Файл: Цель и задачи налогового учета ( ПАО «Оренбургнефть» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, для сближения учетов и снижения издержек на содержание учетных систем можно выбрать оптимальный вариант и наладить учетный процесс с минимальными затратами на ведение параллельных учетов, отразив это в учетной политике.

В рамках запланированных мероприятий по сближению учетов
Государственной Думой РФ 20.04.2014 был принят Федеральный закон № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данный нормативный акт вступил в силу 01.01.2015. Суть
принятых данным Федеральным законом изменений заключается в следующем:

1. отменен метод ЛИФО. Следовательно, и в учете бухгалтерском, и в
налоговом учетах применяются три метода списания МПЗ: по средней себестоимости, по стоимости единицы или по методу ФИФО (п. 9 ст. 1);

2. малоценное имущество в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики можно будет списывать постепенно, аналогично правилам, действующим в бухгалтерском учете (подл, «а» п.7 ст.1);

3. стоимость материалов, полученных безвозмездно, можно включать в расходы в той сумме, которую организация учла в доходах при получении МПЗ (подп. «б» п. 7 ст. 1);

4. убытки от продажи права требования можно списать единовременно
на дату продажи долга (п. 13 ст. 1);

5. суммовые разницы в налоговом учете называются курсовыми, и.
как и в бухгалтерском учете, их нужно рассчитывать по курсу Банка
России или по курсу, установленному в договоре.

Для качественного понимания различий в бухгалтерском и налоговом учёте рассмотрим возникающие на предприятии различия при осуществлении операций различного рода. Во-первых, в части, касающейся учёта доходов и расходов организации, различия касаются: доходов в виде безвозмездно полученного имущества; доходов, относящихся к нескольким отчётным периодам, дата признания которых не установлена; сумм восстановленных резервов по сомнительным долгам, гарантийному ремонту и обслуживанию, расходов на оплату отпусков; доходов прошлых лет, выявленных в отчётном периоде; отчислений на формирование резервов предстоящих расходов; расходов на ремонт основных средств; расходов на обязательное страхование имущества; других видов расходов и доходов[41].

Во-вторых, различия бухгалтерского и налогового учёта проявляются в
столь важных моментах для предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие своей материально-производственной базы, как учёт основных средств. Различия в учёте касаются не только определения объекта основных средств, но и его оценки и переоценки, амортизации (причём нелинейный способ начисления амортизации согласно пп.1 и 3 ст. 259 НК РФ[42] не соответствует ни одному из способов нелинейной амортизации основных средств в п. 18 ПБУ 6/01[43]) и даже признании объектов основных средств амортизируемым имуществом.


Проведенный анализ также показывает, что при углублении в анализ
практических аспектов реальной экономической деятельности предприятий
возникает множество частных вопросов по различиям налогового и
бухгалтерского учёта. Так, отдельного внимания удостаиваются проблемы учёта НМА, финансовых результатов организаций, незавершённого производства, факторинговых операций, расходов на мобильную связь и даже различий в учёте при применении специальных налоговых режимов.

Приведённые выше сведения приведены для того, чтобы убедительно
доказать наличие существенного количества самых разнообразных различий
бухгалтерского и налогового учёта.

Рассуждая о необходимости дальнейшего развития бухгалтерского и
налогового учёта, исследователи занимают обыкновенно одну из крайних
позиций, предлагая либо параллельное развитие учётных систем, либо
приведение налогового учёта к правилам бухгалтерского учёта. Однако здравый смысл подсказывает: что подобная дихотомия вряд ли окажется жизнеспособной в сложившихся уже в настоящее время условиях. Как справедливо отмечает Н. Д. Новодворский, проблема создания концепции взаимодействия системы бухгалтерского и налогового учёта в России заключается не просто «в определении вопроса о соотношении налогового и бухгалтерского учёта, а в реальном значении бухгалтерского и налогового учёта для целей обеспечения деятельности организации» [44]. В связи с последним утверждением хотелось бы выявить ключевые аспекты налогового и бухгалтерского учёта для организаций и предприятий российской экономики.

Как предполагают многие авторы, налоговый учёт интересен, прежде всего, государству. Не подвергая сомнению данный тезис, отметим всё же, что организации также должны быть заинтересованы в развитии налогового учёта. Это связано с несколькими моментами. Во-первых, развитие рыночной системы России постепенно приводит её к более цивилизованному, благоустроенному виду, когда соблюдение требований законодательства (и тем более законодательства о налогах и сборах) становится не просто «хорошим тоном» в деятельности организации, но и обязательным требованием надёжности для партнёров по рынку. Тому же способствует и приход на рынок зарубежных игроков, а также непрерывный процесс глобализации, продолжающий своё развитие в системе мировых хозяйственных связей. Во-вторых, развитие системы налогового учёта, и её эволюция потенциально должны обеспечить соблюдение не только интересов государства в области реализации фискальной политики, и интересов самих налогоплательщиков. Причём не только в плане возврата налоговых платежей в общество в виде реализации общественных благ государствами, возникающих вследствие этого положительных экстерналий. Но и в сфере защиты налогоплательщиков от недобросовестных работников налоговых органов. Последний тезис может представляться сомнительным, однако развитие налогового учёта неизбежно прояснит многие моменты его практической реализации, в том числе наверняка затрагивая вопросы налогового регулирования и правового положения налоговых органов и налогоплательщиков.


Очевидно, что бухгалтерский учёт интересен и удобен российским
организациям по нескольким причинам.

