Файл: Понятие и виды ценных бумаг в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В России происходит развитие системы гражданско-юридического регулирования ценных бумаг. Правда длительное отсутствие собственного положительного опыта и неоднократные заимствования при создании законодательства опыта стран с развитым фондовым рынком послужило предпосылкой несовершенства юридической базы регулирования ценных бумаг.

Особые критические замечания вызвали нормы, содержащиеся в специальных законах и иных источниках, регулирующих рынок ценных бумаг, а также отдельные виды ценных бумаг, явно не согласованные с общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Дополнения и изменения в специальные законы не только не решили проблемы устранения противоречий и ликвидации данных правовых пробелов, однако, напротив, довели ситуацию до очевидных коллизий между Законом о рынке ценных бумаг и ГК РФ. В такой непростой прямо скажем ситуации дискуссии о ценных бумагах стали принимать все более научно-практическое значение, отражая очевидные проблемы, которые выявлялись по ходу правоприменительной практики.

Исследование ценных бумаг как объектов цивильно-правового оборота, а также уточнение особенностей ценных бумаг в контексте результативности применения различных правовых средств имеет практическое значение для моделирования эффективной современной системы правового регулирования оборота ценных бумаг.

Вышеуказанные обстоятельства определили актуальность выбранной темы исследования.

Целью исследования является комплексный анализ дефиниции ценных бумаг и ее видов в современном отечественном цивильном праве.

Постановка указанной цели определяет необходимость решения следующих задач исследования:

- показать эволюцию современного отечественного законодательства о ценных бумагах;

- определить понятие ценных бумаг;

- уточнить классификацию видов и признаки ценных бумаг;

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу регулирования вопросов, связанных с ценными бумагами.

Предметом изучения являются нормы цивильного законодательства, а также других законодательных актов, затрагивающие проблемы правового статуса ценных бумаг.

Информационную базу работы составили нормы российского цивильного законодательства, федеральные законы, правоприменительные акты судов РФ, относящиеся к вопросам правового статуса ценных бумаг.


Наиглавнейшими источниками по нашему исследованию явились, безусловно, федеральный закон о ценных бумагах [Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О рынке ценных бумаг» // Справочно-правовая система (далее – СПС) «Консультант-плюс»] и Гражданский кодекс Российской Федерации в части первой [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 18.11.2001 №146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СПС «Консультант-плюс»].

В работах М.В. Клепоносова [Клепоносова М.В. Становление и развитие инвестиционного законодательства в России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - № 24. - С. 93] весьма понятным языком показана история развития, в том числе института ценных бумаг в России.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Эволюция современного российского законодательства о ценных бумагах

Наибольший интерес представляет для нас эволюция правового регулирования, которую прошел российский рынок ценных бумаг уже на современном этапе — с начала 90-х годов XX века до наших дней: «от рынка, маленького по объемам и составу участников, — до полноценного рыночного механизма перераспределения капитала и корпоративной власти» [Клепоносова М.В. Становление и развитие инвестиционного законодательства в России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2013. – №24. – С.93].

Свой отсчет современное правовое регулирование рынка ценных бумаг начинает с конца 1980 — начала 1990 гг. Именно тогда, с переходом к рыночной экономике, было принято сразу несколько нормативных актов, регулирующих отношения в сфере рынка ценных бумаг.

Возвращение к такой организационно-правовой форме, как акционерные общества, было обусловлено рядом объективных причин и, в частности, переводом государственных предприятий на условия самофинансирования. Первым шагом на пути модернизации существовавшей прежде системы хозяйствования стало принятие Постановления Совета Министров СССР от 15 октября 1988 г. №1195 «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг» [Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право. – М.: Статут, 2019. С.29 – 30], в соответствии с которым акции распространялись среди работников трудового коллектива.


Впервые вопрос о дефиците государственного бюджета (в размере около 12 % ВВП) доведен до общественности при представлении бюджета на 1989 г., когда и была высказана идея возвращения к практике выпуска ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета, а не за счет бюджетной эмиссии и кредитования Центральным банком. Ими стали государственные казначейские обязательства СССР, облигации целевого беспроцентного займа 1990 г. и облигации государственного внутреннего 5 %-го займа 1990 г. (со сроком погашения 1 января 2006 г.) [Быля А.Б. Финансово-правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002. С.41].

Тем временем потребность в возрождении акционерных обществ увеличивалась, и 19 июня 1990 г. Советом Министров СССР было утверждено два основополагающих положения: «Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью», а также «О ценных бумагах». Спустя полгода последовало принятие аналогичного Положения, однако его действие распространялось лишь на территорию РСФСР. Его нормы достаточно четко регулировали порядок создания общества, количество учредителей общества и т. д.

Первые фондовые биржи на территории СССР появились в конце 1990 г., еще до того, как в обращение вступили ценные бумаги. На учредительной конференции 5 октября 1990 г. создана Московская международная фондовая биржа, специализирующаяся на торговле фондовыми ценностями.

Пережив период «застойного» развития в советское время, когда существовал лишь рынок нерыночных государственных ценных бумаг, рынок ценных бумаг в начале 90-х гг. XX в. вновь вступил на путь своего формирования. Исходной причиной этого стало широкое развитие рыночных государственных ценных бумаг. Появление акционерных обществ, как закрытых, акции которых могут быть проданы лишь с согласия самих акционеров, так и открытых, чьи акции свободно обращаются на рынке, привело к формированию и развитию рынка корпоративных ценных бумаг, в частности акций [Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: Инфра-М, 2018. С.11].

