Файл: Цель и задачи налогового учета ( ПАО «Оренбургнефть» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В учете по НК РФ была предусмотрена отдельная процедура распределения затрат налогового учета (с использованием регламентных документов «ведомости списания») для формирования налоговой себестоимости продукции (работ, услуг). Аналитические регистры налогового учета форм провались на основании проводок в налоговом учете.

Метод трансформации позволял: рассчитывать налоговую себестоимость готовой продукции в разрезе расходов, ее формирующих; не проводить выборку расходов и доходов, а трансформировать все виды доходов и расходов, автоматически их анализировать; распределять прямые и косвенные рас-
ходы по видам реализации и выявлять финансовый результат по каждому виду реализации.

Преимущества новой модели сводятся к следующим.

1) Правила трансформации имели доступный, легко читаемый вид. Внести изменения в Правила мог бухгалтер после краткосрочного обучения. Изменения в справочниках бухгалтерского учета влекли изменения в соответствующих справочниках налогового учета, но это уже не представлялось трудностью для рядового бухгалтера налогового департамента.

2) Распределение расходов по видам реализации было реализовано через ведомости списания, позволяющие бухгалтеру самостоятельно корректировать схему распределения.

3) В налоговом учете, как и в бухгалтерском, начал работать главный способ учета — двойная запись.

4) Появилась возможность получить и доказать налоговую стоимость активов (готовой продукции, капитального строительства, внеоборотных активов).

5) В соответствии с требованиями НК РФ доходы и расходы с начала года хранились и обрабатывались по дате налогового периода (месяца). Причем в каждом отчетном периоде копировался набор ведомостей списания для закрытия всех прошлых налоговых периодов отчетного года. Благодаря этому
обработка доходов и расходов, полученных в отчетном месяце, проводилась по дате налогового периода, но не меняла результатов закрытия прошлых отчетных периодов.

6) Повысилась доказуемость результатов, облегчена сверка с другими участками учета. И самое главное - уменьшились сроки закрытия налогового периода.

7) При внедрении метода трансформации реализован автоматический расчет отложенных налогов методом отсрочки.

Главным недостатком второй модели является трудность в сопоставимости данных бухгалтерского учета с трансформированными данными налогового учета. Расходы, учтенные на одном счете налогового учета, могли отражаться на двух счетах в бухгалтерском учете и наоборот. Даже автоматизация сопоставления данных по элементам затрат не решила всех проблем. Также необходимо было следить за тем, чтобы все данные трансформировались как в количественном (количество проводок), так и в суммовом выражении. С этой целью были разработаны специальные тесты и статистика в программном продукте.


Трансформацию бухгалтерских проводок в налоговые проводки можно было начинать только после частичного закрытия бухгалтерского учета. Налоговый учет на основании уже своих данных рассчитывал налог на прибыль, отложенные активы и отложенные обязательства, передавал данные
бухгалтерскому учету. И только после этого бухгалтерский учет закрывался полностью. Цикл закрытия бухгалтерского и налогового учетов был длинный и не устраивал предприятие при решении задач управленческого учета.

Отчетность как типовую, так и произвольную можно было получить только для налогового учета без сопоставления с данными бухгалтерского учета. Чтобы сопоставить данные двух учетов, необходимо было открывать два журнала-ордера (один по данным бухгалтерского учета, другой - налогового) или создавать отдельный аналитический отчет.

Учитывая все перечисленные недостатки, была переработана методика учета. Специальные налоговые счета были запрещены.

В 2014 г. в ПАО «Оренбургнефть» группой компаний «Контек» осуществлена третья модель ведения налогового учета параллельно ведению бухгалтерского учета - это балансовый метод расчета налоговых разниц. Все лучшие наработки выше перечисленных моделей воплотились в новой модели,
которая имеет больше достоинств, чем недостатков.

1) Учет ведется методом двойной записи.

