Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ(Теоретические аспекты разработки и реализации финансовой политики ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение 

Актуальность темы. С точки зрения социально-экономических отношений финансовая система Российской Федерации состоит из централизованных, децентрализованных финансов. В целом можно отметить, что для обеспечения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют именно государственные финансы. 

Финансовая система Российской Федерации функционирует на основании принципа фискального федерализма, при котором существует четкое разграничение функций между различными уровнями системы. 

Финансовая система государства является главной составляющей всей экономики, имеет достаточно широкую структуру и оказывает влияние не только на социально-экономическое положение страны, но и обеспечивает ее уровень на внешних рынках. Финансовая система в первую очередь тесно связана с бюджетной системой государства, так как принимает участие в формировании и распределении бюджетных средств для обеспечения развития страны и повышения уровня жизни населения. 

Однако на сегодня остаются неразрешенными многие проблемы, связанные с эффективным управлением финансами на уровне государства. Прежде всего, это связано с существующей несовершенной бюджетной, налоговой политикой государства. 

Теоретическую основу работы составили теоретические разработки и выводы ведущих специалистов в области финансов, инновационного менеджмента, финансовых продуктов: Авдокушина Е.Ф., Булатова А.С., Варшавского А.В., Булатова В.В., Буренина А.Н., Колесова В.П., Кочетова Э.Г., Кулакова М.В., Ламенкова А.К., Миркина Я.Б., Несветайловой А., Рубцова Б.Б., Слепова В.А., Столбова А., Хасбулатова Р.И., Хмыз О.В., Шмелева В.В., Ярыгиной И.З. и др. 

Цель работы – исследовать финансовую политику и её реализацию в Российской Федерации.  

В соответствии с поставленной целью целесообразно решить следующие задачи: 

1.Рассмотреть понятие и классификацию финансовой политики государства.  

2. Описать содержание финансовой политики.  

3.Изучить нормативные аспекты финансовой политики. 

4.Охарактеризовать основные показатели финансовой политики России. 

Методология исследования. В ходе написания работы использовались общенаучные методы теоретического познания, исторический метод, методы анализа и описания.  

Структура работы, определенная целями и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение и список использованной литературы. 


Глава 1. Теоретические аспекты разработки и реализации финансовой политики 

1.1 Понятие и классификация финансовой политики государства 

Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, развития, распределения, а также использования денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства.  

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, использованию и распределению денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Она вызвана объективной необходимостью распределения национального дохода и удовлетворения общества в целом1.  

Деньги являются обязательным условием существования финансов, так как это общественная форма, обусловленная существованием самих финансов. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных накоплений и доходов, приобретающих форму финансовых ресурсов, что и является отличительным признаком финансов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических формаций2.  

Для достижения определённых государственных социально-экономических задач и осуществления своих функций, любое государство использует финансы.  

Значительную роль в осуществлении поставленных целей играет финансовая политика, которая является составной частью экономической политики государства, реализующая воздействие финансов на социальное и экономическое развитие общества. Государство - главный субъект проводимой финансовой политики. Осуществление финансовой политики реализуется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных должными законодательными полномочиями по использованию и формированию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков 


До настоящего времени среди ученых-экономистов и практиков хозяйствования нет единства мнений по поводу трактовки сущности финансовой политики. Так, Грязнова А.Г. и Маркина Е.В. определяют финансовую политику как «…совокупность форм, методов и инструментов регулирующего воздействия на социально-экономические процессы, связанные с реальным денежным оборотом»3. В отличие от них, Сайфиева С. Н. считает, что объектом воздействия финансовой политики является не только реальный денежный оборот, а вся финансовая система4.  

По мнению Журавлевой Н.В., «финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций»5. Данной точки зрения придерживаются Слепов В. А., Арсланов А.Ф., Бурлачков В.К., при этом они подчеркивают, что мобилизация, распределение и использование финансовых ресурсов должно быть рациональным по отношению к целевой функции социально-экономической системы6.  

Шинахов А.А., Жанокова Э.М., определяя финансовую политику как «…совокупность распределительных и перераспределительных мероприятий, которые государство осуществляет через финансовую систему, относительно организации и использования финансовых отношений с целью обеспечения роста валового внутреннего продукта и повышения благосостояния всех членов общества»7, подчеркивает ее взаимосвязь с финансовой системой, структура и принципы формирования которой зависят от государственного устройства.  

Таким образом, финансовая политика — это форма сознательной деятельности соответствующих властных структур, но ее принципы и цели формируются в соответствии с тем, какая модель экономической системы принята в данном государстве и какая конечная цель экономической деятельности определена ее политическими силами, которые находятся у власти.  

