективности. Люди, с более высокими показателями жизнестойкости, обладают большим ощущением компетентности, более высокой когнитивной оценкой, более развитыми стратегиями совладания, в связи, с чем переживают меньше стрессов в повседневной жизни[22].

В исследованиях К. Аллера и Т. Смита были изучены реакции людей, которые обладают качествами жизнестойкости, в соответствии с определенной угрозой. Авторы полагали, что люди с такими характеристиками являются более стойкими в ситуации нарушений, обусловленных некоторым стрессором, так как они обладали высоким уровнем адаптивного когнитивного стиля, а так же сниженным уровнем физиологического возбуждения. В эмпирических исследованиях авторы доказали свое предположение о том, что респонденты с высокой выраженностью жизнестойкости предоставляли больше конструктивных самоотчетов и меньшей степени деструктивных, в отличии о тех, кто обладал более низким уровнем жизнестойкости в условиях повышенных показателей угрозы.

Таким образом, такие компоненты жизнестойкости, как включенность и контроль оказались прогностичными по отношению к психическому здоровью. Благодаря включенности повысились показатели умственного здоровья, соответственно значительно понижается оценка угрозы и применение сфокусированных на эмоциях стратегий совладания, при этом повышая роль вторичной переоценки событий. Выраженный показатель контроля оказал конструктивное воздействие на умственное здоровье, способствовал снижению оценки угрозы события, облегчил переоценку события и стимулировал к применению стратегий совладания, направленных на решение проблем и поиск соответствующей поддержки[23].


1.2 Понятие и сущность совладающего поведения личности

В течение жизни каждому человеку приходится сталкиваться с стрессовыми ситуациями, с которыми ему приходится совладать которые. По мнению Р.Лазаруса для преодоления человеку важно знать о средствах совладания с трудными жизненными ситуациями[24].

Под совладающим поведением в науке понимается комплекс сознательных, мыслительных, поведенческих, волевых и эмоциональных усилий, которые направлены на преодоление трудной жизненной ситуации, или на привыкание к ней.

Учение о совладающем поведении оформилось в рамках когнитивной психологии. Впервые термин «копинг» был употреблен Л. Мерфи в рамках исследования преодоления кризисных ситуаций у детей[25]. Данное понятие автор рассматривал с точки зрения активного усилия, которое проявляет человек для совладания с трудной ситуацией.

Активная разработка проблемы совладания со стрессовыми ситуациями осуществлялась в зарубежной психологии (Р.С. Лазарус, С. Фолкман, Н.С. Эндлер, Дж.Д.А. Паркер и др).

В рамках отечественной психологии изучение копинга, началось в середине 90-х гг. ХХ века. Понятие «coping» произошло от английского слова «to cope», которое дословно переводится как «преодолевать». В данном случае важно отметить, что в западной науке для обозначения двух различных типов совладающего поведения применяются разные термины: психологическая защита – это «defence», а конструктивная активность - «coping».

Копинг является важнейшим понятием в психологии стресса и адаптации, так как на базе копинга можно понять суть адаптивности или дезадаптивности человеческого поведения. Сам по себе стресс не оказывает влияния на продуктивность субъекта, конструктивно влияние оказывают способы при помощи которых этот стресс преодолевает. Главной задачей копинга выступает обеспечение и поддержание благополучия субъекта, его физического и психического здоровья.

В контексте современной отечественной психологии совладающее поведение интерпретируется с точки зрения индивидуального развития, благополучия, адаптации к трудным стрессовым жизненным ситуациям при помощи целенаправленных действий. Использование техник копинга предоставляет возможность человеку адаптироваться, и способствует конструктивному преобразованию стрессовой ситуации в рамках сохранения эмоционального равновесия, возвращения чувства уверенности в индивидуальных силах. В контексте поведения критерии совладания выражаются в осознанности, целенаправленности, контролируемости, своевременности, значимости результатов выбора определенного поведения для психологического благополучия личности[26].


В результате, совладающее поведение является видом социального поведения субъекта, позволяющий справиться со стрессовыми ситуациями посредством локальных осмысленных действий, т.е. человек или адаптируется к ситуации, или меняет ее.