2) Переработан план счетов налогового учета. Теперь учет ведется на счетах, аналогичных счетам бухгалтерского учета. Из специальных налоговых счетов остались только счета для аккумулирования сумм неприни-
маемых доходов и расходов. Все аналитики, привязанные к счетам бухгалтерского учета, привязаны и к счетам налогового учета. Это позволяет формировать журналы-ордеры в разрезе любой имеющейся аналитики, сравнивая данные бухгалтерского и налогового учетов. Кроме этого к счетам налогового учета добавлены аналитики налогового учета, которые соответствуют статьям НК РФ и позволяют классифицировать налоговые доходы, расходы и кратко прописывать алгоритмы расчета регистров налогового учета.

3) На основе правил трансформации разработана сервисная таблица, учитывающая особенности бухгалтерского и налогового учетов.

4) Проводки формируются параллельно в налоговом и бухгалтерском учетах на основании единого первичного документа посредством учетной операции.

5) Отчетность можно получить как типовую, так и произвольную. Типовая отчетность включает в себя формы, которые предусмотрены стандартами бухгалтерского и налогового учетов, и имеет жестко описанную структуру и форму наполнения. Произвольная или настраиваемая отчетность включает в себя отчетность журнально-ордерного типа, аналитические справки и оборотные ведомости. Данный тип отчетности предназначен для постоянного использования в текущей работе, без привязки к конкретной выходной форме. Кроме этого можно получить сравнительные формы выше перечисленной отчетности.


6) На каждую отчетную дату формируется как налоговый сальдо-оборотный баланс, так и сравнительный сальдо-оборотный баланс (сравнение бухгалтерского и налогового балансов). Последний дает возможность рассчитывать налоговые разницы балансовым методом.

7) Камнем преткновения для бухгалтеров многих компаний является исчисление отложенных налогов. Наибольшую проблему представляет собой доказательная база исчисленных отложенных налоговых активов и обязательств. Преодолеть ее можно при помощи внедрения балансового метода
расчета отложенных налогов.

8) При начислении отложенных налогов балансовым методом имеем сбалансированную систему проверки правильности их начисления. Доказательными базами служат Баланс и Отчет о финансовых результатах.

9) Степень доказуемости отложенных налогов высока, поскольку из отчета можно перейти на уровень проводки и первичного документа, на основании которого она была проведена. Учетная система обеспечивает прозрачность учета. Это значит, что в любой момент, пользователь может определить: какой первичный документ являлся основанием для создания той или иной проводки по всем видам учета, кто является автором проводки, какова дата создания.

10) Имеем в использовании два метода расчета отложенных налогов: метод отсрочки и балансовый метод. И они не исключают, а дополняют друг друга, что дает еще одну проверку правильности начислений отложенных налогов.

11) Начисление отложенных налогов производится автоматически.

12) Параллельный учет по РПБУ и НК РФ дает возможность бухгалтерам повысить свою квалификацию, работникам налогового службы прочувствовать нюансы бухгалтерского учета, бухгалтерам — соответственно изучить все особенности налогового учета. Поскольку бухгалтера отслеживают проводки в двух видах учета, а работники налоговой службы проверяют их корректность.

13) Сроки закрытия налогового периода уменьшились до двух-трех дней и могут проводиться одновременно с другими видами учета (учета по РПБУ и МСФО).

Данная методика имеет определенные недостатки. Например, требуется тщательная проработка внутрифирменных стандартов для бухгалтеров. При ротации кадров необходимо, чтобы новый бухгалтер мог быстро понимать и применять стандарт. Второй недостаток вытекает из первого. Предприятию придется нести расходы на подготовку кадров, организовать курсы
повышения квалификации бухгалтеров. Но этот недостаток можно обратить в преимущество. Повышение квалификации специалистов - одна из приоритетных задач кадровой политики любого предприятия.


Выводы

В налоговом учете выделяют доходы и расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения. Используя разные способы формирования информации о расходах на основное производство можно формировать величину себестоимости товаров (работ и услуг) в зависимости от поставленных целей, однако это почти неизбежно ведет к появлению постоянных или временных налоговых разниц.

