Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования ( Теоретические основы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным показателям, характеризующим налоговую систему, относят: налоговое бремя, соотношение прямого и косвенного налогообложения, уровень централизации налоговых полномочий, уровень неравенства доходов после их налогообложения. Данные показатели дают возможность классифицировать налоговые системы.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить на:

- либерально фискальные – обеспечивают налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% от ВВП. К этой группе относятся налоговые системы Австралии, США, Японии, Португалии и большинство стран Латинской Америки;

- умеренно фискальные – уровень налогового бремени от 30 до 40% от ВВП. Эта группа включает налоговые системы большинства стран, в частности Германии, Швейцарии, Греции, Испании, Канады, России, Великобритании;

- жестко фискальные – позволяют перераспределять посредством налогов более 40% от ВВП. Данный уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Нидерландов, Норвегии, Бельгии, Франции, Швеции, Финляндии, Дании [3, c. 67].

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить на:

- подоходные – делают основной акцент на обложении имущества и доходов, доля поступлений которых от косвенных налогов не превышает 35% от совокупных налоговых доходов. В эту группу входят налоговые системы большинства англосаксонских стран;

- умеренно косвенные - ритмично распределяют налоговую нагрузку на обложение доходов и потребление, доля косвенных налогов в которых составляет от 35 до 50% от совокупных налоговых доходов. В эту группу входят налоговые системы развитых стран Европы;

- косвенные - основной акцент делается на обложении потребления, косвенные налоги в котором обеспечивают более 50% от совокупных налоговых доходов. Это налоговые системы развивающихся стран – Мексики, Бразилии, Индии, Пакистана. К данной группе относится и налоговая система России.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы разделены на:

- централизованные – наделяют федеральный уровень управления сдерживающим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% от консолидированных налоговых поступлений. Такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Нидерландов, Франции, России и Австрии;

- умеренно централизованные – наделяют все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65%. Это налоговые системы Австралии, Германии, Индии;


- децентрализованные – наделяют нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55%. К этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить на:

- прогрессивные – когда после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

- регрессивные – когда после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков возрастает. Примеры построения таких налоговых систем неизвестны;

- нейтральные – когда после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков остается неизменным. К данной группе можно отнести налоговую систему России.

Таким образом, российская налоговая система – умеренно фискальная, косвенная, централизованная, нейтральная.

1.3 Развитие налогообложения в России

На эволюцию системы налогообложения в России оказывали влияние политическое устройство государства, общественное развитие и исторические события. Развитие налоговой системы включает в себя несколько этапов.

По сравнению с европейскими странами, в Древней Руси возникновение финансовой системы произошло гораздо позже. Это было связано с тем, что образование древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основная форма налогообложения называлась данью, которая представляла собой поборы в княжескую казну. Оплата ее осуществлялась монетами, мехами, изделиями ремесла, продуктами питания. Единицей обложения данью был "дым", который определялся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Двумя способами взималась дань: полюдьем – когда князья сами ездили за ней; повозом – когда дань привозилась в Киев.

В Древней Руси помимо дани было еще и поземельное обложение, которое осуществлялось по сохам или плугам. Однако несправедливость такого обложения стала причиной изменения данного способа уже на ранней стадии цивилизации: земли стали разделять по их плодородию.

В это время существовало косвенное налогообложение в форме судебных и торговых пошлин. Пошлина "мыт" взималась за провоз товаров через заставы у городов и крупных селений, "гостиная" пошлина – за право иметь склады, пошлина "перевоз" – за перевоз через реку, пошлины "вес" и "мера" устанавливались за измерение и взвешивание товаров "торговая" – за право иметь рынки. Судебные пошлины "вира" – взимались за убийство, "продажа" – штраф за прочие преступления.


После монголо-татарского нашествия и завоевания Руси Золотой Ордой в 13 веке дань была представлена в форме эксплуатации русского народа. В городах единицей обложения данью был двор, а в сельской местности – хозяйство. Существует 14 видов "ордынских тягостей", главным был "выход", взимавшийся с каждой души мужского пола и с головы скота. Сумма "выхода" определялась соглашением между ханами и князьями [4, c. 87].

Главный сборщик торговых пошлин в XIII веке на Руси назывался "таможник". Вероятно, это слово происходит от монгольского названия денег – "тамга". Его помощника называли "мытником".

Иван III (1462-1505 гг.) отменил уплату "выхода" после свержения монголо-татарского ига. В это время была создана налоговая система Руси, которая состояла из первых русских косвенных и прямых налогов. Главным прямым налогом был продуктовый налог с посадских людей и крестьян. В доход казны великого князя помимо дани поступали еще и оброки.

После образования Московского государства были введены целевые налоговые сборы, которые были введены для определенных государственных расходов: для литья пушек – пищальных; для выкупа ратных людей – полоняничных; на создание регулярной армии – стрелецкой подати и т.д. Главное место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины, важными из которых были таможенные и винные. В это время была введена первая налоговая декларация – сошное письмо.

