Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Анализ финансовой политики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Динамика ВВП в разрезе видов деятельности имеет тенденцию к увеличению. Сельское хозяйство даже ускорило рост с 2,2 до 3,5%. В 2016 году оно активно начало расти только после введения продуктового эмбарго. Этот сектор экономики продолжит рост и в 2015 году. Уже сейчас планируется ввести множество новых проектов в сельском хозяйстве. Инвестиции растут. Целевой показатель уровня бедности – 6,6% к 2024 году – может быть достигнут в России даже в рамках сценария медленного роста.

Перспективы экономического роста в России на 2018-2020 годы остаются невысокими: прогнозные темпы роста составляют от 1,5% до 1,8%. Благоприятным фактором для экономического роста может стать рост цен на нефть выше прогнозируемого уровня.

В целом благодаря прочному макроэкономическому фундаменту с относительно высоким уровнем международных резервов (461 млрд долларов США), незначительному объему внешнего долга (около 29% ВВП) и достаточному коэффициенту обеспечения импорта валютными резервами (15,9 месяцев), Россия сможет уверенно выдержать внешние потрясения.

В целом, рост мировой экономики стабилен, однако на фоне усиления торговой напряженности нарастают риски ухудшения ситуации.

Цены на нефть в этом году повысились и остаются волатильными на фоне исторически рекордного уровня добычи нефти в России. В 2018 году средняя цена нефти уже составила 70 долларов США за баррель (что на 33% выше, чем в среднем в 2017 году), а в течение следующих трёх лет ожидается, что она в среднем составит 71 доллар США за баррель.

В первой половине 2018 года темпы роста российской экономики увеличились, чему способствовали уверенный рост мировой экономики, повышение цен на нефть и макроэкономическая политика, обеспечившая стабилизацию. В первом квартале 2018 года рост реального ВВП составил 1,3% к соответствующему периоду предыдущего года, а во втором квартале – 1,9% к соответствующему периоду предыдущего года.

В целом благодаря прочному макроэкономическому фундаменту с относительно высоким уровнем международных резервов (461 млрд долларов США), незначительному объему внешнего долга (около 29% ВВП) и достаточному коэффициенту обеспечения импорта валютными резервами (15,9 месяцев), Россия сможет уверенно выдержать внешние потрясения.

Перспективы экономического роста в России на 2018-2020 годы остаются невысокими: прогнозные темпы роста составляют от 1,5% до 1,8%. Благоприятным фактором для экономического роста может стать рост цен на нефть выше прогнозируемого уровня. Неблагоприятные факторы связаны с возможным расширением санкций и сохранением повышенного уровня геополитической напряженности, что ведет к увеличению неопределенности, ослабляющей внутренний спрос.


Диверсификация экспорта носит ограниченный характер. Начиная с 2014 года, рост российского экспорта, не связанного с энергоресурсами, опережал рост экспорта энергоресурсов, что способствовало диверсификации экспорта. Тем не менее, Россия не смогла добиться значительного прогресса в диверсификации экспорта: в 2017 году на долю нефтегазовой продукции по-прежнему приходилось 59% экспорта товаров и около 25% доходов бюджета; при этом диверсификация происходила в основном за счет активных (а не новых) линеек продукции.

Сформулированная в «майском указе» цель сокращения бедности вдвое к 2024 году вполне достижима. В первой половине 2018 года количество бедных сократилось на 1,1 млн человек в связи с возобновлением роста реальной заработной платы и располагаемых доходов населения на фоне низкой инфляции. Однако уровень бедности остается выше 13 процентов и согласно прогнозу в среднем составит 12 процентов в течение следующих трех лет – что превышает уровень бедности, наблюдавшийся до кризиса, в 2013 году. Целевой показатель уровня бедности – 6,6% к 2024 году – может быть достигнут даже в рамках сценария медленного роста в размере 1,5% в год.

Если говорить о более долгосрочных перспективах, то в результате различных инициатив правительства потенциальные темпы роста российской экономики могут удвоиться, достигнув 3% к 2028 году. Триединая задача сохранения стабильности, удвоения темпов роста и сокращения бедности вдвое может быть выполнена.