Приемы и способы, при помощи которых осуществляется процесс совладания, называются копинг-стратегиями. Данные стратегии являются достаточно сознательными, их набор устойчив и индивидуален для каждого человека.

В рамках западной традиции выделяются три базовых подхода к совладанию: диспозиционный, ситуативный и интегративный.

В рамках диспозиционного подхода акцент направлен на личностные качества, способствующие наилучшему совладанию. Согласно воззрениям Т.Л. Крюкова к такому подходу относятся эго-аналитическая модель З. Фрейда, где стили копинг-поведения выделены, как устойчивые личностные образования, способствующие измерению личностных черт.

По мнению В.И. Голованевской для определения причин выбора определенных стратегий совладающей направленности следует обратиться к анализу категории Я-концепции. Данная категория базируется на положении о том, что стрессовые ситуации не являются типичными, а следовательно для их изменения необходимо задействовать арсенал внутреннего потенциала, использовать все способности и умения[27].

В рамках когнитивно-функционального подхода выделяется классификация E. Frydenberg. Автор предлагает группировку стратегий в копинговые стили: функциональные и дисфункциональные направления копинга. Функциональные стили являются прямыми попытками совладать со стресс-ситуацией, дисфункциональные стили направлены на применение избегающих копингов. Исследовательтак же группирует 18 стратегий в три категории:

  • обращение к другим,
  • стратегии избегания – непродуктивный копинг,
  • работа над проблемой - продуктивный копинг.

В данной концепции социальная активность рассматривается, отдельное направление, из-за сложности однозначного определения ее эффективности[28].

Операционно-регуляторный подход рассматривает копинг-стратегии как специфические конкретизационные процессы произвольного контроля над действием, то есть как планируемые поведенческие стратегии, направленные на поддержание или восстановление контроля в ситуациях.

Феномен совладания и копинг-стратегии рассматривается в контексте методических рекомендаций в отношении ситуации выхода из стрессовых ситуаций, которые относятся к различным сферам жизнедеятельности. Для эффективного выхода из стрессовой ситуации важно точно и конкретно формулировать цели, которых важно достичь при осуществлении копинг-стратегий.


Раньше среди исследователей бытовало мнение, что копинг-поведение может проявляться только экстремальных жизненных ситуациях. В настоящее время многие исследователи признают, что совладание является важной частью человеческого поведения в обыденных стрессовых обстоятельствах. Исследователями так же было выдвинуто предположение, что основа устойчивого стиля совладающего поведения закладывается в период младшего школьного возраста, в связи, с чем определяется вектор развития человека.

Среди условий, которые могут оказать помощь в выборе той или иной стратеги выделяют следующие:

  • стимулирование детей к самостоятельному разрешению трудной проблемы;
  • в зависимости от ситуации, поощрение или наказание проявлений самостоятельности,
  • способствование развитию воображения и когнитивных способностей;
  • демонстрации локальных моделей совладания.

В эмпирических условиях психологами и психотерапевтами (Perrez M., Matathia R., Reichets M., и др.) было доказано, что наиболее эффективными стратегиями совладания со стрессовыми ситуациями наблюдается у людей, которые опираются на правила адаптивного поведения.

A. Pinesи K. Etsion также отмечают, что активные копинг-усилия (конфронтация) обусловлены низким уровнем выгорания, а пассивные (избегание) – с высоким[29].

В эмпирических исследованиях проведенных на медицинских работниках Е.Р Исаевой. и И.Л. Гуреевой была зафиксирована взаимосвязь между эмоциональным истощением и такими копинг-стратегиями как принятие ответственности, бегство и конфронтация. Деперсонализация положительно коррелировала со стратегиями дистанцирование и бегство[30]. В результате, несмотря на выбор стратегий совладания – активных или пассивных сложно принимать в учет фактор индивидуальных возможностей человека.

Возникновение копинг-поведения обусловлено наличием кризисной ситуации. В каждой кризисной ситуации предполагается наличие объективной ситуации и конкретного отношения к нему субъекта, сила, реагирования которого зависит от степени значимости данной ситуации [31].

Главными характеристиками кризисной ситуации обозначаются психическая напряженность, важные переживания как специфическая внутренняя работа, направленная на преодоление жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, в том числе актуальная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.