Законодательно-нормативное обеспечение формирования информации в бухгалтерском финансовом учёте имеет существенные различия, что вызывает определённые трудности в формировании учётной политики организации и финансового результата. В связи с этим целесообразно в регистрах бухгалтерского учёта предусматривать графы с целью отражения информации для
налогообложения.

В развитии налогового учета заинтересованы любые организации среднего и крупного бизнеса. Движение к цивилизованному рынку требует соблюдения основополагающих принципов законодательства, тем более налогового. Это служит одним из критериев надежности партнера, что немаловажно в нынешних экономических условиях. С развитием системы налогового учета связана и защита прав хозяйствующих субъектов от притязаний государственных фискальных органов.

Проведенное исследование показало, что в ПАО «Оренбургнефть» используется рациональная модель ведения налогового учета - балансовый метод расчета налоговых разниц. Данная модель позволяет: вести налоговый учет методом двойной записи на счетах, аналогичных счетам бухгалтерского учета; учитывать особенности бухгалтерского и налогового учета с использованием специальной сервисной трансформационной таблицы; формировать проводки параллельно в налоговом и бухгалтерском учетах на основании единого первичного документа посредством учетной операции; получать отчетность, как в типовой, так и в произвольной форме; на каждую отчетную дату формировать налоговый сальдо-оборотный баланс; проводить автоматическое начисление налогов, в том числе отложенных.

Глава 3. Пути развития налогового учета в России

Вопросы упрощения налогового учета уже сейчас можно решать с помощью внутренних регламентов организации, в частности с помощью рациональной учетной политики. Нормы бухгалтерского учета и налогового законодательства допускают вариантность в отношении учета хозяйственных операций. Необходимо воспользоваться предоставленным правом и выбрать те нормы, которые максимально приближают порядок отражения в бухгалтерском учете к требованиям налогового законодательства. Поэтому для совмещения бухгалтерского и налогового учета надо выбрать и закрепить в учетной политике такой вариант, при котором конкретный доход или расход отражается в обоих учетах одинаково. Перечень положений, которые позволяют совместить учеты посредством учетной политики, и положения, которые устанавливают особый порядок для налогового учета, приведены в таблице 3.


Таблица 3

Положения, позволяющие совместить бухгалтерский

и налоговый учеты посредством учетной политики


п/п

Положение, дотекающее совмещение учетов

Положение, не допускающее совмещения учетов (предусматривающее особый порядок для
налогового учета)

1

2

3

1

Порядок признания доходов и расходов

Определение перечня прямых и косвенных расходов

2

Порядок признания коммерческих и управленческих расходов

Учет процентов по долговым обязательствам

3

Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов по договору аренды

Учет расходов на приобретение прав на земельные участки, а также на приобретение прав на заключение договора аренды земельных участков

4

Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату прав на объекты интеллектуальной собственности

Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)

Продолжение таблицы 3

1

2

3

5

Формирование стоимости материально-производственных запасов (МПЗ)

Порядок распределения прямых расходов между видами продукции

6

Метод оценки сырья и материалов при списании

Безвозмездное поступление имущества от организаций, если вклад в уставный капитал получающей или передающей сторон превышает 50%

7

Способ начисления амортизации

Убыток от реализации земельных участков

8

Применение амортизационной премии

Убыток от реализации основных средств

9

Амортизация неотделимых улучшений арендованного имущества

Убыток от реализации права требования после наступления срока платежа

10

Применение к основной норме амортизации повышающих коэффициентов

Убытки от реализации продукции (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств

11

Применение пониженных норм амортизации

Убыток от реализации предприятия как имущественного комплекса

12

Создание резервов под предстоящие ремонты основных средств

Убытки от реализации ценных бумаг отдельных категорий

13

Создание резерва по сомнительным долгам

Возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества

14

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости

15

Создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

Порядок переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте.

16

Создание резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год

17

Формирование покупной стоимости товара

18

Метод оценки покупных товаров при их списании

19

Методы списания ценных бумаг при их реализации и ином выбытии

20

Отрицательная деловая репутация

21

Способ списания расходов на выполнение НИОКР