  •  Для сохранения стабильности потребуется искусство навигации в условиях возрастающей неопределенности внешней среды и мобилизация дополнительных доходов.
  •  Для удвоения темпов роста в дополнение к увеличению числа рабочей силы через повышение пенсионного возраста, потребуется проведение реформ, направленных на увеличение входящих миграционных потоков, расширения объема инвестиций и ускорения роста СФП. Повышению темпов роста СФП будут способствовать развитие конкуренции и адресные меры, связанные с человеческим капиталом, которые будут направлены на формирование социо-эмоциональных навыков, а также навыков 21-го века.
  •  Для сокращения бедности вдвое потребуется дополнительное – но незначительное – перераспределение от 0,39 до 0,45% ВВП в год посредством социальной помощи и трансфертов. Эта оценка дополнительного перераспределения предполагает повышение адресности помощи с текущего уровня 20% до 60%-70% (что соответствует показателю других стран). 


Заключение

Учитывая анализ обработанных источников по теме, предлагается трактовать финансовую политику как элемент экономической государственной системы функционирования экономики, при условии которой происходит наиболее эффективное использование финансовых ресурсов и одновременно снижаются имеющиеся потенциальные угрозы, в результате чего достигается максимально положительный эффект в экономике государства. Системное управление в сфере обеспечения экономической безопасности должно быть двухуровневым общегосударственным и индивидуальным для субъектов хозяйствования.

Финансовый механизм управления экономикой государства является сложной многоуровневой системой. В некоторых случаях изменения настолько интенсивные, что вызывают кризисные явления для ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Показатель доли налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте зависит от условий развития экономики, выбранной социально-экономической модели и институциональной среды общества. Финансовая политика является действенным инструментом регулирования социально-экономического развития общества.

Разрабатывая финансовую политику, государство определяет ее цели и задачи на долгосрочную перспективу, а также соответствующие средства их достижения. Глобализация рынков и развитие информационных технологий в финансовом секторе все в большей степени способствуют и усиливают конкуренцию, поэтому успех финансовой политики определяется не только высокими финансовыми результатами в краткосрочной перспективе, а, в первую очередь, стратегической эффективностью достижения уровня развития безопасности экономики, который обеспечивает уровень жизни в соответствии с мировыми стандартами.

Среди приоритетных мероприятий совершенствования финансовой политики следует выделить дальнейшее реформирование системы государственных финансов.

Государственная финансовая политика включает не только разработку теоретических положений финансовой политики, законодательного ее обеспечения, но и предусматривает также ее реализацию через государственное регулирование и государственную поддержку. Реализация государственной финансовой политики предполагает, во-первых, теоретическую разработку научно-обоснованной концепции, которая опирается на экономические законы и закономерности, во-вторых, определение стратеги и тактики финансовой политики. Стратегия и тактика выступают как различные временные горизонты, так и неодинаковые по масштабам цели и средства их достижения.


Список используемой литературы

Нормативные правовые акты и другие официальные документы:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1994 г. - № 13. - Ст. 1447.
  3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 1997. - № 245.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ.- 1998. - № 31. - Ст. 3823.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ.- 1998. - № 31. - Ст. 3824.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  7. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Российская

газета. - 2014. - № 146.

  1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Российская газета. - 1999. - № 206.
  2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета. - 2002. - № 127.
  3. О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 № 25-ФЗ (ред. от 30.09.2015) // Российская газета. - 2015. - № 49.
  4. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ "// Российская газета. - 2017. - № 279.
  5. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета. - 2007. - № 223.

Научная и специальная литература:

