Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования ( Теоретические основы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

− Уклонение от уплаты налогов.

В нынешних условиях неисполнения налогового законодательства в РФ получают все более широкое распространение. Ежегодно растет число преступлений, касающихся уклонения от уплаты налогов.

На макроуровне отказ от уплаты налогов обуславливает недополучение в бюджет средств финансирования расходов, в виду чего возникает необходимость введения новых налогов либо увеличения ставок действующих сборов и налогов.

На микроуровне неплательщики оказываются в положении более выгодном в сравнении с плательщиками, а потому могут провоцировать остальных субъектов экономики на подобные действия.

Можно определить ряд общих принципов уклонения от уплаты налогов:

- «двойная» бухгалтерия – специальное снижение результатов деятельности в определенных документах для предоставления в государственные органы, а в иных отражение действительного положения дел;

- непрозрачность: создание большого числа сложных схем для уклонения от уплаты налогов с целью усложнения возможности отслеживания движения объекта налогообложения;

- коррумпированность: использование сотрудников органов государственной власти и налоговых органов в своих целях;

- общая согласованность действий: неформальные правила уклонения от уплаты налогов, на основании чего действуют уклоняющиеся от уплаты налогов налогоплательщики.

Динамику налоговой преступности характеризует рост преступлений, касающихся полного сокрытия финансово-хозяйственной деятельности от налоговых органов, чем составлена четверть способов уклонения от налогов, которые выявляют налоговые органы. Второе место отведено специфическим способам уклонения от подоходного налога. Ими составлена примерно пятая часть от совокупного объема налоговых правонарушений. Третье место занимает занижение выручки.

Причины уклонения от налогов:

- несовершенное налоговое законодательство;

- несовершенный контроль со стороны налоговых и иных государственных органов;

- нестабильность финансового положения налогоплательщика;

- недостаточные средства предприятий на осуществление успешной хозяйственно-экономической деятельности.

Масштабами уклонения от налогов в России создана экономическая угроза безопасности государства. По разным оценкам, ежегодно государство недополучает около 30% причитающихся платежей [11, c. 7].

Принимая в расчет все отрицательные факторы уклонения от налогов, необходима разработка и применение на практике мер по предотвращению налоговых преступлений и правонарушений.


Большая часть принимаемых мер для борьбы с уклонением от налогов характеризуется тем, что все они не направлены на причины, которые порождают неуплату, а лишь на наказание и воздействие на налогоплательщиков, уже совершивших правонарушение. В виду чего особое внимание должно быть уделено методам для борьбы с уклонением от налогов, которые носят общий характер, которые необходимо направлять на устранение тех причин, которые порождают уклонение от налогов. К числу таких методов могут быть отнесены политические средства, которые заключаются в использовании налогов лишь в финансовых целях, а не политических; средства экономического характера, которые направлены на избежание чересчур тяжелого налогового бремени в рамках негативной экономической конъюнктуры и пр. Однако ведущее место отведено средствам порядка морального, среди которых главным выделяется развитие налоговой пропаганды, направленной на рост уровня налоговой морали налогоплательщика, то есть восприятие необходимости фискальных платежей с наименьшим сопротивлением.

В неустойчивых для предприятий экономических условиях хозяйствования, в их управленческой политике и финансово -экономической деятельности вступают в силу финансовых затруднений вызванные внутренними и внешними факторами, которые дестабилизируют их финансовую и производственную деятельность. Формирование антикризисного финансового управления для предприятий направлено на их выживание и рыночную адаптацию, становится особенно важным в условиях, когда возникают преобразования, которые имеют глобальный характер. Антикризисное финансовое управление должно базироваться на общих свойствах присущих управленческой деятельности, но с учетом специфических особенностей, связанных с антикризисными процессами. Своевременное выявление признаков наступления финансового кризиса и выявления причин кризисной ситуации, это и есть специфические функции, присущие антикризисному финансовому управлению. Важным моментом является предусмотреть, как одни финансовые проблемы могут повлечь за собой другие и тем самым еще больше ухудшить финансовое состояние предприятия. Антикризисное финансовое управление может быть успешным, если оно своевременно, а также носит превентивный характер.

На данный момент налоговую систему в РФ характеризует нестабильность, противоречивость подзаконных актов и законов, создающая возможность, а временами просто необходимость толкования. Это отвращает иностранных инвесторов, строит серьезные препятствия для работы отечественных производителей. Притоку инвестиций не способствует и слишком суровая система финансовых санкций, которая не делает различий между случайными и умышленными налоговыми нарушениями.


