Файл: Понятие и виды наследования. Наследование: понятие, основания, наследство и наследники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в качестве наследников четвертой очереди родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки наследодателя;

- в качестве наследников пятой очереди родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);

- в качестве наследников шестой очереди родственники пятой степени родства - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

Иные родственники наследодателя указанных степеней родства, а также родственники шестой степени родства и выше наследственной очереди не образуют и могут призываться к наследованию по закону только по праву представления, когда это допустимо (например, праправнук наследодателя).

К наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

Отчимом (мачехой) признается супруг родителя, не являющийся отцом (матерью) ребенка. На вопрос о том, должен ли ребенок в момент заключения брака являться несовершеннолетним, российский закон ответа не дает. Пункт 29 Постановления Пленума N 9 разъясняет, что названные в п. 3 ст. 1145 лица призываются к наследованию и в случае, если брак родителя пасынка, падчерицы с наследодателем, а равно брак отчима, мачехи с родителем наследодателя был прекращен до дня открытия наследства вследствие смерти или объявления умершим того супруга, который являлся соответственно родителем пасынка, падчерицы либо родителем наследодателя. В случаях, если брак прекращен путем его расторжения, а также признан недействительным, указанные в п. 3 ст. 1145 ГК РФ лица к наследованию не призываются.

С точки зрения очередности определенными особенностями обладает наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя. В ст. 1148 ГК РФ выделены две группы нетрудоспособных иждивенцев.

К первой группе[36] относятся находящиеся во второй и последующих очередях наследников по закону нетрудоспособные иждивенцы, находившиеся на иждивении наследодателя не менее года до открытия наследства. Для такого лица его очередь становится "скользящей" (т.е. присоединяется как равная к той очереди, которая призывается по правилам очередности).

До принятия Постановления Пленума N 9 неразрешенным являлся вопрос о том, наследуют ли по п. 1 ст. 1148 ГК РФ указанные в ст. ст. 1143, 1144 ГК РФ наследники по праву представления в случае, когда их предок, призываемый к наследованию, к моменту открытия наследства жив. И если да, то почему таким же правом не обладают внуки наследодателя и их потомки, являющиеся более близкими родственниками наследодателя?


В п. 31 Постановления разъяснено, что нетрудоспособные иждивенцы наследодателя из числа лиц, указанных в п. 2 ст. 1142 ГК РФ, наследующих по праву представления, которые не призываются к наследованию в составе соответствующей очереди (внуки наследодателя и их потомки при жизни своих родителей - наследников по закону первой очереди), наследуют на основании п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 1148 ГК РФ, т.е. независимо от совместного проживания с наследодателем.

То есть судебной практикой воспринят следующий подход: все наследники по праву представления, являющиеся нетрудоспособными иждивенцами, при жизни "основного" наследника учитываются в составе своих очередей (т.е. по п. 1 ст. 1148 ГК), а не "сваливаются" в восьмую очередь.

Для таких наследников законодательно не решен вопрос о выборе варианта наследования - по праву представления или в качестве нетрудоспособного иждивенца - в случае смерти "основного" в их очереди наследника. Дело в том, что размер причитающейся доли в этих случаях рассчитывается по разным правилам[37].

Ко второй группе[38] относятся нетрудоспособные иждивенцы, которые ни к одной из предшествующих семи очередей наследников не относятся. В связи с этим для признания их наследниками необходимо дополнительное условие - нахождение на иждивении и совместное проживание с наследодателем не менее года до его смерти. При наличии всех условий данные лица входят в восьмую очередь, которая по правилам п. п. 2, 3 ст. 1148 ГК РФ может быть как "скользящей" (если есть наследники предшествующих очередей), так и самостоятельной (при отсутствии других наследников по закону). В юридической литературе отмечается, что особенностью наследования в порядке "скользящей" очереди является неприменимость правила о приращении долей в пользу присоединяющегося иждивенца, когда право на принятие наследства переходит к последующей очереди ввиду отказа (или непринятия) наследников предшествующей очереди[39]. Интересно, как работает эта модель, если отказ совершен лишь некоторыми наследниками, а остальные наследники, призываемой очереди приняли наследство.

