Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








Горбачёва Надежда Владимировна

Северо-Казахстанская область, Жамбылский район,

село Троицкое

КГУ «Троицкая общеобразовательная школа»

Учитель математики и информатики

Доклад на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках информатики».

Современная модернизация образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. Школа должна готовить ученика к работе в конкурентных условиях. И сегодня как никогда востребованы люди, умеющие:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

  • самостоятельно приобретать необходимые знания;

  • грамотно работать с информацией;

  • самостоятельно критически мыслить;

  • чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применимы в окружающей их действительности;

Нужны люди, способные генерировать новые идеи, творчески мыслить; коммуникабельные, контактные в различных социальных группах.

Поэтому на протяжении последних 5 лет я уделяю большое внимание развитию функциональной грамотности у учащихся на уроках информатики.

Функциональная грамотность складывается из компьютерной, информационной, коммуникативной, экономической, гражданской, общественно-политической, языковой, бытовой и общей грамотности человека.

Как показали результаты международного исследования PiSA, Казахстан уступает развитым странам по уровню функциональной грамотности. К сожалению, уровень компьютерной, информационной и экономической грамотности в нашей стране пока ещё низок. Поэтому я особое внимание на своих уроках уделяю именно этим направлениям.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает:

  • Знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера.

  • Знание основных видов программного обеспечения.

  • Знание пользовательских интерфейсов.

  • Умение производить поиск, хранение, обработку различных видов информации с помощью соответствующего ПО.


Что очень важно в настоящее время, так как всё больше профессий связано с использованием вычислительной техники от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств.

На своих уроках я использую компьютерные технологии как источник дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

В настоящее время возникло противоречие между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет прежде всего формировать особый вид грамотности – информационную, которая предполагает:

  • Умение искать информацию, критически её оценивать, выбирать нужную, использовать её и создавать новую.

  • Умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации.

Эти умения необходимы в современном динамично развивающемся информационном обществе, где информационные технологии всё глубже проникают в жизнь человека. Это находит своё отражение на уроках и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам. Дети видят, что, например, поиск информации в интернете гораздо быстрее, разнообразнее и удобнее. Информация, которую они получают с помощью компьютера, очень важна. В результате приходит понимание роли информации в жизни человека.

Ещё подробно остановлюсь на экономической грамотности, которая предполагает:

  • умение учащихся решать задачи с экономическим содержанием;

  • формирование у учащихся стремления активно участвовать в экономической жизни своей страны.

Достаточно широко экономическое воспитание осуществляется при изучении темы «Электронные таблицы», где учащиеся должны научиться решать задачи с экономическим содержанием. При использовании вычислительных таблиц школьники видят, что можно произвести большие математические расчеты
, затрачивая при этом меньше времени, чем, если бы они все это делали вручную. Это осуществляется за счет использования различных формул, которыми обладают электронные таблицы. Экономические задачи способствуют формированию у учащихся экономического мышления. При их решении с помощью электронных вычислительных таблиц дети обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности. Решение подобных задач способствует усвоению школьниками экономических понятий, которые используются в реальной действительности и пригодятся им в будущем. Происходит формирование таких качеств как бережливость, предприимчивость, расчётливость. Немаловажным является то, что решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики вносит разнообразие в урок. Подобные задачи закладывают зачатки экономических знаний у школьников.

Способность человека делать открытия — не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Поэтому я стараюсь на уроке помочь учащимся самореализоваться, почувствовать себя успешными. Для этого использую различные творческие задания:

  • «создать» открытку, мозаику в графическом редакторе Paint;

  • создать визитную карточку;

  • оформить титульный лист книги;

  • создать базу данных «Ученик», содержащую информацию о ваших одноклассниках;

  • создать кроссворд;

  • создать презентацию на заданную тему и т. д.

По моему мнению, профессию учителя можно сравнить с мифологической птицей Феникс – символом вечного обновления. Для преподавателя информатики это особенно важно, т.к. очень быстро устаревает компьютерная техника и программное обеспечение к ней. Поэтому для высокой эффективности процесса обучения учителю необходимо повышать своё педагогическое мастерство, совершенствовать себя. Что я и делаю: участвую в различных заочных и дистанционных конкурсах, прохожу профессиональную переподготовку на курсах повышения квалификации по разным направлениям.

Учить сегодня – сложная задача,

Ученье, как вершина, нас зовёт.

Быть современным, грамотным,

А это значит – учить себя, чтоб двигаться вперёд!