Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями(Теоретические аспекты изучения жизнестойкости личности как психологического феномена).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Глубокое осознание самого понятия стрессовой ситуации, нахождение путей решения любых сложностей, способов преодоления обстоятельств.

2. Углубление трех компонентов жизнестойкости – вовлеченности, контроля, принятия риска.

Жизнестойкость можно совершенствовать посредством следующих техник:

1. Реконструкция ситуаций. В данной технике ведущую роль выполняет воображение. Человеку предлагаются стрессовые ситуации, которые необходимо решить. Благодаря реконструкции предоставляется возможность понимание того, какие именно совершаются ошибки при решении конфликтной ситуации, как необходимо поступать в определенной ситуации, и какие обстоятельства интерпретируются как стрессовые. При воссоздании стрессовых обстоятельств человек может самостоятельно найти пути решения, увидеть их последствия, как худший, так и лучший вариант развития событий.

2. Фокусировка. Данная техника применяется в тех случаях, когда отсутствует возможность прямой трансформации стрессовых обстоятельств. Довольно часто скрытые и трудно осознаваемые эмоциональные реакции оказывают воздействие на принятие правильного решения. Посредством фокусировки можно их найти и выявить. Посредством фокусировки можно переформулировать стрессовые ситуации, а высвободившиеся возможности можно использовать для своей пользы.

3. Компенсаторное самосовершенствование, выражается в акцентировании внимания на другой ситуации. Данная техника применяется в том случае, если не получается трансформировать стрессовые обстоятельства. Должна быть тесная связь между первой и второй ситуацией. Посредством разрешения второй стрессовой ситуации появляется стимул для обращения внимание на перспективы конструктивного изменения.

Так же для поддержания жизнестойкости и здорового образа жизни можно принять следующий алгоритм мероприятий:

  • расслабляющие практики, в данном случае можно использовать работу с дыханием и мышцами, способы согревания рук, применять методы биологической обратной связи;
  • правильное питание;
  • практика совладания, которая заключается в исследование эмоциональных качеств и обучении навыкам решения проблем;
  • развитие коммуникативных навыков и навыков социальной поддержки;
  • освоение физических упражнений, оказывающие конструктивное воздействие на эффективность деятельности;
  • избавление от вредных привычек (курение, переедание);
  • контроль результатов на протяжении года с целью предупреждения рецидивов.

Следует отметить, что хорошая жизнестойкость в психологии зависит от хорошей регуляции деятельности. Жизнестойкие убеждения следует отнести к личностному потенциалу человека. Такие убеждения могут принести существенную пользу в контексте планирования, т.е. в случае адаптации к непонятной или новой ситуации, либо в возникающей сложной ситуации, когда, к примеру, следует мгновенно разрешить кризисную ситуацию без угрозы успеху деятельности.

Для профилактики и развития конструктивных стратегий совладания с профессиональными трудностями медицинского персонала можно использовать следующие мероприятия:

- создать условия для профессионального и квалифицированного рота персонала,

- организовывать слаженную и гибкую работу подразделений медицинского учреждения,

- оказывать помощь молодым специалистам в рамках профессиональной адаптации,

- улучшить систему материального и нематериального поощрения работников для стимулирования их трудовой активности,

- проводить диагностику и профилактику симптомов эмоционального выгорания сотрудников отделений,

- проводить анализ и разбор всего коллектива случаев некорректных межличностных отношений и ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей,

- осуществлять наставничество над молодыми специалистами,

- проводит диагностику социально-психологического климата в коллективах и осуществлять мероприятия по его улучшению,

Таким образом, такие механизмы жизнестойкости, как работа с оценкой ситуации, выбор копинг-стратегий, то есть стратегий совладания и практики жизнестойкости оказывают существенное воздействие на саморегуляцию. Помимо этого, повышение уровня жизнестойкости предоставляет возможность благоприятнее переносить стрессовые ситуации, т.к. оно напрямую связано со здоровым образом жизни. Как правило, многие люди психологически готовы к негативным ситуациям, поэтому он не всегда влекут за собой болезни.

На разных этапах деятельности механизмы жизнестойкости могут различаться. В контексте планирования человек лучше может воспринимать новую ситуацию, быстрее разобраться в ней, в связи, с чем высвобождаются значительные ресурсы, которые позволяют проще и глубже оценить ситуацию. В контексте конкретизации цели открывается дополнительный стимул к действию. В результате жизнестойкость является уникальной возможностью определения смысла в деятельности, а так же возможностью сохранения старого смысла или приобретения нового.


Выводы по главе 2

Экспериментальное исследование проходило в медицинском учреждении г. Бельцы. Выборка испытуемых составила 10 человека.

На первом этапе исследования осуществлялась диагностика жизнестойкости медицинских работников. В результате диагностики у большинства респондентов были зафиксированы средние и низкие показатели жизнестойкости.

На втором этапе исследования определялись стратегии совладающего поведения специалистов. В результате: по шкале «Конфронтация» у большинства респондентов наблюдаются высокие и средние показатели; по шкале «Динстанцирование» у большинства респондентов наблюдаются средние и низкие показатели; по шкале «Самоконтроль» у большинства респондентов наблюдаются средние показатели; по шкале «Поиск социальной поддержки» у большинства респондентов наблюдаются средние и высокие показатели; по шкале «Принятие ответственности» у большинства респондентов наблюдаются средние показатели; по шкале «Бегство-избегание» у большинства респондентов наблюдаются средние и высокие показатели; по шкале «Планирование рения проблемы» у большинства респондентов наблюдаются средние показатели; по шкале «Положительная переоценка» у большинства респондентов наблюдаются средние и низкие показатели.