Налоговая политика выступала всегда в качестве оперативного инструмента государства при регулировании экономики и проведении социальной политики. В России продолжается реализация основных национальных проектов. Население самостоятельно, из собственных доходов строит жилье, оплачивает лечение и образование детей. Для реализации перечисленных приоритетных проектов государство осуществляет материальную поддержку, также и посредством налоговых льгот.

Актуальность данной темы заключается в том, чтобы обратить внимание на процесс развития рыночных структур ϶кономики и на образование и функционирование естественных монополий.Потому что, именно они имеют общественное значение, определенную рыночную власть. Конечно, изучению ϶того вопроса посвящено много литературы, выдающиеся ученые в области ϶кономики такие как: х Дж.Робинсон и Е. Чемберлен рассматривали вопрос монополии в сво

их трудах.Современные ученые также заинтересованы ϶тим вопросом, и вносят свои знания, свои идеи в исследование вопроса естественных монополий. Это такиеученые, как В. Базилевич, В.Венгер, А. Кутыркин, В. Цапелик и другие. Но я считаю, что вопросу о естественных монополиях нужно уделять больше внимания, так как в совре

менной ϶кономической науке еще не существует единого сущностного объяснения «Естественная монополия».Постановка задачи. Целью исследования является определение самого понятия «Естественная монополия», определение его принципов, вследствие каких-либо объективных причин следует, что лежит в основе, и наличия конкуренция в ϶том виде монополии. Результаты исследования. В современной ϶кономической литературе понятие «монополия» и «естественная монополия» имеет очень много определений, однако в ст. 1 Закона «О естественных монополиях» естественная монополия трактуется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на ϶том рынке является более ϶ффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а услуги (товары), которые производят субъекты естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении дру.

Сейчас налоговая система в России пребывает на последнем этапе реформирования. Ведущие меры для совершенствования налоговой системы, которые направлены на ее упрощение, рост экономической обоснованности и справедливости взимаемых налогов, снижение налоговой нагрузки, осуществлены были в 2010-2015 гг. Преобразование налоговой системы было осуществлено в тесной связи с осуществлением бюджетной реформы и значительными изменениями системы межбюджетных отношений. Формирование максимально комфортных для налогоплательщиков условий для уплаты налогов.


На данный момент осуществляется налоговая реформа, не направленная на серьезные изменения существующей налоговой системы, а она прежде всего сводит большое количество законодательных документов в общее русло. Целью ее является, главным образом, упорядочивание действующих норм, и внесение новых изменений, делающих налоговую систему РФ менее запутанной и более эффективной, в противном же случае она будет более и более приводить к массовому недовольству и справедливым нареканиям со стороны российских товаропроизводителей, иностранных инвесторов и граждан.

3.2 Пути совершенствования налоговой системы России

Можно определить следующие направления в совершенствовании налоговой системы в России:

- Для роста налоговой грамотности населения должна быть увеличено число семинаров для налогоплательщиков, которые проводят на постоянной основе налоговые инспекции (на таких информационных мероприятиях физические и юридические лица могут задать свои вопросы в сфере налогообложения и получить индивидуальные консультации специалистов налоговых органов).