При Иване Грозном (1530-1584 гг.) государственные доходы увеличились от сбора налогов. К каждому применялся дифференцированный подход: величина налога зависела от урожая и достатка в угодьях. Денежный оброк в это время заменил многие натуральные повинности. Однако в связи с тем, что налогов и сборов было много, стройная система управления государственными финансами отсутствовала, а налоговая система России в XV– XVII веках была очень сложной и запутанной.

В царствование Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) для упорядочения финансовой системы была создана в 1655 г. Счетная палата, которая контролировала фискальную деятельность и исполнение бюджета.

Правление Петра I (1672-1725 гг.) связано с крупномасштабными преобразованиями в государственной, политической и экономической сферах. Для укрепления финансового положения России, Петр вводил новые налоги: подушный налог для мужского населения, который составлял 50 % доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налоги с постоялых дворов; печей; с продажи съестного; военные налоги и другие налоги.

После Петра I, в период с 1725 по 1762 год в налоговой системе России изменений было мало. Значительные изменения произошли при Анне Иоанновне (1730-1740 гг.). Армия стала выполнять сбор подушной подати, расширилось косвенное налогообложение, рекрутская повинность заменялась денежной повинностью.


Совершенствование и развитие налоговая система получила только при Екатерине II (1762-1796 гг.). В 1755 г. кардинально изменилось налогообложение купечества. Был установлен гильдейский сбор. В зависимости от имущественного положения было распределено купечество по трем гильдиям. Налог взимался в размере 1 % от объявленного капитала.

В первой половине XIX века начинается развитие российской финансовой науки. В 1810 году была утверждена программа финансовых преобразований государства – знаменитый "План финансов", создателем которого был выдающийся русский экономист и государственный деятель М.М. Сперанский. В 1818 г. появилась работа русского экономиста Н.И. Тургенева "Опыт теории налогов".

Отмена крепостного права привела к изменениям и в налоговой системе. Подушная подать с 1863 года заменилась налогом с городских строений. Был введен оброк – плата казенных крестьян за пользование землей. Появились специальные налоги: квартирный налог, паспортный сбор, налог на доходы с ценных бумаги т.д. В это время большую роль стали играть прямые налоги.

Эволюция налоговой системы России продолжалась до 1917 года. После революции 1917 г. основными доходами Советского государства стали эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, которые не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. К прямым налогам относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный.

Доля прямых налогов к 1925-1926 гг. составляла 82% от всех налогов, которые поступали в бюджет. К началу 1930-х гг. в СССР действовало 86 видов платежей налогового характера. Налоговая система была сложной и громоздкой. С 1930 по 1985 гг. в Советском Союзе в результате проведенной налоговой реформы была упразднена система акцизов, предприятия вместо 60 налоговых платежей стали платить два – налог с оборота и отчисления от прибыли.

Сократилось число налогов с населения. С мая 1960 года был отменен налог с заработной платы рабочих и служащих. В середине 1980-х гг. государственный бюджет в основном пополнялся за счет налогов с предприятий. Налоги с населения составляли всего 7-8 % [9, c. 102].

В этот период происходит принижение роли и значения налогов в экономической жизни страны и их фискальной функции. Происходит замена системы налогообложения на административные (неналоговые) методы изъятия прибыли предприятий и централизованное перераспределение финансовых ресурсов. Экономические стимулы развития производства подрывали эти действия, постепенно прекратила свое действие стимулирующая функция налогов.


Налогообложение стало возрождаться с перестройкой. 14 июля 1990 г. был принят закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", который способствовал урегулированию многих налоговых правоотношений в стране. Закон установил общесоюзные налоги, такие, как: налог с оборота; налог на прибыль; налог на импорт и экспорт и др.

После распада СССР была сформирована новая самостоятельная налоговая система России. В октябре-декабре 1991 г. были приняты Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и целый пакет законодательных актов – по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д. Дальнейшее совершенствование налоговой системы РФ должно быть направлено на повышение эффективности ее функционирования.

Таким образом, налоги – это историческая, экономическая и правовая категория. Причиной возникновения налогов стало разделение общества на классы, возникновение государства, для существования которого были необходимы финансы. Со временем налоги стали основной формой государственных доходов. Система налогообложения в России складывалась, видоизменялась и развивалась зачастую под воздействием изменений в политическом устройстве государства.

2. Анализ налоговой системы РФ

2.1 Характеристика налоговой системы России

Понятие "налоговая система" впервые введено Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона " совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему" [2]. Данное определение имеет две отличительные особенности. Во-первых, налоговая система стала включать не только перечень налогов и сборов налогового характера, но и разные целевые, лицензионные и прочие сборы, которые не являются налоговыми платежами. Таким образом, налоговая система – это совокупность обязательных финансовых платежей и разных изъятий в бюджет государства.

Во-вторых, налоговая система представлена как простая совокупность платежей без выделения разных элементов системы, не толкуя уже об определении между ними взаимосвязи и взаимозависимости. Тем самым, законодатель отождествлял один из элементов системы (сборы, пошлины, налоги) с самой налоговой системой.

Законодательное определение "налоговая система" стало объектом критики как экономистов и правоведов, так же и работников налоговых органов. Ограниченность законодательного подхода к пониманию налоговой системы подвергалось критике, а также тяга искусственно "привязать" платежи неналогового характера к налоговым платежам, т.е. смешанные платежи объединить одним общим названием "налог".