Обязательная доля в наследстве.

Институт обязательной доли в наследстве, известный российскому праву, является исключением из принципа свободы завещания. Обязательной долей в наследстве обладают несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании п. п. 1 и 2 ст. 1148 ГК РФ. Понятия нетрудоспособности и нахождения на иждивении разъяснены в п. 31 Постановления Пленума N 9.


Исходя из круга обязательных наследников можно прийти к выводу, что целью правил об обязательной доле является предоставление имущества потенциально экономически слабым наследникам.

Вопрос об обязательной доле может возникнуть только в случае составления завещания. Если завещания нет, обязательный наследник призывается к наследованию в числе наследников первой очереди (или восьмой, если нет других наследников, кроме лиц, указанных в п. 2 ст. 1148 ГК РФ) и наследует в равных долях с другими призываемыми наследниками, кроме случая наследования по праву представления. Когда завещание было составлено, обязательный наследник независимо от содержания завещания наследует не менее половины той доли, которая причиталась бы ему при отсутствии завещания. В первую очередь право на обязательную долю реализуется за счет незавещанного имущества, т.е. за счет уменьшения долей наследников по закону. Если незавещанного имущества недостаточно или его нет, размер доли обязательного наследника формируется за счет пропорционального уменьшения долей или имущества, передаваемого наследникам по завещанию. По-видимому, интерес обязательного наследника защищается путем восстановления его доли в наследстве до определенного законом минимума, а не путем установления компенсационной выплаты в его пользу[40]. Российский закон не устанавливает, каким образом подлежит защите право на обязательную долю в случае, когда наследственная масса пообъектно распределена между наследниками. Исходя из предыдущих рассуждений наследники по завещанию становятся не единоличными собственниками имущества, как это указано в завещании, а сособственниками наряду с обязательным наследником.

В счет размера обязательной доли засчитывается стоимость любого имущества, получаемого обязательным наследником из наследственной массы по любому основанию: стоимость завещанного ему имущества; стоимость установленного в его пользу завещательного отказа; денежные суммы, завещанные ему путем составления завещательного распоряжения в банке. Российскому праву неизвестны случаи зачета в счет обязательной доли стоимости подарков, полученных обязательным наследником от наследодателя, а также учет при определении размера обязательной доли имущества, подаренного наследодателем другим наследникам или третьим лицам.

Размер обязательной доли может быть уменьшен судом, в том числе до ноля, если соблюдение прав обязательного наследника повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию.


Право на обязательную долю носит строго личный характер, поэтому отказ от обязательной доли в пользу какого-либо иного лица не допускается, право на обязательную долю не переходит в порядке наследственной трансмиссии. Отказ от права на обязательную долю, совершенный до открытия наследства, юридической силы не имеет.

Самостоятельных оснований лишения права на обязательную долю российский закон не предусматривает.

Выморочное имущество.

Если наследников как по завещанию, так и по закону нет (т.е. отсутствуют, не приняли, отстранены и т.п.), то имущество умершего считается выморочным.

Такое имущество автоматически переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, за исключением недвижимости, которая исходя из места нахождения переходит в муниципальную собственность или в собственность городов федерального значения. Принятия наследства в данном случае не требуется. Публичное образование должно признаваться правопреемником наследодателя независимо от получения свидетельства о праве на наследство.

Решая вопрос о судьбе выморочного недвижимого имущества, российский законодатель вряд ли предполагал освободить муниципальные образования от ответственности по долгам наследодателя. Поэтому если в составе выморочного имущества есть недвижимость, распределение ответственности публичных образований по долгам наследодателя регулируется правилами ст. 1175 ГК РФ.

Как правило, выморочным имуществом становится наследство небольшой стоимости. В результате этого публичное образование не заинтересовано в учете наследства и оформлении наследственных прав, что негативно сказывается на интересах кредиторов.