К середине 90-х гг. прошлого века с развитием технологий, ростом торговых оборотов и в связи с другими экономическими факторами перед юридической наукой встал вопрос о закреплении возможности учета прав на ценные бумаги в электронном виде. В дальнейшем этот вопрос трансформировался в принципиально новый институт форм ценной бумаги в двух основных разновидностях: документарной и бездокументарной. Впервые такая форма упоминалась в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР от 28 декабря 1991 г. №78, в пункте 1 которого говорилось, что ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах. По сути, это был некий прообраз будущего Закона о рынке ценных бумаг.


Рынок государственных заимствований также регулировался указанным Положением в совокупности с различными инструкциями Министерства финансов РСФСР.

Следует согласиться с мнениями, высказываемыми в экономической литературе, что, к сожалению, не совсем удачный опыт выпуска облигаций субъектами РФ и муниципальными образованиями в начале 90-х гг. XX в. «подорвал доверие инвесторов к облигациям как доходному инструменту» [Сиваков Д. Удел солидных инвесторов // Эксперт. – 1999. – №45. – С.23]. Отсутствие нормативно-правовой базы в сфере инвестирования явилось главной причиной такого положения вещей.

В соответствии с Указом Президента РФ №1186 от 7 ноября 1992 г. «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» [Указ Президента РФ от 07.10.1992 №1186 (ред. от 23.02.1998) «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» (утратил силу) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992. – №15. – Ст.1155]. Министерству финансов РФ были предоставлены полномочия по лицензированию инвестиционных фондов. При этом ему предоставлялось право устанавливать обязательные требования к эмитентам и их ценным бумагам перед тем, как они будут допущены к котировке.

В развитие Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах Министерством финансов РФ был издан ряд нормативных актов, конкретизирующих некоторые аспекты деятельности на фондовом рынке.

Так, Министерством финансов РФ была утверждена инструкция «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории РФ» от 3 марта 1992 г., [Инструкция Министерства финансов РФ от 03.03.1992 г. №2 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории РФ» (в ред. писем Минфина РФ от 04.02.1993 г. № 7, 15.11.1993 г. № 132, 01.08.1995 г. № 5-01-05) // Бюллетень нормативных актов. 1992. № 8; Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию. 1993. № 4; Российские вести. 1993. № 234; Экономика и жизнь. 1995. № 32 (утратила силу)] регламентирующая процедуру выпуска и размещения ценных бумаг.

В условиях отсутствия системы координации деятельности целого ряда органов государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг остро встала потребность формирования единого подхода в вопросах регулирования через создание специализированного органа исполнительной власти, что привело к образованию в октябре 1992 г. Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ [Распоряжение Президента РФ от 09.03.1993 г. № 163-рп «О комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ» (утратило силу) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – №11. – Ст. 938], объединяющей представителей Госкомимущества, Минфина РФ, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике, Банка России, Российского фонда федерального имущества и фондовых бирж.


Отсутствие должного понимания экономической и правовой природы инвестирования сделало возможной в тот период деятельность так называемых «финансовых компаний» типа АО «МММ», «Русский дом Селенга», «Русская недвижимость». В литературе того периода отмечалось, что «суды и иные правоохранительные органы столкнулись с проблемой юридической квалификации отношений, возникших между такими компаниями и лицами, передавшими им свои сбережения» [Федорова Л. Гражданин и стихия финансового рынка // Хозяйство и право. – 1997. – №3. – С.103].

Официальное обращение Министерства финансов РФ под названием «Берегись аферистов» с призывом к населению не верить рекламе и не вступать в отношения с такими компаниями лишь подтверждало беспомощность государства в этом вопросе. Как отмечает В.Ф. Яковлев, «одной из основных причин этого явления послужило отсутствие здесь законодательного регулирования и системы защиты прав вкладчиков и акционеров со стороны государства [Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право. - М.: Статут, 2019. С.18].

Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» отчасти прояснил ситуацию. Он устанавливал фактический запрет привлечения инвестиций иными способами, кроме эмиссии ценных бумаг, раз­решая привлекать финансовые средства граждан и юридических лиц только кредитным учреждениям. И хотя этот документ пресек незаконную (мошенническую) деятельность «финансовых пирамид», он не решил главной проблемы — проблемы базового, основательного правового регулирования инвестиционных отношений.

Своеобразным переходным периодом в правовом регулировании рынка ценных бумаг можно считать момент вступления в силу первой части Гражданского кодекса РФ, которая определила правовой режим ценных бумаг (в том числе бездокументарных), закрепила понятие ценной бумаги в целом.

А в целом, с 1995 по 2001 г. государственное регулирование рынка ценных бумаг перешло на новый качественный уровень, что связано с формированием массива федеральных законов (Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об акционерных обществах», Федерального закона «О рынке ценных бумаг»), которые позволили начать строительство новой системы правового регулирования с позиций Закона, а не подзаконных правовых актов.

Начало второго (современного) периода развития правового регулирования рынка ценных бумаг связано с 1996 г. — годом вступления в силу Федерального закона (далее – ФЗ) от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [Федеральный закон (далее – ФЗ) от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О рынке ценных бумаг» // Справочно-правовая система (далее – СПС) «Консультант-плюс»], а также иных ФЗ, таких как ФЗ от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [ФЗ от 05.03.1999 №46-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СПС «Консультант-плюс»], ФЗ от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» [ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об акционерных обществах» СПС «Консультант-плюс»], ФЗ от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [ФЗ от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об обществах с ограниченной ответственностью» СПС «Консультант-плюс»].