Файл: Упрощенная форма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий этап оптимизации учетно-аналитической системы для субъектов малого бизнеса фактически начинает реализовываться еще на первом этапе. Однако здесь в дальнейшем следует конкретизировать налоговый режим.
Например, если это УСН, то необходимо правильно выбрать объект налогообложения: «доходы» или «доходы за минусом расходов». Обычно объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов целесообразно выбирать, если предприятие планирует иметь уровень расходов - 60-70 % от выручки[27]. При выборе налогового режима по уплате ЕНВД следует минимизировать количество физических показателей, используемые при расчете данного налога. В дальнейшем, выбранный налоговый режим необходимо ежегодно пересматривать на предмет актуальности (ведь его
можно сменить, если финансовые выгоды от его использования значительно сокращаются) [28].

Существенным недостатком специальных налоговых режимов является отсутствие возможности возмещать НДС, поэтому не следует игнорировать общую систему налогообложения (ОСНО). Даже применяя данную систему
налогообложения можно грамотно пользоваться системой налоговых льгот. Кроме того, возможно совмещение нескольких налоговых режимов.

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности малого предприятии необходимо применять наиболее выгодные способы учета отдельных хозяйственных операций. Главная цель такой тактики - налоговая
оптимизация, то есть законное уменьшение налоговых обязательств предприятия. Например, малым предприятиям, функционирующим на ОСНО, можно придерживаться следующих правил:

1) В учетной политике в целях налогообложения прописать: применение амортизационной премии или нелинейного способа начисления амортизации, создание резерва на ремонт основных средств, создание резерва по сомнительным долгам. В результате, можно будет получить бесплатную отсрочку по уплате налога на прибыль организаций[29].

2) В учетной политике в целях бухгалтерского учета установить производственный способ начисления амортизации по тем основным средствам, для которых можно заранее просчитать общий объем производимой с их
помощью продукции (работ, услуг), что поможет сэкономить на налоге на имущество организаций[30].

3) Заменять договоры купли-продажи основных средств на договоры лизинга (причем объекты лизинга должны учитываться на балансе лизингополучателя). В результате, фирма получит право: применять повышающий коэффициент 3 к норме амортизации (правда, в этом случае придется внести соответствующие коррективы в учетную политику в целях налогообложения), лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения[31].


Для минимизации обязательных страховых взносов, с точки зрения Кузнецовой О. Н.[32], необходимо:

1) Использовать наемный труд лиц, осуществляющих свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

2) При повышении заработной платы сотрудникам в течение финансового года оформлять указанное повышение локальными документами отдельно по каждому работнику

3) Учитывать «праздничные» премии, выплачиваемые за счет средств специального премиального фонда, как материальную помощь.

В перспективе малые предприятия, по мнению Кузнецовой О.Н. должны пытаться внедрять систему управленческого учета[33]. Управленческий учет в России является необязательным, однако его роль очевидна - важно своевременно анализировать экономическую информацию с целью принятия обоснованных управленческих решений. Для субъектов малого бизнеса при этом чрезвычайно важно, например, использовать такие специфические способы управленческого учета расходов, как:

1. Директ-костинг (дает возможность выявлять влияние прямых расходов на конечные финансовые результаты, что позволяет оптимизировать ассортиментную структуру продукции (товаров, работ, услуг));

2. Стандарт-кост (дает возможность оперативно контролировать уровень расходов, что позволяет их минимизировать за счет максимального приближения к обоснованным нормативам) [34].

В результате, внедрение управленческого учета на малых предприятиях позволит им еще более быстро видоизменять финансово-хозяйственную деятельность, что связано с корректировкой первого этапа постановки оптимальной учетно-аналитической системы[35].

Следует также помнить, что представители малого бизнеса имеют право без опасений вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Исключение - малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, то есть те фирмы, которые выпускают акции и облигации. Однако на практике такая ситуация встречается редко.

Итак, субъекты малого предпринимательства могут не применять ряд национальных учетных стандартов. В частности, это ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», которое касается учета налога на прибыль организаций (если малые предприятия не могут претендовать на применение специальных налоговых режимов) и ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» [36].


Кроме того, малые фирмы, функционирующие на ОСНО, имеют право все проценты по полученным кредитам и займам отражать в учете как прочие расходы, то есть независимо от того, были ли потрачены заемные средства на создание инвестиционного актива или нет. Это указано в пункте 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Следовательно, данные расходы можно будет сразу относить на уменьшение налогооблагаемой прибыль. А с 01.01.2015 г. эти расходы больше не лимитируются, то есть их можно учитывать в налоговом учете в полном объеме[37].

Также малым предприятиям разрешается все существенные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности исправлять текущим периодом. Это означает, что проводить ретроспективный пересчет не нужно. Данное правило
предусмотрено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» [38].