Во-первых, в стране существует достаточно квалифицированная и
обширная бухгалтерская общественность, которая успешно пережила все
трансформационные перемены в отечественном хозяйстве и смогла перейти на рыночную деятельность, несмотря на неизбежные проблемы, тем самым
подтвердив не только свою высокую квалификацию, но и качественную
адаптивность, что важно в условиях рыночной деятельности. Это определяет
налаженный характер бухгалтерского учёта, наличие большого количества
учебной и практической литературы, средне-специальных и высших учебных
заведений.

Во-вторых, бухгалтерский учёт удобен организациям и предприятиям,
поскольку, изначально возникший в целях обеспечения ясности в управлении, бухгалтерский учёт служит источником информации о фактах хозяйственной деятельности организации, исчерпывающих сведений о её финансовых показателях и результатах, позволяющих осуществлять эффективные
прогнозирование и контроль за её деятельностью. Этот факт и предопределяет то, что налоговый учёт ведётся также по первичным бухгалтерским документам, ведь именно они являются первоисточником любой информации о
хозяйственных операциях организации. Предоставление бухгалтерской
отчётности (раскрытие сведений о фактах хозяйственных операций) обязательно для всех организаций акционерного типа, а для прочих организаций является свидетельством их надёжности, уверенности в своих силах и открытости рынку.

Выводы

Анализируя возможные пути развития событий, можно отметить, что возможны несколько вариантов дальнейшего развития событии: дальнейшее обособление налогового и бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в действующее законодательство о налогах и сборах с целью установления соответствия учётных систем на базе бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в законы РФ, регулирующие порядок и особенности бухгалтерского учёта с целью установления соответствия на базе налогового учёта с сохранением первичных документов в качестве основы учётной налоговой деятельности; полное слияние (интеграция) налогового и бухгалтерского учёта. Несомненно, реформирование национальных учётных стандартов должно происходить во взаимонаправленности и согласованности. Однако, учитывая сказанное выше, логично прийти к выводу о необходимости разработки чёткой системы, а также принципов совершенствования национальной учётной системы:


1. В связи с имеющейся целью создания системы учёта, отвечающей
требованиям рыночной экономики и общепринятым международным стандартам (и, в частности и особенности, МСФО), а также формирования интереса и лояльности со стороны круга пользователей отчётности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил с одновременной уступкой в разумных пределах интересов налогообложения. Это необходимо не только для создания положительного образа государства в сфере регулирования учётной деятельности организаций, но и ради снижения заинтересованности отдельных экономических субъектов в сокрытии фактов хозяйственной деятельности с целью предотвращения усложнения учёта и увеличения базы налога;

2. Экономичность системы учёта. Учёт не должен стоить предприятию
многих ресурсов и времени работы его сотрудников, а действия бухгалтера по учёту фактов хозяйственной деятельности не должны быть повторены дважды. Следует прийти к логичному и грамотному построению взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы учёта, возможности взаимного обмена и перераспределения сведений. В частности, подобная взаимосвязь уже частично реализована в программных комплексах для ведения учёта на предприятии (например, в программе «1С: Бухгалтерия»), однако, там относительная лёгкость ведения учёта достигается исключительно благодаря применению программных средств;

3. Актуализация понятийного аппарата налогового и бухгалтерского учёта. Здесь важно отметить, что необходимо, чтобы все виды учёта опирались на единую категориальную базу, способную отвечать их требованиям и
осуществлять согласование объектов учёта и налогообложения с целью
ликвидации противоречий между ними;

4. Правовое отражение норм законодательства о налогах и сборах в
правилах бухгалтерского учёта. Этот принцип призван обеспечить «обратную связь» бухгалтерского учёта учёту налоговому и. кроме того, дать государству необходимую ему уверенность в наличии закреплённого законодательно обязательства организации по уплате налога;

5. Нейтрализации фактора «обоснованности» расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль организаций. Доказательство обоснованности и необходимости расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль
организаций, заставляет субъектов рынка тратить лишнее время на ведение
учёта или судебные разбирательства вместо того, чтобы успешно реализовывать масштабные проекты своей экономической деятельности;


6. Целостность проводимой государством учётной политики в целом.
Поскольку государство является социальным институтом, обеспечивающим
регуляцию национальной системы учёта в целом безотносительно разделения её на налоговый и бухгалтерский учёт, оно может и должно проводить целостную политику, а не вносить отдельные изменения в различные законодательные акты, регулирующие положения законодательства о налогах и сборах либо положений по бухгалтерскому учёту.

Заключение

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. При выборе способа ведения налогового учета, предприятию необходимо помнить о цели ведения налогового учета - правильном формировании налоговой базы по налогам, созданию адекватной налоговой отчетности, планомерному отчислению налоговых платежей в бюджет. Реализация такого подхода в организации налогового учета важна для стабильного функционирования предприятия и экономического развития и роста государства.

Для установления взаимосвязи между данными бухгалтерского и налогового учета было разработано и введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета. Предлагаемый в ПБУ 18/02 механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операции, совершенных организацией в течение отчетного периода.

В налоговом учете выделяют доходы и расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения. Используя разные способы формирования информации о расходах на основное производство можно формировать величину себестоимости товаров (работ и услуг) в зависимости от поставленных целей, однако это почти неизбежно ведет к появлению постоянных или временных налоговых разниц.

Законодательно-нормативное обеспечение формирования информации в бухгалтерском финансовом учёте имеет существенные различия, что вызывает определённые трудности в формировании учётной политики организации и финансового результата. В связи с этим целесообразно в регистрах бухгалтерского учёта предусматривать графы с целью отражения информации для
налогообложения.