Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями(Теоретические аспекты изучения жизнестойкости личности как психологического феномена).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Копинг-поведение является осознанной стратегией действия, ориентированной на устранение угроз и помех. Данная стратегия помогает человеку наиболее эффективнее адаптироваться к условиям ситуации, а так же оказывает помощь в преобразовании ситуации согласно внутренним намерениям, или способствует выдержке тех обстоятельств, изменить которые человек не может[32].

На современном этапе в контексте психологии совладающего поведения значительная роль отводится проблеме изучения личностных ресурсов, которые позволяют ей сознательно и целенаправленно совладать, действовать, прогнозировать жизненные ситуации и результаты собственных поступков.

По мнению Т.Л. Крюковой, в психологии совладающего поведения исследование личностных ресурсов, главным образом принадлежит зарубежным исследователям. В своей работе она иллюстрирует как автор теории сохранения ресурсов С.Е. Хобфол показывает, как люди постоянно ориентированны на сохранение, защиту и пополнение копинг-ресурсов. Рассмотрение копинг-ресурсов, осуществляется, главным образом, через поведенческую активность, ресурсы-состояния, личностные характеристики и энергетические показатели.

Являясь системой, ресурсы совладающего поведения обладают следующими характеристиками: осознанность, компенсируемость, гибкость, полезность, адекватность цели.

Переживание, которое возникает в сложных обстоятельствах обусловлено усиленным использованием ресурсов, которыми располагает человек. В экстремальных кризисных ситуациях происходит наиболее интенсивное применение разнообразных ресурсов. Отсутствие совладания, как правило обусловлено недостаточным количеством и качеством ресурсов. Рядом авторов было выделено 4 группы ресурсов: личностные, социальные, когнитивные, инструментальные. Другие авторы обращают внимание на локализацию источника:

  • индивидуальные, которые выражаются в организмических, когнитивных, и личностных ресурсах;
  • социальные, выраженные в ресурсах социальной сети и социально-экономического положения.

Многие классификации, как правило, базируются на двух положениях психологического совладания, которые были предложены Р.С. Лазарусом и С. Фолкманом, которые заключались в решении проблемы и трансформации индивидуального состояния и установок в отношении ситуации.

Безусловно, в межличностном, профессиональном и другом спектре взаимодействия субъект, попадает в ложную ситуацию и использует различные аспекты совладания с этими ситуациями. Стратегия совладания рассматривается, как осознаваемые усилия, связанные с локальными действиями для регуляции человеком эмоционального и интеллектуального напряжения для оптимальной психологической адаптации к внешним ситуациям. В этом процессе специфика стрессовой ситуации и личностные особенности обуславливают выбор копинг-стратеги, которая ожжет быть как адаптирующая, конструктивная, так и дезадаптирующей и разрушительной для человека и его окружения. Часто используемые стратегии интегрируются в стили совладающего поведения, которые впоследствии становятся более устойчивыми, обобщенными личностными образованиями.


Как отмечает Т.Л. Крюкова исследователи сходятся на выделении трех главных стилей:

1) Проблемно-ориентированный стиль, базируется на рациональном анализе проблемной ситуации и связан с организацией и выполнением плана разрешения сложной ситуации. Его проявление базируется на таких формах поведения, как самостоятельный анализ произошедшего, обращение за помощью к другим, осуществление поиска дополнительной информации;

2) Эмоционально-ориентированный стиль, выступает как следствие эмоционального реагирования на ситуацию и выражается в форме погружения в субъективные переживания, самообвинение, вовлечение других в собственные переживания;

3) Избегание как стиль совладания выражается в контексте ухода от проблемной ситуации. Человек, как правило, старается не думать о проблеме, проявляет избегание в сон, алкоголь, осуществляет компенсацию посредством еды, прячется за спинами более компетентных людей, которые могут оказать социальную поддержку. Часто данное поведение обусловлено наивной, инфантильной оценкой происходящих событий. Тем не менее, часто избегание является выражением антиципации угрозы и осторожное поведение.

Л.И. Анциферовой была предложена следующая классификация стратегий совладания:

1. Преобразующие стратегии совладания,

2. Приемы приспособления,

3. Дополнительные приемы самосохранения,

Ш. Тейлором были выделены «дополнительные» личностные ресурсы, к которым относится высокое самоуважение, легкость характера, коммуникабельность, развитые социальные навыки и религиозность. Экстернальные ресурсы выражаются в материальных возможностях, которые связаны с наличием времени, денег, социальной поддержки, уровня образования, а так же в целом образа жизни. Некоторые из обозначенных факторов могу прекратить действие стрессора, другие, могут его уменьшить. Важно отметить, что копинг-ресурс не всегда оказывает усиливающую роль, порой он может пребывать в потенциальном состоянии.

Таким образом, совладание является активной изучаемой сферой знаний. Существенное внимание исследователей в современных условиях направлено не столько совладание в экстремальных обстоятельствах, сколько копинг-стратегиям выхода из ситуаций повседневных стрессов. При выборе копинг-стратегий важно обращать внимание на личностные качества человека, принимая в учет все особенности ситуации.

Выводы по главе 1

Феномен жизнестойкости выступает важным личностным образованием, который развивается в процессе жизни человека. В зарубежных исследованиях значительная роль отводится изучению жизнестойкости как общей меры психического здоровья субъекта. Сам феномен жизнестойкости в отечественных и в зарубежных исследованиях существенно расширяется, включая кроме базовых установок личности, особенности когнитивного (оценка), поведенческого (навыки взаимодействия) компонентов.