  1. Абрамова М.А. Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики: Монография. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2014. - 380 с.
  2. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич. – М.: Юнити, 2016. – 687 с
  3. Балихина Н.Э. Финансы и кредит: учеб.пособие / Н.В.Балихина, М.Е.Косов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
  4. Врублевская О.В. Финансы. -М.: Изд-во Юрайт.-2013.-599с.
  5. Громова А.С. Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности бюджетной политики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 702.
  6. Дадашев А.З., Мешкова Д.А. К вопросу о финансах и финансовой системе // Финансы. – М., 2015. - № 11. - С.44-51
  7. Деева А. И. Финансы: учеб. пособие / А. И. Деева. – 2-е изд., перераб. и доп .– М.: Экзамен, 2016. – 416с
  8. Дроздова К. С. Современная финансовая политика России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 413-415.
  9. Кашшай Ш. Предприятие и предпринимательство. Т.2: Экономика и финансы. Взаимосвязь макроэкономических и макроэкономических
  10. Ковалев В.В. Основы финансового менеджмента. М.: ПРОСПЕКТ,2013.- 533с.
  11. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика.- М.: Изд-во ПРОСПЕКТ.-2013.-1104с.
  12. Кожар В.В. Экономическая безопасность и кредитно-финансовая политика в кризисный период // Банковская система: устойчивость и перспективы развития. Пинск: Полесский государственный университет, 2016. С. 83-88.
  13. Ларкина И.В. Эффективная финансовая политика и экономическая безопасность государства // Финансово - экономические аспекты международных интеграционных процессов. Уфа: агентство международных исследований, 2016. С. 20-22.
  14. Левчаев, П.А. Инновационное и энергоэффективное развитие экономики России: проблемы и перспективы. / П.А. Левчаев, И. Н. Крутова - Германия, «Palmarium Academic Publishing», 2012. – 74 с.
  15. Лобанова Е.Н. и др. Финансовое обоснование стратегических решений в российских корпорациях. -М.: Дело.-2013.-520с.
  16. Маркина Е.В., Финансы : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.В. Маркиной. — 2-еизд., стер. — Ф59 М.: КНОРУС, 2014. — 432 с. — (Бакалавриат).
  17. Миржакыпова С.Т. Экономическая модель зависимости финансовой политики безопасности и результатов деятельности финансовых организаций // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 1-2. С. 85-89.
  18. Молчанова Н.П. Финансовые основы эффективной региональной инвестиционной политики // Аудит и финансовый анализ. 2014. - № 6. - С. 232-238.
  19. Молчанова Н.П., Молчанов И.Н. Федеральный округ как ведущее звено в системе государственного управления региональным развитием // Экономика. Налоги. Право. 2011. - № 6. - С. 72-80.
  20. Молчанова Н.П., Молчанов И.Н. Финансовая система в национальной экономике России: становление и развитие // Аудит и финансовый анализ. 2016. - № 1. - С. 217-225.
  21. Никитина Н.В. Корпоративные финансы.- М.: Изд-во КноРус.-2013.-512с
  22. Приходько Е.А. Краткосрочная финансовая политика. -М.: Изд-во ИНФРАМ.- 2013.-332с.
  23. процессов в социально-экономическом развитии общества. -М.: Наука.-2012.- 654с.
  24. Сайфиева С.Н. Современная финансовая политика и экономическая безопасность // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 12 (74). С. 164-173.
  25. Хлутков А.Д. Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности России // Финансовый бизнес. 2012. № 2 (157). С. 73-80.
  26. Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.minfin.ru

  1. Громова А.С. Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической

    безопасности бюджетной политики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 702. Кожар В.В. Экономическая безопасность и кредитно-финансовая политика в кризисный период // Банковская система: устойчивость и перспективы развития. Пинск: Полесский государственный университет, 2016. С. 83-88. Ларкина И.В. Эффективная финансовая политика и экономическая безопасность государства // Финансово - экономические аспекты международных интеграционных процессов. Уфа: агентство международных исследований, 2016. С. 20-22. Миржакыпова С.Т. Экономическая модель зависимости финансовой политики безопасности и результатов деятельности финансовых организаций // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 1-2. С. 85-89. Сайфиева С.Н. Современная финансовая политика и экономическая безопасность // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 12 (74). С. 164-173. Хлутков А.Д. Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности России // Финансовый бизнес. 2012. № 2 (157). С. 73-80.

  2. Балихина Н.Э. Финансы и кредит: учеб.пособие / Н.В.Балихина, М.Е.Косов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

  3. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич. – М.: Юнити, 2016. – 687 с

  4. Деева А. И. Финансы: учеб. пособие / А. И. Деева. – 2-е изд., перераб. и доп .– М.: Экзамен, 2016. – 416с

  5. Абрамова М.А. Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики: Монография. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2014. - 380 с.

  6. Левчаев, П.А. Инновационное и энергоэффективное развитие экономики России: проблемы и перспективы. / П.А. Левчаев, И. Н. Крутова - Германия, «Palmarium Academic Publishing», 2012. – 74 с.

  7. Маркина Е.В., Финансы : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.В. Маркиной. — 2-еизд., стер. — Ф59 М.: КНОРУС, 2014. — 432 с. — (Бакалавриат).

  8. Дадашев А.З., Мешкова Д.А. К вопросу о финансах и финансовой системе // Финансы. – М., 2015. - № 11. - С.44-51

  9. Дроздова К. С. Современная финансовая политика России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 413-415.

  10. Молчанова Н.П. Финансовые основы эффективной региональной инвестиционной политики // Аудит и финансовый анализ. 2014. - № 6. - С. 232-238.

  11. Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.minfin.ru