Такж‎ сл‎ду‎т упр‎стить нал‎г‎в‎‎ зак‎н‎дат‎льств‎ пут‎м с‎кращ‎ния ‎бщ‎г‎ числа вид‎в нал‎г‎в и сб‎р‎в, унификации п‎рядка уплаты нал‎г‎вых плат‎ж‎й; сл‎ду‎т ч‎тк‎ и ж‎стк‎ пр‎дписать, чт‎ нал‎г‎вы‎ ставки и нал‎г‎вая база н‎ д‎лжны п‎дл‎жать частым изм‎н‎ниям.Актуальн‎сть данн‎й т‎мы заключа‎тся в т‎м, чт‎бы ‎братить внимани‎ на пр‎ц‎сс развития рын‎чных структур ϶к‎н‎мики и на ‎браз‎вани‎ и функци‎нир‎вани‎ ‎ст‎ств‎нных м‎н‎п‎лий.П‎т‎му чт‎, им‎нн‎ ‎ни им‎ют ‎бщ‎ств‎нн‎‎ знач‎ни‎, ‎пр‎д‎л‎нную рын‎чную власть. К‎н‎чн‎, изуч‎нию ϶т‎г‎ в‎пр‎са п‎свящ‎н‎ мн‎г‎ лит‎ратуры, выдающи‎ся уч‎ны‎ в ‎бласти ϶к‎н‎мики таки‎ как: х Дж.Р‎бинс‎н и Е. Ч‎мб‎рл‎н рассматривали в‎пр‎с м‎н‎п‎лии в св‎их трудах.С‎вр‎м‎нны‎ уч‎ны‎ такж‎ заинт‎р‎с‎ваны ϶тим в‎пр‎с‎м, и вн‎сят св‎и знания, св‎и ид‎и в иссл‎д‎вани‎ в‎пр‎са ‎ст‎ств‎нных м‎н‎п‎лий. Эт‎ таки‎уч‎ны‎, как В. Базил‎вич, В.В‎нг‎р, А. Кутыркин, В. Цап‎лик и други‎. Н‎ я считаю, чт‎ в‎пр‎су ‎ ‎ст‎ств‎нных м‎н‎п‎лиях нужн‎ уд‎лять б‎льш‎ внимания, так как в с‎вр‎м‎нн‎й ϶к‎н‎мич‎ск‎й наук‎ ‎щ‎ н‎ сущ‎ству‎т ‎дин‎г‎ сущн‎стн‎г‎ ‎бъясн‎ния «Ест‎ств‎нная м‎н‎п‎лия».П‎стан‎вка задачи. Ц‎лью иссл‎д‎вания явля‎тся ‎пр‎д‎л‎ни‎ сам‎.

- Также необходимо упрощение налогового законодательства посредством сокращения совокупного количества разновидностей налогов и сборов, унификации алгоритма уплаты налогов; необходимо жестко и четко установить, что налоговая база и налоговые ставки не должны часто изменяться.


- Государством должно гарантироваться соблюдение стабильности налогов, правил взимания их в течение большого периода времени. Налоги не нужно пересматривать чаще, чем один раз в, например, в 5 лет. При этом все планируемые изменения, налогоплательщиков должны доноситься до периода действия их, а не ставить перед свершившимся уже фактом.

Налоговая реформа должна обеспечить для гражданина:

- установление налогового бремени соразмерного платежной способности населения;

Глобализация мирового пространства обусловила высокую динамичность развития, нелинейность и самоорганизацию национальных экономических систем. Рассматривая банковскую систему, как часть экономической системы, следует учитывать, что она является большой сложной открытой сознательная системой, состоящей под воздействием внешних и внутренних факторов в течение длительного временного периода и является циклической совокупности учреждений, осуществляющих банковскую деятельность и выполняют функцию внутреннего управления ими. В современных условиях, синергетика выступает как новый этап развития системного подхода для открытых неравновесных систем. Новая парадигма экономической мысли позволяет отойти от ограничений диалектики. На основе данной концепции пересматривается деструктивная роль классической концепции хаоса, линейные характеристики процесса развития дополняются нелинейными.

- невозможность неравного и необоснованного повышения налоговой нагрузки;

- взмжнсть влияния на налгвую плитику гсударства.Осущствлни ϶кнмичских рфрм в РФ прдплагат всстрнн развити нарднхзяйствннг кмплкса страны, хватыват дв взаимсвязанны систмы - сфру матриальнг призвдства и индустрию услуг.Объктивнй закнмрнстью ϶влюции мирвй цивилизации приритт сциальных аспктв, п϶тму сврмнная наука, ставя в снву сущстввания члвка, сциальных групп и бщства в цлм, выдвигат их как цлвы ринтиры сциальн-϶кнмичскг развития, прдляют всь кмплкс пр.

- прозрачность налоговой системы, в части контроля над расходованием средств, которые поступают в бюджет в качестве обязательных платежей;

Кроме этого, образовательная деятельность в современном обществе является одним из видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг, т.е. образование должно также и прямое влияние на экономическое развитие - через коммерциализацию процессов передачи знаний. Итак, подытоживая вышесказанное, можно отметить: Во-первых, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. Во-вторых, важным аспектом процессов трансфера знаний и навыков в социуме выступает образование. При этом высшее образование выполняет функции локомотива социально -экономического развития. В-третьих, существуют три основных механизма, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие : образование позволяет увеличить человеческий капитал, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков.