Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Анализ финансовой политики России).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики в РФ
1.1 Сущность и функции финансовой политики
1.2 Виды финансовой политики и ее инструментарий
Глава 2. Финансовая политика как часть социально-экономической политики государства
2.1 Анализ финансовой политики России
Глава 2. Финансовая политика как часть социально-экономической политики государства
2.1 Анализ финансовой политики России
Государственный долг России на 2018 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые – к внутреннему.
Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства – это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.
Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:
- ЦБ;
- органов федеративной власти;
- федеративных субъектов.
ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.
Кредиторами обычно бывают:
- другие государства;
- частные фонды;
- МФО.
Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти РФ с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями в части формирования фонда заимствованных средств для удовлетворения государственных потребностей РФ.
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
- объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;
- объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.
Объем государственного внутреннего долга РФ на 1 ноября 2017 года составляет 8 996 625,0 млн. рублей (в том числе: государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации - 1 806 600,1 млн. рублей), что равняется 10,46% от ВВП за 2016 год.
Рассмотрим объем и динамику государственного внутреннего долга РФ за последние годы в таблице 1.
Таблица 1
Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2014-2017 гг., млрд. рублей
Долг на 1 января |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Внутренний долг, всего |
5722,24 |
7241,17 |
7307,61 |
8003,46 |
В % к ВВП |
7,82% |
9,14% |
8,78% |
9,30% |
В том числе государственные гарантии РФ |
1289,85 |
1765,46 |
1734,52 |
1903,11 |
Как видно из таблицы 1, государственный внутренний долг неизменно растет. С 5,7 трлн. рублей на 01.01.2014 г. он вырос до 8 трлн. рублей на 01.01.2017 г. Темпы прироста составляют соответственно 26,5%, 0,9%, 9,5%. Кроме того, данные таблицы свидетельствуют о серьезном росте государственных гарантий с 1,3 трлн. рублей в 2014 году до 1,9 трлн. рублей на начало 2017 года (+46,2%). Если рассматривать долю внутреннего долга в ВВП РФ, то и здесь видим ее повышение (с 7,82% до 9,30%).
Таблица 2
Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга РФ, млрд. рублей
Расходы на обслуживание / годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Обслуживание государственного долга РФ |
360,3 |
415,6 |
518,7 |
621,3 |
В том числе: - внешнего долга |
79,7 |
103,3 |
160,4 |
162,3 |
- внутреннего долга |
280,6 |
312,3 |
358,3 |
459,0 |
В % к общим расходам |
77,88% |
75,14% |
69,08% |
73,88% |
Как видно по данным таблицы 2, за 2013-2016 гг. расходы на обслуживание государственного долга выросли на 261 млрд. рублей (+72,44%). По сравнению же с предшествующим 2015 годом эти расходы выросли на 102,6 млрд. рублей или 19,78%. Существенную часть в этих расходов занимают, конечно же, расходы на обслуживание внутреннего долга, которые в 2016 году составили 459 млрд. рублей или около 74% общих расходов. Проанализировав числовые показатели из таблицы, заметим, что в 2013-2015 гг. наблюдалось снижение доли вышеперечисленных расходов в общей сумме, но к 2016 году они снова показали положительную тенденцию. Думается, это связано с сильными инфляционными процессами стране в это время, когда показатели инфляции доходили до 8-10%.
Таким образом, проанализировав общую динамику государственного внутреннего долга РФ, мы выяснили следующее: наблюдается его стабильный рост как в абсолютном выражении (свыше 8 трлн. рублей на 1 января 2017 г. и почти 9 трлн. рублей на 1 ноября 2017 г.), так и относительно ВВП (9,3% в 2017 г.); расходы федерального бюджета на его обслуживание также непременно растут и по итогам 2016 г. составили 459 млрд. рублей.
Для оценки структуры внутреннего государственного долга России, рассмотрим таблицу 3.
Таблица 3
Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2014-2017 гг.
Показатели |
На 01.01.2014 |
На 01.01.2015 |
На 01.01.2016 |
На 01.01.2017 |
Всего государственный внутренний долг РФ, млрд.руб., в том числе: |
5722,24 |
7241,17 |
7307,61 |
8003,46 |
Государственные долговые ценные бумаги, млрд.руб. |
4432,38 |
5475,71 |
5573,09 |
6100,34 |
В % к внутреннему государственному долгу |
77,46% |
75,62% |
76,26% |
76,22% |
Государственные гарантии, млрд.руб. |
1289,85 |
1765,46 |
1734,52 |
1903,11 |
В % к внутреннему государственному долгу |
22,54% |
24,38% |
23,74% |
23,78% |
Прочие долговые обязательства, млрд.руб. |
0,01 |
0 |
0 |
0,01 |
В % к внутреннему государственному долгу |
0% |
0% |
0% |
0% |
Как можем наблюдать в таблице 3, три четверти всего государственного внутреннего долга приходится на долговые ценные бумаги. Сравнивая данный показатель за изучаемый период, заметим, что его доля в объеме долга почти не изменилась (77,5% в 2014 г. и 76,2% в 2017 г.). В абсолютном выражении объем ценных бумаг за период 2014-2017 гг. вырос почти на 1,67 трлн. рублей или 37,6%, составив чуть более 6 трлн. рублей. Оставшуюся часть долга занимают государственные гарантии, доля которых также почти не изменилась (22,54% в 2014 г. и 23,78% в 2017 г.). На 01.01.2017 г. объем гарантий составляет свыше 1,9 трлн. рублей, что на 0,6 трлн. рублей больше по сравнению с 2014 г. (+47,5%). Получается, что прирост по государственным гарантиям оказался больше, нежели по ценным бумагам (47,5% и 37,6% соответственно). Ну и на прочие долговые обязательства не приходится почти ничего [1-4].
