Файл: Изучение налоговой системы РФ, и выявление путей ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налоговая система России с первых дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Целью данной работы является: изучение налоговой системы РФ, и выявление путей ее совершенствования.

В ходе написания курсовой работы поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику налоговой системы в РФ;

- изучить проблемы совершенствования налоговой системы РФ.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования являются развитие и современное состояние налогообложения в Российской Федерации.

Теоретической основой исследования послужили нормативно-законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: социологический, логический, системно-структурный, технико-юридический, метод сравнительного правоведения, метод правового моделирования.


Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов и списка использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика налоговой системы РФ

    1. Понятие и структура налоговой системы РФ

Любая национальная налоговая система, в том числе и налоговая система России - есть сложное социально-политическое и экономико-правовое явление, состоящее из множества взаимосвязанных подсистем, взаимообусловленных элементов, взаимозависимых институтов. Посредством ее перманентного и комплексного действия реализуется главное, сущностное предназначение налогов в обществе - государство получает в свое владение, пользование и распоряжении денежно-финансовые ресурсы, позволяющие ему решать публичные и общесоциальные задачи.[1]

Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подверглась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе реформы, начало которой было положено в 1999-2001 гг.[2]

Термин «система» в переводе с греческого (systema) означает «целое, составленное из частей», т.е. целостный комплекс взаи­мосвязанных элементов.

В настоящее время по­нятие «налоговая система Российской Федерации» не имеет ле­гального определения, что следует отнести к недостаткам дей­ствующего налогового законодательства.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.[3]

Обобщая имеющиеся точки зрения ученых по рассматриваемой категории, можно сделать вывод о существовании в науке двух позиций:


- налоговая система - это совокупность всех платежей, имеющих обязательный характер, т.е. совокупность налогов и сборов;

- налоговая система включает в себя, кроме налогов и сборов, другие элементы.[4]

Правовую подсистему понятия "налоговая система" образуют закрепленные правовыми средствами следующие положения:

1) порядок установления и ввода в действие налогов и налогооблагающий состав;

2) юридическая конструкция налога, закрытый перечень платежей, признаваемых налогами, и порядок исполнения обязанности по уплате налога (общий и специальные);

3) положения, отражающие и закрепляющие специфику правового регулирования в сфере налогов: нормативно закрепленные принципы налогообложения (в объеме, необходимом для разрешения конфликтных ситуаций и устранения пробелов для оценки фактических обстоятельств при разрешении конкретных споров), системы нормативно-правового регулирования (включая систему источников, специальные сроки и др.) и некоторые особенности налоговой системы (например, порядок привлечения к налоговой ответственности, организация системы налоговых органов);

4) правовое положение налогообязанных лиц;

5) формы и методы налогового контроля и порядок контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (включая правовое положение налоговых администраторов), правомочия правоохранительных государственных органов по обеспечению налоговой безопасности;

6) меры ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.[5]

Система налогового права, впрочем, как и любого другого, - это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

К Общей части налогового права относятся:

- нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;

- принципы формирования налогового законодательства;

- правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;

- основные черты правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть содержит:

- нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;

- круг плательщиков по каждому налогу;

- объекты налогообложения;

- налоговую базу;

- порядок исчисления и уплаты.

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов[6].


Понятия «система налогов и сборов Российской Федерации» и «налоговая система Российской Федерации» не следует путать - последнее гораздо шире по своему объему.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс.

Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ)[7].

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

- виды налогов и сборов;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

- права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

- порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц[8].

Предпосылкой для формирования и развития именно российского налогового права, как и правовой основой для создания и функционирования российской налоговой системы в целом является ч. 1 ст. 57 Конституции РФ[9], в соответствии с которой каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

К элементам налоговой системы Российской Федерации отно­сят не только налоги и сборы, но и принципы ее организации. Также она включает в себя и участников налоговых правоотноше­ний. Таким образом, налоговая система Российской Федерации представляется совокупностью:

- системы налогов и сборов Российской Федерации;

- системы налоговых правоотношений;

- системы участников налоговых правоотношений;

- нормативно-правовой базы сферы налогообложения[10].

1.2. Понятие и сущность налогов и сборов в РФ

Система налогов и сборов Российской Федерации представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаи­мосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых пред­усмотрено российским налоговым законодательством[11].


Современное нормативное определение налога дано в п. 1 ст. 8 НК РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[12]

Абзац 3 п. 5 ст. 3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.[13]

По результатам анализа определения налога в этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся: императивно-обязательный характер, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, денежная форма, отчуждение имущества, ограничение права собственности, публичный и нецелевой характер налогов, периодичность, систематичность, взимание в целях финансового обеспечения деятельности государства (социальная обусловленность), установление меры государственного принуждения (санкции за неуплату), законность. [14]

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, закрепленной в ст. 57 Конституции РФ.[15] Налог устанавливается государством в одностороннем порядке.

Индивидуальная безвозмездность. Уплата налога не влечет для государства встречной обязанности совершить в интересах налогоплательщика определенные действия, оказать услугу, компенсацию. Налоговые отношения имеют властный характер, не являются эквивалентными (возмездными) отношениями, лишены равноправия положения сторон.

Безвозвратность. Предполагает отсутствие у налогоплательщика права требования назад ранее законно уплаченных и (или) взысканных сумм налогов (исключения: налоговые вычеты по НДС, акцизам, НДФЛ; госпошлина, таможенная пошлина).

Денежная форма (характер). НК РФ определяет налог исключительно как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме в валюте РФ.

Отчуждение имущества, ограничение права собственности. Налог подлежит уплате за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, т.е. налоговый платеж носит личный характер, заключается в законном отчуждении части права собственности в пользу государства (в виде денежных средств).