Файл: «Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном российском праве приоритет прав личности не подвергается сомнению. Однако они не защищены от преступных посягательств.

Сегодня защита личности, общества и государства от преступных посягательств затруднительна либо вообще невозможна без активного использования в досудебном производстве результатов оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД). Несмотря на то, что у оперативных подразделений порой имеется информация, позволяющая раскрыть преступление, ее использование в уголовно-процессуальной деятельности по-прежнему вызывает проблемы на практике.

С одной стороны, эти проблемы связаны с несовершенством законодательства, регулирующего реализацию результатов ОРД в уголовном процессе.

С другой стороны, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) ставят во главу угла защиту личности от преступлений, а также от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, что само по себе делает недопустимым наличие неточностей и пробелов в регламентации реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.

Особое значение названные проблемы приобретают в досудебном производстве, поскольку именно на этом процессуальном этапе возможно эффективное взаимодействие сотрудников оперативного аппарата со следственными подразделениями, здесь становится легитимным процесс перехода оперативных данных в разряд процессуальных и закладывается основа будущего уголовного правосудия.

До настоящего времени разрушить стереотип недоверия как к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, так и к результатам их деятельности не удается. Обусловлено это тем, что законодательное регулирование реализации результатов ОРД в уголовном судопроизводстве оставляет желать лучшего. Вместе с тем ОРД исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Исходя из вышесказанного, тема работы представляется весьма актуальной.

Целью исследования является – выяснение определения правовой основы ОРД и ее структуры.

Постановка указанной цели определяет необходимость решения следующих задач исследования:

- усвоить понятие органов, осуществляющих ОРД;


- изучить правовые основы организации деятельности органов, осуществляющих ОРД;

- рассмотреть систему органов, осуществляющих ОРД;

- проанализировать полномочия органов, осуществляющих ОРД.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по вопросам правовой основы ОРД.

Предметом изучения являются нормы уголовного законодательства, а также других законодательных актов, затрагивающие проблемы определения и структуры ОРД.

Информационную базу работы составили нормы российского уголовного законодательства, федеральные законы, правоприменительные акты судов РФ, относящиеся к правовой основе ОРД.

Главным источником по нашей работе явился федеральный закон об ОРД, который вышел в свет в 1995 г. [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995]. Причем действие данного закона с поправками действует до сих пор.

Также важным подспорьем явились и иные федеральные законы Российской Федерации о тех органах, которые могут осуществлять ОРД: органы внешней разведки, полиция, ФСБ и др. [Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 №5-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Российская газета. – №9. – 17.01.1996; Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3 – ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 14.02.2011. – №7. – Ст. 900; Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 №40-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Российская газета. – №72. – 12.04.1995].

Среди литературных источников отметим работы, прежде всего, тех авторов, который непосредственно ставили задачу проанализировать ОРД.

Так, стоит назвать работы В.Ю. Алферова с соавторами [Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Под общ. ред. В.В. Степанова. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.], К.К. Горяинова с соавторами [Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности / К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К. Синилов. – М.: ИНФРА-М., 2014. – 712 с.], Е.С. Дубоносова [Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность / Е.С. Дубоносов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 477 с.] и др.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Глава 1. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности

1.1. История развития оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная, агентурная или разведывательная деятельность не является новеллой современной эпохи, данная деятельность имеет свои корни в истории и развивалась на историческом пути. Жизнедеятельность рода, племени и государства, а также реализация их интересов предполагали постоянную разведку своего окружения с целью предотвращения и защиты от враждебных элементов.

К примеру, К.К. Горянов утверждает, что на одной из обожженных дощечек с древними письменами, найденной на территории Сирии и датированной XIII в. до н. э., имелось следующее содержание: «правитель одного города – государства жалуется правителю другого, что он отпустил его соглядатаев согласно уговору, но выкупа за них до сих пор не получил» [Теория оперативно-розыскной деятельности. Под ред. К.К. Горяинова и др. – М.: ИНФРА-М, 2009. С.22].

Семантика слова соглядатай раскрывается как тот, кто тайно наблюдает, следит за кем-либо, чем-либо [Илларионов В.П. Синедрион и кесарь против Иисуса Христа / В.П. Илларионов. – М.: Аcademia, 2003. С.163].

Как отмечает В.П. Илларионов, инстинкт самозащиты рода, племени, государственной общности выделил тех, кого в Библии называют «соглядатаями», относя к ним лиц, исполняющих тайное, скрытое выведывание, высматривание и розыск [Илларионов В.П. Синедрион и кесарь против Иисуса Христа / В.П. Илларионов. – М.: Аcademia, 2003. С.164].

Процесс правового регулирования имеет прямую связь со становлением и развитием государственности в нашей стране. Предполагается выделить основные этапы развития правового регулирования и осветить наиболее значимые события в рамках этих временных эпох с целью освещения вопроса развития. Так, основными этапами будут являться: Древняя Русь, период Российской империи, эпоха реформ, послевоенный (включая советский) период и настоящее время.

- Древняя Русь и период Российской империи;

Стоит подчеркнуть, что первоначально установление лица, совершившего преступление, и поиск похищенного имущества было обязанностью и заботой самого потерпевшего. Данное положение вещей основывалось на частном характере разбирательства конфликтов.

Однако с принятием Русской Правды (XI — XII вв.) некоторые функции и обязанности были возложены на государственный аппарат. Примером может послужить должность «вирника» - представителя княжеской администрации, осуществляющего розыск лица, совершившего преступление и доказательств его вины, а также судили и исполняли наказание [Отечественное законодательство XI – XX веков: XI – XIX века. Ч.1. Под ред.: Чистяков О.И. – М.: Юристъ, 1999. С.22].