Часто в эмпирических условиях выделяется психологическая составляющая жизнестойкости, выраженная в отношении и поведении субъекта, что отражается в активном преодолении кризисных ситуаций, мобилизации сил, избегании крайностей, ориентации на сохранение и сбережении собственного здоровья, личностных ресурсов.

Стратегия совладания – это прием, алгоритм действия, который привычен и соответствует личностным и индивидуальным особенностям человека, в то время как жизнестойкость – личностная установка на преодоление, активизирующая свойства психики на решение задачи.

Глава 2. Эмпирическое исследование жизнестойкости и особенностей совладающего поведения

2.1 Организация и результаты исследования

Экспериментальное исследование проходило в медицинском учреждении г. Бельцы, Выборка испытуемых составила 10 человек.

В рамках эмпирического исследования жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями были использованы следующие методики:

1. Тест «Жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева);

2. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса;

Показатели компонентов жизнестойкости представлены в таблице 1. Тестовые показатели представлены в Приложении 1.

Таблица 1

Показатели жизнестойкости медицинских работников

Уровни

Шкалы

вовлеченность

контроль

принятие риска

жизнестойкость

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Высокий

1

10

1

10

1

10

2

20

Средний

5

50

6

60

4

40

4

40

Низкий

4

40

3

30

5

50

4

40


Из таблицы заметно, что у большинства респондентов наблюдаются средние и низкие показатели жизнестойкости.

Вовлеченность выражается в том, что происходящее может дать наилучший вариант и результат для человека.

Высокие и средние показатели по шкале указывают на то, что деятельность приносит человеку удовольствие, он желает быть в курсе всего происходящего вокруг него, ему нравится знакомиться с новыми людьми. У таких людей всегда есть занятия, они всегда в поиске чего-то нового и интересного.

При низких показателях по шкале наблюдается отсутствие интереса к выполнимой деятельности, фиксируется наличие усталости и чувства отвергнутости. Как правило, таким людям сложно завершить начатое дело до конца, деятельность часто выполняется с ощущением отсутствия пользы, появляются сложности в контексте сближения с другими людьми, постоянно возникает ощущение, что их недооценивают, порой даже в кругу друзей они могут себя ощущать лишними. В соответствии с такими обстоятельствами жизнь часто кажется скучной и бесцветной.

Контроль выражается в убежденности, что борьба предоставляет возможность оказать влияние на итог происходящих событий, даже если данное воздействие не является абсолютным и успех не гарантирован.

Высокие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек предпочитает задавать себе вектор на труднодостижимые цели и добиваться их, всегда с уверенностью воплощает задуманное, даже в случаях поражения не унывает, наоборот заряжается и двигается к своим целям. Располагает четкой убежденностью в том, что только он оказывает воздействие на результат того, что происходит вокруг него, и только он осуществляет контроль над ситуациями в той степени, насколько это необходимо. Сильно развитый компонент контроля создает ощущение самостоятельного выбора собственной деятельности и своего пути.

При низких показателях контроля человек переживает собственную беспомощность в решении важных вопросов, может чрезмерно утомляться при столкновении с непредвиденными трудностями, а появляющиеся проблемы часто кажутся неразрешимыми. Если при решении проблемы следует затратить существенное количество энергии и сил, то, как правило, она может отложиться на неопределенное время. Люди с низким контролем со страхом думают о своем будущем, полагая, что на все воля внешних обстоятельств, и они в этой ситуации не способны ни на что влиять, в связи, с чем многие планы очень переменчивы, могу меняться от обстоятельств, а сам человек выбирают стратегию «плыть по течению».


Высокие показатели по шкале «Принятие риска» указывают на убежденность человека в том, что все происходящее с ним способствует его развитию за счет знаний, которые он получает из опыта, притом, что опыт может нести как позитивную, так и негативную окраску. Человек, рассматривающий жизнь как средство приобретения опыта, проявляет готовность к действию на свой страх и риск даже в отсутствие надежных гарантий успеха, при этом присутствует четкая убежденность, что стремление к простому комфорту и безопасности существенно обедняют жизнь личности. Основой принятия риска выступает идея развития посредством активного усвоения знаний из опыта и последующее их применение.

Низкие показатели указывают на то, что человек довольно часто выражает сожаление о прошлых событиях, и полагает, что если бы ему не пришлось пережить столько разочарований и невзгод, то он обязательно жил бы счастливее. Такого человека раздражают события, при которых ему необходимо менять распорядок своего дня, наиболее часто выбираемая стратегия «довольствоваться тем, что есть».

На рисунке 1 представлены сравнительные показатели по шкалам жизнестойкости медицинских работников.

Рисунок 1. Показатели компонентов жизнестойкости медицинских работников

Таким образом, на рисунке 1 заметно, что по всем шкалам жизнестойкости преимущественно наблюдаются выраженные средние и низкие показатели.

На рисунке 2 проиллюстрированы общие показатели жизнестойкости медицинских работников.

Рисунок 2. Общий показатель жизнестойкости

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Таким образом, важно отметить, что активное развитие компонентов жизнестойкости осуществляется в детстве, не смотря на это, многие из них поддаются коррекции и в более поздние периоды жизни человека. Их развитие, главным образом, обусловлено отношениями человека с внешней средой. Как правило, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны окружающих людей. К примеру, для развития компонента контроля необходима поддержка инициативы человека, его стремления справляться с задачами, которые со временем усложняются. Для развития принятия риска необходимо создать многообразие впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.