Файл: Махмудова С. Г. г. Махачкала, Россия роль семьи в сохранении родного языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шихмурзаева Юлдуз Джабраиловна-студентка 1 курса 10 группы
Юридический колледж СКИ ФГБОУ ВО «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»
Научный руководитель – Махмудова С.Г.
г. Махачкала, Россия
РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА
Одна из самых острых проблем современности – проблема сохранения национальных культур, особенно культур малых народов. Кроме того, сегодня остро встала проблема сохранения родных языков.«Любой национальный язык непосредственно связан cформированием национального самосознания. В настоящее время особенно необходимо уважительное и тактичное отношение к национальному языку, этническому этикету, объектам национальной культуры и к духовности в целом, которая лежит в основе любого этноса и проявляется через родной язык» [1]
Немаловажную роль в сохранении родного языка и национальных традиций играет семья.
История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую группу. Поэтому важно выработать бережное отношение к родному языку, показать важность его знания.
Актуальность темы определяется значимостью знания родного языка, как носителя духовной культуры народа. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Каждый человек должен знать свой родной язык, это закон жизни и природы.
Цель моей статьи : выявить влияние семьи на сохранение и развитие родного языка, в частности кумыкского языка.
Родной язык - хранилище мудрости и памяти. Это инструмент для выражения тонких мыслей, нежных чувств, духовных ценностей и блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории народа. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. Он позволяет людям ощущать свою общность, идентифицировать себя этнически со своим народом. «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ»[2] - эти слова великого педагога К.Д. Ушинского актуальны и сегодня
Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения.
Состояние родного языка, его роль в семье определяют состояние национальной культуры. Язык выступает важным средством, способным помочь проникнуть в скрытую сферу ментальности, поскольку через призму языка происходит восприятие и воссоздание реальности.
В целях выяснения статуса родного языка и особенностей его функционирования в современных семьях, я выбрала родное село Костек . Население составляют жители, родным языком которых является кумыкский . В семьях, где оба родителя одной национальности, общение на уровне семьи и быта происходит в основном на родном языке. Среди молодого поколения много тех, которые разговаривают на родном языке дома. Только небольшой процент семей говорят на русском языке и в основном, это семьи, где родители разной национальности . Также наблюдается тенденция - дети, проживающие с бабушками и дедушками, лучше владеют родным языком .Многие отметили, что они понимают родной язык, но сами не умеют на нем разговаривать, дома общение ведется на русском языке. Связано это с отсутствием доступной среды общения. Язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является средством общения между людьми . В круговороте дел мы совсем не замечаем и не обращаем внимания на то, как мы обижаем и унижаем родной язык. Не ценим его, как один из редких языков, как язык величайшего художественного творчества.
Я считаю, что каждая семья должна ставить перед собой цель :
прививать детям желание говорить на родном языке; воспитывать уважение к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа. Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря бытует мнение, дети зеркало своих родителей
1. Всегда, независимо от обстоятельств, дома со своими детьми нужно говорить на родном языке.
Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок с гордостью будет разговаривать на нем, и передаст его своим детям.
Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее прошлым, и последующие поколения . ».[3] Не стать Иванами, не помнящими родства» – так в русском народе принято называть тех, кто не знает и не желает знать своего языка , своей истории, культуры, своих предков… Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка, когда в роли воспитателя и учителя выступают родители. Куприн как-то сказал: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
В заключении хочу отметить , что заменяя свой родной язык чужеземным, народ предает свою историю, он отрекается от истоков своих. Ибо если умрет язык, то умрет и вся культура, а значит и вся нация в целом, потому что это одно целое, то, что нельзя разъединить ни при каких обстоятельствах . Ведь, язык-душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.
Библиографический список
-
Магомедов М.И. Гуманитарный Дагестан: язык, культура, образование. Махачкала, 2013. С. 103. -
Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 12 тт. М., 1952. Т. 11. -
А.И. Куприн, Собрание сочинений: в 9 томах. Том 9. — М.: «Художественная литература», 1973 г.
1