В данном историческом памятнике содержались положения о некоторых сыскных методах того периода: «закличи», «свод» и «гонение следа» [Отечественное законодательство XI – XX веков: XI – XIX века. Ч.1. Под ред.: Чистяков О.И. – М.: Юристъ, 1999. С.22].

В качестве официальной деятельности сыск был закреплен в Псковской Судной грамоте 1467 года [Псковская Судная грамота. Текст. Комментарий. Исследование / Алексеев Ю.Г. – М.: Северный паломник, 2012. С.40]. Данная деятельность получила последовательное развитие в Судебниках 1497 и 1550 годов [Шматов М.А., Шматов В.М. Сыскная деятельность – источник становления и развития теории оперативно ˗ разыскной деятельности / М.А. Шматов, В.М. Шматов // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2016. – №4 (39). – С.130], а также в Соборном уложении 1649 года [Шматов М.А., Шматов В.М. Сыскная деятельность – источник становления и развития теории оперативно ˗ разыскной деятельности / М.А. Шматов, В.М. Шматов // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2016. – №4 (39). – С.131].

Согласно Соборному уложению процесс сыска начинался с «извета» (заявления пострадавшего), однако были возможны ситуации анонимных сообщений «подметные письма». Лица, осуществляющие сыскную деятельность в данном нормативно-правовом акте именуются «сыщиками» или «обыщиками» [Шматов М.А., Шматов В.М. Сыскная деятельность – источник становления и развития теории оперативно ˗ разыскной деятельности / М.А. Шматов, В.М. Шматов // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2016. – №4 (39). – С.132].

При правлении Екатерины II были введены нормативные акты: «Учреждение для управления губерний» и «Устав Благочиния». Данные акты не вносили изменения в процесс сыскной работы (производством по уголовным делам осуществляла сыскная полиция, которая была учреждена в начале XVIII века), однако ими формально отделялись судебная власть от управления [Горюнов В.Е., Сироткина А.М., Исмагилова Р.Р. Сущность и соотношение понятий «сыск» и «оперативно-розыскная деятельность» в историко-правовых и отраслевых исследованиях / В.Е. Горюнов, А.М. Сироткина, Р.Р. Исмагилова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2018. –Т.3. – №2. – С.93].

- эпоха реформ (XIX – ХХ вв.);

1802 год ознаменовался реформами государственного управления, в аспекте сыскной деятельности важным моментом является создание Министерства внутренних дел (объединение полиции и сыскной работы). А в 1826 году было учреждено одно из отделений собственной канцелярии императора, осуществлявшего политический сыск и следствие [Рассказов В.Л., Рассказов Л.П., Сирица И.В. Уголовный сыск Российской империи / В.Л. Рассказов, Л.П. Рассказов, И.В. Сирица. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2018. С.146].


Переход России от феодальной формации к буржуазной ознаменовался существенной судебной реформой, повлекшей за собой и изменение правового статуса, форм и методов сыскной работы. Началом реформы можно считать утверждение Александром II 8 июня 1860 года проектов: «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям», «Наказ полиции о производстве первоначальных исследований», согласно которым для производства расследования обо всех преступлениях и проступках были назначены особые чиновники – судебные следователи, подведомственные Министерству юстиции и судебным местам; расследование было изъято из компетенции полиции, которой предписывалось лишь производство первоначальных изысканий для определения того, что в происшествии есть состав преступления или проступка. Принимается серия иных нормативных актов, регулирующих работу полиции, в том числе и ее сыскную деятельность [Файзуллина А.С., Ахметова А.Т. Судебная реформа Александра II / А.С. Файзуллина, А.Т. Ахметова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №5 – 4 (49). – С.90].

Среди них можно отметить: Временные правила об устройстве полиции в городе и уездах губерний (1862 г.), Инструкция полицейским урядникам (1878 г.), Положение о негласном полицейском надзоре (1882 г), Об устройстве полиции в Империи (1883 г.) и др. [Хлусов Т.М. Полиция (милиция) в системе органов внутренних дел: ретроспективный аспект управленческого и структурно-функционального анализа / Т.М. Хлусов // Юридическая наука: история и современность. – 2015. – №7. – С.33].

- послереволюционный и советский периоды (1917 – 1991 гг.);

Важным событием данного периода является упразднение института судебных следователей, который был закреплен в декрете Совета народных комиссаров от 24 ноября 1924 года [Хлусов Т.М. Полиция (милиция) в системе органов внутренних дел: ретроспективный аспект управленческого и структурно-функционального анализа / Т.М. Хлусов // Юридическая наука: история и современность. – 2015. – №7. – С.34].

Функции данного института передавались рабоче-крестьянской милиции, учрежденной декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1920 г. Позднее производство предварительного расследования и сыскной деятельности было поручено НКВД положением «О следственно-розыскной милиции» август 1920 года [Петров А.В. Система советской милиции: проблема развития в 1919 – 1921 гг. (региональный аспект) // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №3 (53). – С.135]. Для данного периода времени характерно отождествление розыскных и следственных функции в компетенции одного органа. Однако ситуация изменилась с принятием 25 мая 1922 года Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Новеллы включали в себя изменения, заключающиеся в организационной и процессуальной независимости следователя и органов дознания [Петров А.В. Система советской милиции: проблема развития в 1919 – 1921 гг. (региональный аспект) // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №3 (53). – С.136]. Аналогичную концепцию восприняла и новая редакция УПК РСФСР 1923 года.