Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. При осуществлении регулирования экономических отношений в РФ особое внимание уделяется разрешительной политике. Разновидностью разрешительной политики в нашей стране является система государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, система сертификации, государственной аккредитации, а также система лицензирования. По мнению некоторых ученых-правоведов, институт лицензирования, выступает в качестве совокупности норм, правил, а также процедур административного права, кроме этого является одной из форм административного взаимодействия между субъектами предпринимательских отношений и государством, целью которого является обеспечение баланса, как частных, так и публичных интересов.

Целью данной работы является анализ лицензирования отдельных видов деятельности, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть лицензирование отдельных видов деятельности в РФ;

- изучить систему федерального законодательства о лицензировании: проблемы и перспективы законодательного регулирования;

- рассмотреть особенности лицензирования деятельности субъектов страхового дела;

- выявить проблемы лицензирования отдельных видов деятельности.

Объект исследования – лицензирование.

Предмет исследование – лицензирование отдельных видов деятельности.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Лицензирование отдельных видов деятельности в РФ


Законодательное определение лицензирования содержится в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» согласно данному закону под ней понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования[1].

Однако можно сделать вывод, что данное определение является слишком пространным и пересекается с полномочиями лицензирующих органов. Поэтому целесообразно определить лицензирование как деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий.

Для того, чтобы более детально понимать институт лицензирования необходимо узнать первоначальное значение понятия «лицензии». Слово «лицензия» происходит от лат. licentia, что означает разрешение, также под лицензией понимается «вольность, свободу делать что угодно».

В российской юридической науке понятие лицензии употреблялось в двух основных значениях. Во-первых, под лицензией понимают право на занятие определенным видом деятельности, во-вторых, лицензия - это документ, свидетельство, которое удостоверяет указанное право. Первой точки зрения придерживается ученый-правовед Жилинский, который лицензию определяет, как специальное право на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю[2]. Другой точки зрения придерживается, ученый-юрист Н.Ю. Круглова, которая определяет лицензию как «официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока на определенных условиях».

Однако две указанные точки зрения нашли свое отражение в ФЗ, который дает следующее определение лицензии, под ней понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.


На наш взгляд, данное определение является удачным решением законодателя, так как оно не только выражает сущность лицензии, но и соответствует сформировавшейся правовой действительности и темпам развития гражданского оборота. Одним из важных вопросов в понимании института лицензирования в российском праве является определение лицензируемых видов деятельности.

Так, ФЗ «О лицензировании» дает перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, к ним следует отнести производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции, разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Лицензирование данных видов деятельности осуществляется на основании норм ФЗ о лицензировании. Такой порядок лицензирования принято называть общим. С другой стороны, существуют виды деятельности, которые регламентированы специальными федеральными законами. Их перечень определен в ч. 2, ст. 1 ФЗ о лицензировании к этому следует отнести деятельность кредитных организаций; деятельность по проведению организованных торгов. Данный порядок называется специальным порядком лицензирования отдельных видов деятельности.

На основании ч. 4, ст. 1 ФЗ «О лицензировании» установлены особые правила при лицензировании следующих видов деятельности:

- оказание услуг связи, телевизионное вещание или радиовещание;

- частная детективная деятельность;

- частная охранная деятельность;

- образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").

На наш взгляд, данный ряд отношений следует относить к особому порядку лицензирования определенных видов деятельности. Кроме того, законодатель регламентировал иные лицензируемые направления и сферы деятельности, которые не урегулированы ФЗ о лицензировании, к этому следует отнести систему лицензирования деятельности, связанную с пользованием недр[3], лесного фонда[4], объектов растительного и животного мира[5]. Однако характер указанных систем лицензирования отличается от лицензирования, регламентированного ФЗ о лицензировании, тем, что при выдаче лицензий на пользование недрами и иными природными ресурсами между субъектами заключается договор, направленный на развитие рыночных отношений и увеличение оборота товара.