Таким образом, у большинства респондентов по всем шкалам преимущественно наблюдается средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии. При помощи корреляционного анализа была подтверждена связь между показателями жизнестойкости и стратегиями совладающего поведения.

Заключение

Феномен жизнестойкости выступает важным личностным образованием, который развивается в процессе жизни человека. В зарубежных исследованиях значительная роль отводится изучению жизнестойкости как общей меры психического здоровья субъекта. Сам феномен жизнестойкости в отечественных и в зарубежных исследованиях существенно расширяется, включая кроме базовых установок личности, особенности когнитивного (оценка), поведенческого (навыки взаимодействия) компонентов.

Стратегия совладания – это прием, алгоритм действия, который привычен и соответствует личностным и индивидуальным особенностям человека. В основе копинг-ресурсов находятся характеристики личности и социальной среды, способные повышать стрессоустойчивость субъекта. Личностные структуры оказывают существенную помощь в процессе решения угрожающих обстоятельств, способствуя облегчению адаптации человека.


В ходе эксперимента были получены следующие результаты.

По результатам диагностики уровня жизнестойкости медицинских работников было зафиксировано, что у респондентов преимущественно наблюдаются выраженные средние и низкие показатели.

В рамках определения ведущих стратегий совладающего поведения у большинства респондентов преимущественно наблюдается средний, адаптационный потенциал в пограничном состоянии.

Таким образом, было обнаружено, что испытуемые с повышенными показателями жизнестойкости обладают наиболее эффективными стратегиями совладания с профессиональными трудностями.

Полученные качественные и количественные результаты позволили подтвердить гипотезу исследования о том, уровень жизнестойкости медицинских работников оказывает воздействие на специфику совладающего поведения с профессиональными трудностями.

Список использованной литературы

  1. Зинченко В. П. Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопросы психологии, 2008. – С. 6.
  2. Абульханова‑Славская К. А. О субъекте психической деятельности. – М.: МПСИ, 2015. – 287 с.

Абульханова‑Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: МПСИ, 2015.‑235 с.

  1. Александрова А. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы науч. конф. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – С. 16–21.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Спб.: Питер, 2014. – 338 с.
  3. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Просвещение, 2013. – 109 с.
  4. Голованевская В.И. Характер Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. – 2003. - № 4. – С. 30- 36.
  5. Голованевская В.И. Характер Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. – 2003. - № 4. – С. 30- 36.
  6. Джидарьян И. А Философская концепция С. Л. Рубинштейна в контексте гуманистической и позитивной психологии / Психология человека в современном мире, – М.: РАН, 2013. – Т. 3. – С. 253.
  7. Зинченко В. П. Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопросы психологии, 2008. – С. 6.
  8. Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. – М.: 2012. – Т. 1.‑С. 55–56.
  9. Исаева Е.Р., Гуреева И. Л. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение медицинских работников // Ученые записки. - 2010. - № 6 (64). - С. 26- 30.
  10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – М.: Академия, 2014.

Куликов Л. В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2014. – С. 87–115.

  1. Леонтьев Д. А Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, вып. 2 / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. – М.: Смысл,  2016. – С. 85–105.

Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2013. – 63 с.

  1. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16–24.
  2. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб: Речь, 2015.
  3. Останина Н.В. Подходы к классификации копинг- поведения в научной литературе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 70-2. – С. 127
  4. Постылякова Ю. В. Ресурсный потенциал субъекта профессиональной деятельности // Психология человека в современном мире. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120‑летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. – Т. 4. – С. 240.
  5. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2013. – 607 с.
  6. Рубинштейн С. А. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Академия, 2014.
  7. Старченкова Е.С. Роль конструктивного совладающего поведения в развитии синдрома выгорания: коллект. монография / Под. ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой и др. – Курск, 2012. – С. 81- 98.

Чудновский В. Э . Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды / В. Э. Чудновский. – Воронеж: МОДЕК, 2015. – 768 с.

  1. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2012. – 160 с.
  2. Allred К. D., Smith Т. W. The Hardy Personality: Cognitive and physiological responses to evaluative threat // Journal of Personality 8s Social Psychology, 1989. – Feb. – Vol. 56. – N 2. – P. 257–266.
  3. Allred К. D., Smith Т. W. The Hardy Personality: Cognitive and physiological responses to evaluative threat // Journal of Personality 8s Social Psychology, 1989. – Feb. – Vol. 56. – N 2. – P. 257–266.
  4. Frydenberg E., & Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. – Fall 2000. – T.37. - № 3. – p. 727 – 745.

Khoshaba D., & Maddi S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journal. – Spring, 2012. – Vol. 51. – N 2. – P. 106–117

  1. Lazarus, R.S., Folkman, S., Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 2014.
  2. Maddi S. The effectiveness of hardiness training / S. Maddi, S. Kahn, K. Maddi // Practice and research, 1998. – № 2. – Vol. 50 – P. 78–86.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Тестовые показатели жизнестойкости

Вовлечённость

Контроль

Принятие риска

Б

У

Б

У

Б

У

1

16

В

15

В

14

В

2

12

С

10

С

12

С

3

7

Н

8

Н

5

Н

4

12

С

13

С

4

Н

5

3

Н

4

Н

7

Н

6

6

Н

13

С

11

С

7

10

Н

8

Н

6

Н

8

10

С

12

С

4

Н

9

13

С

10

С

10

С

10

12

С

11

С

12

С