Рассмотренные трактовки сущности финансовой политики принципиально не различаются между собой, поскольку их авторы акцентируют внимание на различных аспектах данного понятия — роли финансовой политики, соотношение целей и задач, методов и инструментов экономической и финансовой политики.  

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и рациональное использование. Главной целью финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации государством и местными органами самоуправления возложенных на них функций, а основными задачами — обеспечение условий для мобилизации финансовых ресурсов в минимально необходимых размерах; оптимальное распределение и рациональное использование финансовых ресурсов; регулирование и стимулирование финансовыми методами социально-экономического развития общества; разработка финансового механизма в соответствии с реалиями рыночной экономики; создание эффективной системы управления финансами8.  


Принципы финансовой политики и их краткая характеристика представлены в таблице 1.  

Таблица 1 Принципы финансовой политики 

Наименование принципа 

Содержание принципа 

Несводимость 

Финансовая политика в государстве не сводима к государственной практике; проводится всеми уровнями управления хозяйством, включая первичные звенья (предприятия, организации, учреждения) 

Целостность и единство 

Нарушение целостности и единства государственной финансовой политики — это объективная закономерность развития финансов и основа формирования условий проведения финансовых реформ 

Самостоятельность 

Примат государственной внутренней и внешней политики над ее составляющими — объективная закономерность, определяющая постоянство и эффективность взаимоотношений всех составляющих политики государства 

Централизация 

Финансовая политика есть искусство влиять сверху вниз, то есть она должна быть направлена на сохранение существующего механизма централизации доходов в руках государства 

Производность 

Производность финансовых мероприятий от состояния экономики является фундаментальным принципом, лежащим в основе проведения эффективной финансовой политики 

Системность 

Необходимость обеспечения максимально возможной увязки финансово-кредитных балансов и прогнозов, составляемых на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях; согласование движения стоимостных форм с общеэкономическими и политическими условиями воспроизводственного процесса 

Комплексность 

Предполагает, что, внося поправки во взаимосвязанные показатели бюджета и денежно-кредитной системы, необходимо постоянно оценивать, стоит ли это делать с учетом их прямого и косвенного влияния на развитие экономики 

Финансовая политика, как составляющая нормативной теории макроэкономической политики, отвечает на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть конкретных целей; стоит ли и как изменить экономическую структуру общества посредством действующего финансового механизма; как оптимально сочетать цели и задачи финансового развития и добиться краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы внутренние пружины увеличения богатства в разных сферах и звеньях отечественных финансов, на которые следует опереться, и каким образом это сделать9.  


Финансовая политика, как составляющая позитивной теории макроэкономической политики, пытается объяснить, почему органы управления финансовой системой и финансовые институты, в руках которых сосредоточена власть, действуют именно так, а не иначе. Теоретики в этой области изучают практику разработки и реализации финансовой политики внутри отдельных стран и проводят сравнительный анализ — под тем или иным углом зрения — действий соответствующих органов и институтов разных стран10. Учитывая вышесказанное, объективно необходимым является уточнение взаимосвязи между финансовой наукой, финансовой политикой и управлением финансами существует тесная взаимосвязь.  

Финансовая политика является основополагающим элементом в системе управления финансами, реализуется посредством управления экономикой и является основой процесса управления финансами. Это по существу означает всеобщность роли финансовой политики по отношению и к процессу управления финансами, и к финансовой науке. Управление финансами осуществляется не ради самого управления, а во имя достижения целей и задач, поставленных финансовой политикой. То есть можно заключить, что управление финансами является процессом реализации финансовой политики. В то же время финансовая наука и финансовая политика — это объективное и субъективное в управлении финансами.  

На начальном этапе становления финансов как науки финансовая политика выступала источником формирования финансовых знаний. Под влиянием финансовой политики менялось не только управление финансами, но и подвергалось определенным изменениям содержание финансовой науки. Тем не менее, финансовая политика не изучает состав и содержание финансовых отношений, составляющих предмет финансовой науки, а использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач, специфических по отношению к науке о финансах11

 При этом, безусловно, финансовая политика базируется на теории финансов и управления. Согласно нормативной концепции, разработанной Я. Тинбергеном в 1969 г., финансовая политика является, с одной стороны, самостоятельной сферой деятельности государства, а с другой — инструментом реализации его экономической политики. Для обоснования оптимальной экономической политики правительственным органам необходимо, во-первых, выбрать конечные цели экономической политики12