Таким образом, лицензирование, предусмотренное в ФЗ «О лицензировании» - это деятельность лицензирующих органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензиатами законодательно установленных требований. В заключение следует отметить, что институт лицензирования прошел достаточно трудный путь становления в российском праве. Так, за довольно короткий период времени успели смениться три различных закона о лицензировании. При этом последний закон не является абсолютной гарантией прав лицензиатов, в нем есть правовые пробелы и неточности, которые требуют законодательного регулирования. Но одно можно сказать точно: новый закон является ещё одним шагом на пути защиты прав предпринимателей и юридических лиц.

1.2 Система федерального законодательства о лицензировании: проблемы и перспективы законодательного регулирования

Несмотря на то что лицензии появились в нашем государстве не так давно, на сегодняшний день уже можно говорить о системе законодательства[6] в данной области общественных отношений, то есть совокупно­сти нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная си­стема является внешним выражением и частью системы российского права[7].

Современное лицензионное законодатель­ство состоит из положений Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Фе­дерации, регламентирующих лицензионные от­ношения, определяющих статус их участников, содержание лицензионных требований, а также устанавливающих социально-правовые пред­посылки лицензирования и административную процедуру лицензирования[8].

Правовые основы лицензирования включа­ют в себя совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней[9].

Федеральное лицензионное законодатель­ство берет свои истоки в Конституции Россий­ской Федерации. В качестве примера можно привести ст. 71, 72 Конституции РФ[10], в которых определяются предметы ведения и полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на основании них разграничивают­ся полномочия лицензирующих органов. В це­лом хотелось бы отметить, что конституционные нормы опосредовано регулируют лицензион­ные отношения, устанавливая правовые преде­лы и фундамент для лицензирования.


Во-вторых, немаловажную роль в лицензи­онном законодательстве играют кодексы. Граж­данский кодекс РФ в ст. 49, 173, 556, 559, 789, 825, 835, 845, 908, 938, 1031, 1063 определяет правила и положения лицензирования в самом общем виде. Так, например, правоспособность и дееспособность юридических лиц, индивиду­альных предпринимателей при осуществлении определенных видов деятельности, подлежа­щих лицензированию, возникает только после получения ими лицензии.

За совершение правонарушений в сфере лицензирования может наступать администра­тивная или уголовная ответственность. Админи­стративная ответственность установлена в гл. 14, 19 КоАП РФ и предусматривает в качестве адми­нистративного правонарушения осуществление предпринимательской деятельности без лицен­зии (ст. 14.1.), незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой про­дукции физическими лицами (ст. 14.17.1) и др. В уголовном законодательстве предусматри­вается уголовная ответственность в сфере ли­цензирования, например ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ.

В-третьих, система законодательства о ли­цензировании представлена иными федераль­ными законами. Базовым документом, регули­рующим лицензионные отношения между орга­нами исполнительной и муниципальной власти, юридическими лицами, гражданами, индивиду­альными предпринимателями, является Феде­ральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О ли­цензировании отдельных видов деятельности»[11] (далее — Закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Данный Закон обозначает и разграничивает сферу примене­ния лицензионных отношений, устанавливает лицензируемые виды деятельности, принципы, систему и полномочия лицензирующих орга­нов, лицензионные требования, срок действия лицензии, а также порядок организации и осу­ществления лицензирования.

К федеральному законодательству также можно отнести федеральные отраслевые зако­ны, устанавливающие порядок осуществления лицензируемого вида деятельности, к которым не применяется Закон № 99-ФЗ «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности».

В качестве примера можно привести Феде­ральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»[12], опре­деляющий правовую основу и принципы регу­лирования отношений, возникающих при ис­пользовании атомной энергии, направленный на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии. Так, ст. 26, 27 данного Закона определяют правила лицензи­онно-разрешительной деятельности на право ведения работ в области использования атом­ной энергии, в том числе и выдачу разрешений работникам объектов использования атомной энергии.