Приведем ниже права супруга наследодателя при наследовании.

Статья 1150 ГК РФ посвящена соотношению права супруга на наследование имущества умершего супруга и права собственности, которое принадлежит супругу на имущество, нажитое в период брака в режиме совместной собственности[41]. По российской модели смерть супруга влечет прекращение совместной собственности, если между супругами действовал законный режим имущества. Поскольку раздела имущества в этот момент не происходит, следует предположить, что на месте совместной собственности образуются две доли в праве собственности, размер которых презюмируется равным. Одна доля принадлежит пережившему супругу, а другая поступает в состав наследственной массы, наряду с единоличным имуществом наследодателя. Переживший супруг вправе на основании ст. 75 Основ законодательства о нотариате получить у нотариуса по месту открытия наследства свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе в размере половины от общего имущества. В юридической литературе высказываются разные мнения о последствиях нереализации права на определение доли в общем имуществе - от индифферентности до риска утраты права[42].


Переживший супруг вправе признать отсутствие его доли в имуществе, приобретенном в период брака (п. 33 Постановления Пленума N 9). Такое заявление может и не соответствовать действительности. Например, делается с целью упрощения оформления наследственных прав. Представляется, что заявление создает для бывшего супруга неопровержимую презумпцию отсутствия общего имущества, но заинтересованные лица (в частности, кредиторы заявителя) вправе эту презумпцию опровергнуть в судебном порядке.

Случаи полного исключения совместной собственности из состава наследственной массы российскому праву неизвестны. Помимо актива, в состав общего имущества входят общие долги супругов. Общие обязательства супругов (обязательства по распоряжению общим имуществом, обязательства, принятые в интересах семьи) традиционно не относят к разновидности солидарной множественности на стороне должника. Однако порядок обращения взыскания по общим обязательствам схож с ответственностью солидарных должников. Взыскание обращается на общее имущество супругов, а при его недостаточности на единоличное имущество каждого из супругов солидарно. О разделе общих долгов пропорционально присужденным долям при разделе совместной собственности говорится в п. 3 ст. 39 СК РФ.

Проблема ответственности по общим обязательствам остро встает не только при расторжении брака, но и при банкротстве супруга (индивидуального предпринимателя) и открытии наследства в отношении одного из супругов. В российском законодательстве не раскрыт механизм распределения долга между пережившим супругом и наследниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в курсовой работе обзор некоторых положений российского наследственного права позволяет прийти к следующим выводам.

При решении вопроса о целесообразности реформирования наследственного права и путях его совершенствования желательно устранить довольно серьезные пробелы в российском законодательстве, выявленные на страницах юридической литературы, в том числе обозначенные в настоящей работе, изучить зарубежные институты, неизвестные российскому наследственному праву.

Представляется особенно важным обсудить следующие предложения, многие из которых уже высказывались российскими специалистами в области наследственного права.

1. Расширение оснований наследования за счет введения совместных завещаний супругов.

Естественным кажется то, что лицо может принимать на себя обязательства, действие которых проявляется не только при жизни, но и после смерти этого лица. Это проявление принципа свободы договора. По данной модели построена пожизненная рента. Такая черта завещания, как возможность его немотивированной отмены в любой момент, обусловлена безвозмездностью перехода прав, но вряд ли вытекает из природы распоряжения на случай смерти. Представим себе ситуацию, когда каждый супруг имеет необщего ребенка. Такие супруги могут договориться, что дети будут наследовать за каждым из них совместно. Завещание, не дающее юридической связанности, может быть легко отменено пережившим супругом. Но наступившие последствия будут явно несправедливыми, поэтому возможность существования в законе юридической связанности распоряжением на случай смерти представляется необходимой. В российских семьях нормальным считается совместное обсуждение имущественных последствий смерти одного из супругов, поэтому придание юридической силы достигнутым договоренностям видится логичным.