Еще одна важнейшая льгота - малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. Сущность кассового метода заключается в следующем: доходы и расходы следует признавать только после фактической оплаты товаров (работ, услуг). При этом полученные авансы также надо учитывать как доход, а перечисленную предоплату в момент выдачи списывать на расходы нельзя. Следует дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства (после перечисления ему аванса). Кассовый метод в бухгалтерском учете особенно удобен для предприятий, применяющих УСН
- ведь такие фирмы всегда считают единый налог кассовым методом[39].

Помимо этого, субъектам малого бизнеса разрешено сокращать количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов учета финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, в рабочем плане счетов допускается «укрупненное» использование бухгалтерских счетов. В частности, можно отражать на счете 10 сведения о материально-производственных запасах вместо того, чтобы учитывать операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о производственных расходах допускается целиком показывать на счете 20. То есть использование полной
системы бухгалтерских счетов для учета расходов (20, 23, 25, 26, 28, 29) не требуется. Важно также отметить, что для бухгалтерского учета денежных средств в банковских учреждениях малым предприятиям достаточно применять счет 51 вместо счетов 51,52, 55 и 57.

С целью систематизации и накопления экономической информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма
бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества[40].


Сущность простой формы учета: регистрировать все хозяйственные операции фирмы необходимо только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно выявить наличие имущества, а также источников его финансирования у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данный вариант учета государство рекомендует для малых предприятий с незначительным количество операций (не более 30 в месяц), которые не занимаются производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.

Следует отметить, что существуют специальные правила для микропредприятий. Так, среди малых предприятий отдельно выделяются микропредприятия. К их числу относятся фирмы с численностью до 15 человек и
годовой выручкой не долее 60 миллионов рублей без учета НДС[41].

Такие маленькие организации могут даже не применять двойную запись. Так сказано в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Бухгалтерскую отчетность они вправе формировать на основе данных специальных регистров. Конкретных требований по поводу содержания и названий регистров не существует. Соответственно, это могут быть, например, ведомости или таблицы. Главное, чтобы регистры содержали все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. К их числу относятся: название регистра и наименование фирмы-составителя, дата начала и окончания ведения регистра[42].

Каждый регистр рекомендуется применять для отдельного объекта учета. В результате, понадобятся отдельные регистры для учета заработной платы. НДФЛ, страховых взносов во внебюджетные фонды, иных налогов, основных средств, запасов[43].

Если малое предприятие решит вести учет без двойной записи, соответствующее решение необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. При этом необходимо помнить, что применять кассовый метод при ведении учета без двойной записи нельзя. То есть учет необходимо вести методом начисления.

Использовать указанную льготу следует осторожно, ведь микропредприятие может увеличиться. Потому, если малая фирма вела бухгалтерский учет без двойной записи, придется восстанавливать бухгалтерский учет. А это, как правило, приносит дополнительные финансовые и временные расходы.


Важное место среди льгот для малых предприятий занимает возможность составления упрощенной бухгалтерской отчетности. У субъектов малого бизнеса существует три варианта формирования бухгалтерской отчетности[44].

Во-первых, можно формировать бухгалтерскую отчетность по общим правилам. То есть составлять бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и все приложения к ним, а также пояснения. Кроме того - нужно прикладывать к отчетности аудиторское заключение (если предприятие подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).

Во-вторых, допускается составление только двух основных форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Например, всем предприятиям следует разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. Малым предприятия и достаточно заполнить в бухгалтерском балансе строку 1230.

Что касается остальных приложений, то ситуация следующая. В отчетах об изменениях капитала и о движении денежных средств организация вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение экономического субъекта или результаты его деятельности. Соответственно, если, по мнению бухгалтера, отражать в данных отчетах нечего, то их можно не заполнять[45].

Что касается пояснений, то их заполняют только, если есть, что уточнять и расшифровывать. Хотя, как мы уже отметили, предприятия могут включать в состав бухгалтерской отчетности для ИФНС и Росстата пояснения в табличной либо текстовой форме можно на свое усмотрение[46].

Иными словами, малая фирма может не предоставлять в ИФНС и Росстат отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств - штрафы за подобные действия не предусмотрены. Санкций же за то, что не сформированы пояснения к финансовой отчетности, вообще быть не может, поскольку пояснения не являются обязательным элементом отчетности.

В-третьих, для субъектов малого бизнеса предусмотрены упрошенные формы баланса и отчета о финансовых результатах. Они приведены в приложении № 5 к приказу № 66н. Основное отличие указанных форм от общепринятых - показатели значительно укрупнены. В частности, актив бухгалтерского баланса состоит всего из одного раздела (а не из двух). Причем в этом разделе лишь пять показателей вместо 17. Итоговый показатель - баланс. Пассив также существенно укрупнен: в нем всего один раздел, а не три. Причем показателей лишь шесть (в обычной форме - 18) плюс итоговый, то
есть «баланс» [47].