Таким образом, рассмотрев структуру государственного внутреннего долга за 2014-2017 гг., мы выяснили следующее, что на долю государственных долговых ценных бумаг приходится львиная часть внутреннего долга (76% или 6,1 трлн. рублей).
Несомненно, роль государственного внутреннего долга в экономике любой страны велика. Поддержание его величины на оптимальном, экономически безопасном уровне является первоочередной задачей долговой политики, так как он коренным образом связан с бюджетным дефицитом.
2.2. Динамика экономического развития РФ
Потенциальный рост российской экономики оценивается на уровне 1,5%. Российская экономика выросла всего на 7% с 2008 г., отклонившись от тренда роста других развивающихся экономик. Главная причина, объясняющая это отклонение от общего тренда, кроется в структурных ограничениях. ЦБ оценивает потенциальный темп роста российской экономики на уровне всего 1,5-2,0%; Институт Гайдара – на 1,5-1,8%; МВФ – на 1,5%. Эти цифры, по сути, составляют основу консенсус-прогноза, который оценивает потенциальный рост российской экономики в 1,5%.
Согласно нашей модели, в основе которой лежит производственная функция, потенциальный рост равен 0,7%. Мы обновили наш расчет потенциального роста, используя производственную функцию. Хотя фактор капитала оказывает основную поддержку потенциальному росту в России, за последние десятилетия ряд стран, ранее отстававших от России по уровню капитала, обошли ее. На интеллектуальную собственность в России идет всего 3% инвестиций – это один из самых низких показателей в мире. Демографические проблемы являются угрозой потенциальному выпуску, а фактор производительности труда дает негативный вклад в рост. В итоге, наша модель оценивает рост потенциального выпуска на уровне 0,7%. Кроме того, из наших расчетов следует, что Россия входит в 2019 г. с нулевым разрывом выпуска.
Рисунок 1 - Потенциальный и фактический темп роста ВВП России, %
Оценки потенциального роста России по альтернативным подходам не превышают 1,0-1,3%. Оценка потенциального роста на основе производственной функции – отнюдь не единственный способ оценки; поэтому мы провели еще один расчет через модель множественного равновесия. В результате этой оценки потенциальный рост составил 1,3% г/г., однако особенность этого подхода в том, что он не учитывает состояние рынка труда. Поэтому дополнительно мы также оценили потенциальный рост с использованием закона Оукена - в результате этого подхода мы получили 1,0-1,1%. Таким образом, все наши расчеты оказались ниже консенсус- прогноза потенциального роста для России. Но такой осторожный подход выглядит очень оправданным – по нашим расчетам, введенные санкции уменьшают потенциальный рост России на 0,3 п.п. ВВП, что само по себе достаточно, чтобы считать консенсус-прогноз потенциального роста слишком оптимистичным.
Рисунок 2 - Вклад факторов в потенциальный рост, %
Для снятия ограничений роста в 2013-2018 гг. было потрачено $75 млрд и в 2018 г. объявлено о пенсионной реформе. Стоит упомянуть о том, что в последние годы правительство пыталось решить проблему ограничений роста. В 2013-2018 гг. около $75 млрд было израсходовано в рамках инфраструктурных проектов. Кроме того, летом этого года было объявлено о запуске пенсионной реформы с 2019 г. Тем не менее, упомянутых инвестиционных проектов оказалось явно недостаточно – с 2008 г. инвестиции снизились на 1% к 2018 г. Результаты пенсионной реформы пока неизвестны, но есть большие сомнения, что качество трудовых ресурсов, остающихся на рынке в результате этой новации, будет полностью отвечать запросу работодателей.
Сочетание позитивного консенсус-прогноза потенциального роста и оптимистичных прогнозов правительства выглядит опасной комбинацией. Медленный потенциальный рост и нулевой разрыв выпуска имеют ряд последствий. Во-первых, фактические темпы роста, судя по всему, разочаруют тех, кто ожидал более быстрого восстановления после кризиса. Во-вторых, Россия рискует вступить в фазу перегрева экономики, в результате чего ЦБ должен будет проводить более жесткую политику, а это может стать негативным сюрпризом для рынка. Наконец, возможное ужесточение монетарной политики противоречит оптимистичному взгляду правительства на перспективы роста: в 2018 г. официальный прогноз роста на 2018-2021 гг. был составлен таким образом, что вклад роста последнего прогнозного года составляет 37% в совокупный рост за четыре года, что является самым высоким значением, начиная с 2005 г. Сочетание неоправданно позитивного консенсус-прогноза и избыточного оптимизма правительства выглядит опасным и может быть чревато разочарованием в будущем.
Замедление темпов экономического роста стало новой реальностью последних десяти лет. Мировая экономика за период 2008-2018 гг. выросла на 40% накопленным итогом против 51% в 1997-2007 гг., замедление мирового экономического роста, главным образом, было связано с динамикой развитых стран. Странам развивающихся рынков удалось сохранить относительно быстрый рост – накопленный рост этих экономик составил 62% в 2008-2018 гг. против 76% в 1997-2007 гг.. Тем не менее, внутри этой группы стран проявились сильные расхождения. Некоторые страны, такие как Индия или Китай, смогли удерживать стабильные темпы роста на протяжении последних двух десятилетий; в других странах, таких как Россия, рост замедлился с 75% в 1997-2007 гг. всего до 7% в 2008-2018 гг.