Файл: Теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности..pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
Глава 2 Характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
Глава 3 Права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
3.1. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
3.2. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Содержание:
Введение
Значительная часть преступлений совершается в условия латентности, и поэтому их раскрытие и расследование представляет собой трудоемкий процесс, требующий координированного сочетания процессуальных и оперативно-розыскных действий. Раскрыть такие преступления с помощью одних только предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств затруднительно, а иногда и невозможно, необходимо использовать оперативно-розыскные мероприятия. Согласно, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[7][1] Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер. Результаты оперативно-розыскных мероприятий во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.
За 2016 год наблюдается снижение числа регистрируемых преступлений в 73 субъектах Российской Федерации. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений сократился – с 23 до 21,5%. Необходимо отметить, что 92,9% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел. Отрадно, что 4,2% из них - на стадии приготовления или покушения. Выявлено 791,8 тысяч лиц, совершивших преступления. Каждое второе расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое третье – в состоянии алкогольного опьянения. В результате преступных посягательств за 2016 в России погибло 22,1 тысяч человек. По-прежнему почти половину всех зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи, грабежа и разбоя
Подразделениями органов внутренних дел выявлено 80,4 тысяч преступлений экономической направленности. Финансовый ущерб от преступлений составил 422,5 млрд рублей. Почти три четверти ущерба приходится на преступления, зарегистрированные в столичных городах субъектов Российской Федерации. Так же за 2016 года выявлено 153,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Выявлено 93,2 тысяч преступлений в экологической сфере. Материальный ущерб от указанных преступлений составил 305 млрд рублей. [20][2]
Оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Все выше перечисленное указывает на несомненную актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель исследования: изучить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их задачи, права и обязанности.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности.
2) охарактеризовать законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности.
3) изучить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и раскрыть их задачи.
4) рассмотреть права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
5) изучить обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Объект исследования: общественные отношения в сфере ответственности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность их задачи, права и обязанности.
Предмет исследования: органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права и обязанности.
В ходе проведения исследования потребуется использование следующих методов: общенаучных – анализа, синтеза, аналогии, моделирования; частнонаучных – сравнительного правоведения и формально-юридического.
Глава 1 Теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами как следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как гласно, так и негласно.[7][3] Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.
В истории современной России, ОРД получила не только правовую, но и социальную и политическую оценку. Произошло это 13 марта 1992 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Время не стоит на месте и вскоре, 12 августа 1995 г., был принят Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», в который включен ряд нововведений, не нашедших отражения в предыдущем документе, так же последняя редакция данного закона произошла 6 июля 2016 года.
Подобная деятельность строго подконтрольна, направлена на защиту интересов государства и граждан, осуществляется в порядке и пределах, уставленных законом, специфическими средствами и методами, т.е. проводятся оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). ОРД можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как при следственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность эффективна при пресечении деяний, направленных на подрыв основ конституционного строя и безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и т.д. [18][4]
Тайные и замаскированные, тщательно продуманные действия преступников требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для выяснения обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, в том числе и технических.
В том случае, когда содержание, цели ОРМ и ее участники не скрываются от окружающих, оперативно-розыскная деятельность является гласной. Соблюдение скрытности ОРМ от субъектов, против которых они проводятся, а также тех, кто в них не участвует, в том числе от сотрудников оперативно-розыскных органов (далее - ОРО), подразумевает негласную оперативно-розыскную деятельность. Такой вид ОРД при сложных преступлениях позволяет обеспечить результативность, безопасность участников ОРМ, предотвратить и нейтрализовать возможное противодействие со стороны преступников. Гласный и негласный вариант работы определяется при выборе цели ОРД.
Законодатель четко установил круг уполномоченных органов, которые могут выступать от имени государства при проведении. Их перечень определен ст. 13 данного Федерального закона и может быть изменен или дополнен только законом. В настоящее время оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в:
1) Органах внутренних дел РФ,
2) Федеральной службе безопасности РФ,
3) федеральных органах исполнительной власти в области государственной охраны РФ,
4) Федеральной таможенной службе РФ,
5) Службе внешней разведки РФ,
6) Федеральной службе исполнения наказания РФ,
Результаты ОРД, согласно ст. 89 УПК РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по уголовным делам. [4][5]
Информация, полученная с помощью ОРД, является не доказательством, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно - на основе соответствующих норм уголовно процессуального закона.
В теории ОРД основания проведения ОРМ принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы). В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
а) Наличие возбужденного уголовного дела.
б) Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1)признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
в) Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
г) Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
д) Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
е) Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», данная деятельность основывается на конституционных принципах:
1.Законности - состоит в том, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лица, содействующие ее проведению, обязаны точно исполнять требования Конституции и законов Российской Федерации;
2.Уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина - в оперативно-розыскной деятельности проявляется, прежде всего, в целях такой деятельности. Защищая личность от преступных посягательств, эта деятельность призвана обеспечить условия для свободной и полной реализации прав и свобод;
3.Конспирации - секретности способов и источников получения информации;
4.Сочетания гласных и негласных методов и средств. [7][6]
Таким образом, ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами. Понятие основание включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий, либо тех и других в совокупности.
1.2. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности
Система законодательства, регулирующая оперативно-розыскную деятельность на современном этапе представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных правовых актов, принятых полномочными органами законодательной власти, а также правовых актов органов исполнительной власти, изданных в пределах их компетенции, направленных на регулирование оперативно - розыскной деятельности. [19][7]