Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Лицензирование отдельных видов деятельности в РФ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Особенности лицензирования деятельности субъектов страхового дела
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. При осуществлении регулирования экономических отношений в РФ особое внимание уделяется разрешительной политике. Разновидностью разрешительной политики в нашей стране является система государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, система сертификации, государственной аккредитации, а также система лицензирования. По мнению некоторых ученых-правоведов, институт лицензирования, выступает в качестве совокупности норм, правил, а также процедур административного права, кроме этого является одной из форм административного взаимодействия между субъектами предпринимательских отношений и государством, целью которого является обеспечение баланса, как частных, так и публичных интересов.
Целью данной работы является анализ лицензирования отдельных видов деятельности, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть лицензирование отдельных видов деятельности в РФ;
- изучить систему федерального законодательства о лицензировании: проблемы и перспективы законодательного регулирования;
- рассмотреть особенности лицензирования деятельности субъектов страхового дела;
- выявить проблемы лицензирования отдельных видов деятельности.
Объект исследования – лицензирование.
Предмет исследование – лицензирование отдельных видов деятельности.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Лицензирование отдельных видов деятельности в РФ
Законодательное определение лицензирования содержится в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» согласно данному закону под ней понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования[1].
Однако можно сделать вывод, что данное определение является слишком пространным и пересекается с полномочиями лицензирующих органов. Поэтому целесообразно определить лицензирование как деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий.
Для того, чтобы более детально понимать институт лицензирования необходимо узнать первоначальное значение понятия «лицензии». Слово «лицензия» происходит от лат. licentia, что означает разрешение, также под лицензией понимается «вольность, свободу делать что угодно».
В российской юридической науке понятие лицензии употреблялось в двух основных значениях. Во-первых, под лицензией понимают право на занятие определенным видом деятельности, во-вторых, лицензия - это документ, свидетельство, которое удостоверяет указанное право. Первой точки зрения придерживается ученый-правовед Жилинский, который лицензию определяет, как специальное право на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю[2]. Другой точки зрения придерживается, ученый-юрист Н.Ю. Круглова, которая определяет лицензию как «официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока на определенных условиях».
Однако две указанные точки зрения нашли свое отражение в ФЗ, который дает следующее определение лицензии, под ней понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
На наш взгляд, данное определение является удачным решением законодателя, так как оно не только выражает сущность лицензии, но и соответствует сформировавшейся правовой действительности и темпам развития гражданского оборота. Одним из важных вопросов в понимании института лицензирования в российском праве является определение лицензируемых видов деятельности.
Так, ФЗ «О лицензировании» дает перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, к ним следует отнести производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции, разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Лицензирование данных видов деятельности осуществляется на основании норм ФЗ о лицензировании. Такой порядок лицензирования принято называть общим. С другой стороны, существуют виды деятельности, которые регламентированы специальными федеральными законами. Их перечень определен в ч. 2, ст. 1 ФЗ о лицензировании к этому следует отнести деятельность кредитных организаций; деятельность по проведению организованных торгов. Данный порядок называется специальным порядком лицензирования отдельных видов деятельности.
На основании ч. 4, ст. 1 ФЗ «О лицензировании» установлены особые правила при лицензировании следующих видов деятельности:
- оказание услуг связи, телевизионное вещание или радиовещание;
- частная детективная деятельность;
- частная охранная деятельность;
- образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
На наш взгляд, данный ряд отношений следует относить к особому порядку лицензирования определенных видов деятельности. Кроме того, законодатель регламентировал иные лицензируемые направления и сферы деятельности, которые не урегулированы ФЗ о лицензировании, к этому следует отнести систему лицензирования деятельности, связанную с пользованием недр[3], лесного фонда[4], объектов растительного и животного мира[5]. Однако характер указанных систем лицензирования отличается от лицензирования, регламентированного ФЗ о лицензировании, тем, что при выдаче лицензий на пользование недрами и иными природными ресурсами между субъектами заключается договор, направленный на развитие рыночных отношений и увеличение оборота товара.
Таким образом, лицензирование, предусмотренное в ФЗ «О лицензировании» - это деятельность лицензирующих органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензиатами законодательно установленных требований. В заключение следует отметить, что институт лицензирования прошел достаточно трудный путь становления в российском праве. Так, за довольно короткий период времени успели смениться три различных закона о лицензировании. При этом последний закон не является абсолютной гарантией прав лицензиатов, в нем есть правовые пробелы и неточности, которые требуют законодательного регулирования. Но одно можно сказать точно: новый закон является ещё одним шагом на пути защиты прав предпринимателей и юридических лиц.
1.2 Система федерального законодательства о лицензировании: проблемы и перспективы законодательного регулирования
Несмотря на то что лицензии появились в нашем государстве не так давно, на сегодняшний день уже можно говорить о системе законодательства[6] в данной области общественных отношений, то есть совокупности нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением и частью системы российского права[7].
Современное лицензионное законодательство состоит из положений Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации, регламентирующих лицензионные отношения, определяющих статус их участников, содержание лицензионных требований, а также устанавливающих социально-правовые предпосылки лицензирования и административную процедуру лицензирования[8].
Правовые основы лицензирования включают в себя совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней[9].
Федеральное лицензионное законодательство берет свои истоки в Конституции Российской Федерации. В качестве примера можно привести ст. 71, 72 Конституции РФ[10], в которых определяются предметы ведения и полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на основании них разграничиваются полномочия лицензирующих органов. В целом хотелось бы отметить, что конституционные нормы опосредовано регулируют лицензионные отношения, устанавливая правовые пределы и фундамент для лицензирования.
Во-вторых, немаловажную роль в лицензионном законодательстве играют кодексы. Гражданский кодекс РФ в ст. 49, 173, 556, 559, 789, 825, 835, 845, 908, 938, 1031, 1063 определяет правила и положения лицензирования в самом общем виде. Так, например, правоспособность и дееспособность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении определенных видов деятельности, подлежащих лицензированию, возникает только после получения ими лицензии.
За совершение правонарушений в сфере лицензирования может наступать административная или уголовная ответственность. Административная ответственность установлена в гл. 14, 19 КоАП РФ и предусматривает в качестве административного правонарушения осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (ст. 14.1.), незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами (ст. 14.17.1) и др. В уголовном законодательстве предусматривается уголовная ответственность в сфере лицензирования, например ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ.
В-третьих, система законодательства о лицензировании представлена иными федеральными законами. Базовым документом, регулирующим лицензионные отношения между органами исполнительной и муниципальной власти, юридическими лицами, гражданами, индивидуальными предпринимателями, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[11] (далее — Закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Данный Закон обозначает и разграничивает сферу применения лицензионных отношений, устанавливает лицензируемые виды деятельности, принципы, систему и полномочия лицензирующих органов, лицензионные требования, срок действия лицензии, а также порядок организации и осуществления лицензирования.
К федеральному законодательству также можно отнести федеральные отраслевые законы, устанавливающие порядок осуществления лицензируемого вида деятельности, к которым не применяется Закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В качестве примера можно привести Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»[12], определяющий правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направленный на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии. Так, ст. 26, 27 данного Закона определяют правила лицензионно-разрешительной деятельности на право ведения работ в области использования атомной энергии, в том числе и выдачу разрешений работникам объектов использования атомной энергии.